
для Урги / Патопсихологические / Образцы заключений / Патопсихологические / Заключение 9 (исследование познавательной деятельности, эмоц
.doc
Заключение по данным экспериментально - психологического обследования
Л., 26 лет от 2005 г.
При проведении психологического обследования испытуемая охотно шла на сотрудничество. Контакт носил свободный неформальный характер и сохраняется таковым до окончания эксперимента. При этом пациентка не проявляла интереса к проводимому исследованию и его возможным результатам, но и не отказывалась от выполнения заданий, делая все четко, аккуратно, послушно, строго по инструкции, не интересуясь целью проведения и назначением предлагаемых методик. Мотив экспертизы, таким образом, сформирован не был, так как для него требуется наличие исследовательской мотивации, которая предполагает заинтересованность в том, чтобы выяснить что-то содержательное о себе, чего в данном случае не было. Выполнению тестов и методик, обследуемая предпочитала беседу с экспериментатором и в этой ситуации чувствовала себя спокойно, свободно и расковано, поскольку была заинтересована в процессе общения, как таковом, возможности выговориться, получить внимание, поддержку и сочувствие. Задания же требующие повышенного сосредоточения и активной умственной работы (на исследование внимания, памяти, мышления, интеллекта) тяготили ее и вызывали не только субъективные ощущения эмоционального дискомфорта, но и выраженные вегетативные проявления (пациентка начинала краснеть, у нее перехватывало дыхание, начинали дрожать руки и потеть ладони). Состояние тревоги усугублялось тем, что испытуемая не справлялась с большинством заданий на исследование когнитивных процессов и факт неуспешности беспокоил ее. Для обследуемой очень важна была позитивная сторонняя оценка, поэтому она часто задала вопросы следующего содержания: «Я плохо это сделала? Я выполнила это задание хуже всех?», а свои неудачи она комментировала репликами: «Какой ужас!», «Я совсем глупая!».
Фон настроения исследуемой был неустойчивым с тенденцией к понижению. Эмоциональные реакции средней интенсивности и продолжительности. Движения в целом немногочисленные, скованные, мимика не богатая, а поза чаще статичная и зажатая. Однако в те моменты, когда испытуемая начинала о чем-то рассказывать очень эмоционально, ее движения становились резкими и порывистыми, мимика живой, пластика богатой. Тоже касалось интонационной окраски и особенностей речи. Чаще обследуемая говорила тихо, в медленном темпе, делая большие паузы между словами и отдельными фразами, и казалось совершая отчетливые усилия, чтобы подобрать слова, производя тем самым впечатление некоторой заторможенности. В моменты же эмоционального оживления голос ее становился громким, а темп речи значительно повышался. В целом, речь испытуемой грамотная, достаточный словарный запас, при анализе речевой продукции выявляется незрелость суждений, признаки психического инфантилизма.
Испытуемая в беседе общительна, активна, очень подробно, обстоятельно и с удовольствием рассказывает о себе, откровенно обсуждая любые даже самые интимные вопросы. В целом, производя впечатление психологически незрелой, доверчивой, откровенной, сензитивной, конформной, внушаемой личности.
Эмоциональная поддержка и ободряющая обстановка значительно не улучшали продуктивность работы, которая оставалась не высокой на протяжении всего эксперимента, однако создавали почву для формирования более доверительного сотрудничества и удовлетворяли актуальную потребность испытуемой.
Темп работы на протяжении всего обследования был крайне низким. При выполнении целенаправленной деятельности обследуемая быстро утомлялась, эффективность работы оставалась не высокой.
Испытуемая предъявляла следующие жалобы:
Проблема с едой. Трудно жевать и особенно глотать грубую пищу. Беспокоит эта проблема испытуемую последние 5 лет (с 21 года), похудела на 12 кг. За столом во время обеда появился ком в горле, ощущение, что в горле застряла еда, ощущение нехватки воздуха, возник страх удушья и паника. Первый подобный страх возник в 6 лет, когда испытуемая чуть не захлебнулась в воде. Второй раз, когда ей было 10 лет, в горле застряла шкурка от зеленого горошка. Семь лет назад на работе подавилась арахисом (в 19 лет). В 21 год смотрела телевизор дома у молодого человека и вдруг вспомнила, что не помнит, куда дела жевательную резинку, появилась паника, что она застряла в горле. После этого случая стали возникать страхи дома по вечерам, когда была одна в комнате, боялась, что могу проглотить мелкие вещи. Бегала в панике искала их по квартире и не успокаивалась, пока не находила. На работе мелких вещей не боялась, «дома как заклинивало». Стала бояться, что в рот попадут волосы примерно в это же время. Первый раз обращается в ВМА, принимает амитриптилин и грандоксин, становится лучше. В 22 года появляется страх глотания пищи.
Исследование по методике SCL-90 (симптоматический опросник) выявило умеренное проявление симптоматики на момент исследования. Общий симптоматический индекс незначительно превысил здоровую норму. Незначительное повышение выявлено лишь по двум шкалам «Фобии» и «Депрессия» (диагностированный балл здесь оказался выше, чем у здоровых испытуемых, но не доходящим до уровня больных неврозами). Показатели по другим шкалам опросника оказались в пределах нормы.
Из 90 жалоб представленных в опроснике, те немногочисленные жалобы, наличие которых испытуемая у себя признает, имеют минимальную степень выраженности (она оценивает их как «немного» беспокоящие). Ни один симптом не беспокоит ее на настоящий момент «сильно» или «очень сильно». Умеренную степень выраженности имеют следующие жалобы: повышенная слезливость, нервозность, раздражительность, чувство одиночества, чувство недовольства другими, чувство неловкости, когда вы едите или пьете на людях, чувство страха, необходимость избегать некоторых мест или действий, так как они пугают.
