
- •Раздел шестой. Право и правовое регулирование Глава 17. Правовое регулирование: понятие, основные черты
- •1. Вопросы правового регулирования в марксистско-ленинской общей теории права.
- •2. Правовое воздействие и правовое регулирование.
- •3. Предмет правового регулирования.
- •4. Методы правового регулирования.
- •5. Способы правового регулирования [10].
- •6. Типы (порядки) правового регулирования.
- •7. Реализации права. Формы реализации.
- •Глава 18. Правовое регулирование и правотворчество
- •1. Единство правотворчества и правового регулирования.
- •2. Правотворчество – завершающая и конститутивная стадия формирования права.
- •3. Правотворчество – разновидность государственной деятельности. Способы (формы) правотворчества.
- •4. Правотворческая деятельность. Правотворческий акт. Юридические источники.
- •Глава 19. Правовое регулирование и применение права
- •1. Место и роль применения права в правовом регулировании.
- •2. Субъекты применения права.
- •3. Применение права как разновидность государственной деятельности (социального управления).
- •4. Основания применения права.
- •5. Восполнение пробелов в законодательстве в процессе применения права.
- •6. Природа правовосполнительной деятельности правоприменительных органов.
- •7. Правоприменительная деятельность. Правоприменительный акт.
- •8. Применение права и правовая активность участников общественных отношений.
5. Способы правового регулирования [10].
Под способами правового регулирования следует понимать те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах, в других элементах правовой системы. Основными способами правового регулирования являются:
а) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности к активному поведению, т.е. что-то сделать, передать, уплатить и т.д.;
б) дозволение – предоставление лицам права на свои, собственные активные действия;
в) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода.
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.296
Все перечисленные способы связаны с субъективными правами, осуществляются через них. Причем если при дозволении субъективное право (включая право требования, обеспечивающее собственные активные действия) образует самое содержание данного способа правового регулирования, то при обязывании и запрещении право требования принадлежит другим лицам; его смысл состоит в том, чтобы обеспечивать исполнение активной (связывание) или пассивной (запрещение) юридической обязанности.
Из элементов правовой материи, выражающих способы регулирования, образуется самая плоть отраслевых методов. Причем от первичных особенностей последних – централизованного и децентрализованного регулирования – во многом зависит и комбинация способов, которая характерна для той или иной отрасли права. Для отраслевых методов, где доминирующим является централизованное регулирование (административное право, финансовое право и др.), в комбинации указанных трех способов превалируют обязывание («а») и запрещение («в»); в отраслевых же методах, выражающих диспозитивное начало (гражданское право, семейное право, трудовое право и др.), превалирует дозволение («б») [11].
Нетрудно заметить, что цепочка зависимостей между элементами правовой системы может быть протянута и дальше – к специально-юридическим функциям права. В частности, обязывание присуще в основном динамической, а дозволение и запрещение – статической регулятивным функциям права (1.12.4.).
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.297
Существен и следующий момент. Такие способы правового регулирования, как дозволение и запрещение, находят свое бытие и за пределами конкретного нормативного материала; проявляясь в соответствующих юридических нормах (управомочивающих и запрещающих), они одновременно выступают в виде глубинных элементов структуры права (1.15.9.).
Думается, рассматриваемые три способа правового регулирования – не однопорядковые явления [12]. Можно предположить, что наиболее элементарным (с юридической стороны), расположенным в верхних слоях правовой системы является способ юридического связывания: он не выходит за пределы конкретных юридических норм, выражается в простейших юридических связях – относительных правоотношениях. Дозволения же и запрещения (запреты) органичны для права, они принадлежат к глубинным пластам права, его механизма, где правовая система прямо контактирует с экономикой, социально-политическими отношениями, с непосредственно-социальными притязаниями, соответствующими господствующим отношениям (сущностью права второго порядка), и потому непосредственно выражают социально-политическое существо правовой системы.
Особо велико в данной плоскости значение юридических дозволений: именно они являются непосредственным выражением той свободы, которая в единстве с ответственностью образует содержание непосредственно-социальных притязаний. И именно по содержанию, характеру, направленности юридических дозволений проходит наиболее отчетливый водораздел между правом эксплуататорских обществ и социалистическим правом. Тот решающий факт, что дозволения, свойственные социалистическому праву, не допускают эксплуатации человека человеком, насилия и произвола над личностью и выражают невиданную для эксплуататорского общества свободу в наиболее жизненных, важных для трудящегося человека областях социальной жизни, и характеризует величайшие социальные достоинства и преимущества социалистического права – права нового и высшего исторического типа.
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.298