Результаты опросника Бэка свидетельствуют об отсутствии у испытуемой клинически выраженной депрессии на момент исследования, однако присутствуют жалобы депрессивного характера, выраженные незначительно, такие как: слезливость, нерешительность, чувство несостоятельности, ощущение, что буду наказана.
Целью настоящего обследования явилось получение дополнительных экспериментально - психологических сведений относительно уровня и характера протекания основных психических процессов, исследование эмоционально-поведенческой сферы, а также уточнение особенностей личности для определения актуального психологического статуса обследуемого.
В результате проведенного обследования были получены следующие данные:
Внимание. Время выполнения проб на внимание значительно превышает среднестатистическую норму (корректурную пробу испытуемая выполнила за 11 мин., допустив при этом 33 ошибки, норма до 10-15 ошибок за 8-11 минут). Задания выполняла в медленном темпе. Объем внимания на слова значительно снижен и составляет – 2 информационные единицы при норме 5-7, объем внимания на цифры соответствует норме – 7 информационных единиц. Испытуемая быстро утомлялась при выполнении однообразных заданий, требующих удержания сосредоточенного внимания продолжительное время. Выявлены: неустойчивость внимания, низкая концентрация внимания на объектах, хорошая переключаемость внимания, повышенная отвлекаемость, снижение избирательности внимания. Кривая, отражающая динамику работоспособности, носила неравномерный, зигзагообразный характер. Т.о. у испытуемой наблюдались нарушения внимания по типу – рассеянность (порхающее внимание) – легкая переключаемость слабо концентрируемого внимания. Такая неустойчивость внимания является признаком эмоциональной лабильности и неустойчивости умственной работоспособности в целом, и отражается в поведении.
Память. Диагностированы низкие показатели течения мнестической деятельности. В пробе на непосредственное произвольное запоминание, испытуемая называет десять слов после 7-го предъявления (в норме к 3-5). Продуктивность долговременного запоминания – 70% (в норме 90-100%). При исследовании процессов опосредованного произвольного запоминания допустила значительное количество ошибок в пробах. Эффективность опосредованного запоминания составила 50% (низкий показатель). Пиктограммы носили конкретный характер, и встречался большой процент индивидуально-символических пиктограмм, отражающих эгоцентрические тенденции; рисуемые образы были эмоционально насыщены, зачастую неадекватны по содержанию предъявляемым стимулам. Процесс точного воспроизведения по пиктограммам был затруднен. Т.о. обнаруживаются нарушения непосредственного и опосредованного звеньев произвольного запоминания. Мышление не компенсирует недостаток механической памяти и не способствует лучшему запоминанию. Нарушена динамика мнестической деятельности, последняя носит лабильный характер, что является индикатором неустойчивости умственной работоспособности в целом, ее повышенной истощаемости. Мотивационный и личностный компоненты памяти сохранны.
Мышление. При выполнении предложенных методик испытуемая допускала ошибочные ответы по типу снижения уровня обобщения. Переносный смысл пословиц и поговорок оказался ей недоступен, она трактовала их конкретно. В ее суждениях доминировали непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками часто заменялось установлением сугубо конкретных связей между предметами. У исследуемой преобладает конкретно-действенный тип мышления при недостаточном развитии абстрактно-логического, что является нормой в возрасте 10 – 11 лет, однако не соответствует возрастной норме испытуемой. Помимо этого, у исследуемой встречались единичные ошибочные ответы по типу искажения процесса обобщения за счет актуализации несущественных личностно - значимых признаков, отражающие не столько нарушения формальной логики, сколько эгоцентрические тенденции и восприятие окружающей действительности через призму личного опыта. Эти единичные, ошибочные суждения, однако, не подвергались коррекции, что свидетельствует о недостаточной критичности исследуемой. Скорость и темп ассоциативного процесса у нее замедлены, т.е. нарушена динамика мыслительной деятельности. Мотивационный и личностный компоненты мышления сохранны.
У испытуемой диагностируется средний уровень интеллектуального развития (методика Векслера): общий IQ – 99 (встречается у 50% населения). Невербальный IQ – 98 (средний интеллект). Вербальный IQ – 99 (также средний). Выраженных различий между отдельными подструктурами интеллекта не выявлено.
Анализ структуры интеллектуальной деятельности отражает понижение группы показателей, характеризующих память и внимание (концентрацию, переключаемость, объем и др.). Значения по субтестам «Повторение цифр», «Арифметика», «Кодирование» оказались на низком уровне (ниже среднестатистической нормы), что может свидетельствовать о психомоторной недостаточности, снижении визуально-моторной координации и двигательной активности. Такое понижение встречается при различных астенических состояниях, как органического генеза, так и невротического, когда сосредоточению мешает тревога, последнее встречается в рамках тревожно-депрессивного расстройства и, по-видимому, имеет место в данном интеллектуальном профиле.
Невысокий показатель по субтесту «Осведомленность» свидетельствует о недостаточном объеме и уровне знаний, плохой способности сохранять знания в долговременной памяти, недостаточной общей образованности испытуемой. Важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему в гораздо меньшей степени, чем по другим тестам подвержены «ухудшению» в связи с тем или иным заболеванием и поэтому в клинике этот субтест рассматривают как показатель «преморбидной» характеристики интеллекта обследуемого.
Кроме того, способности, которые относятся к социальному или эмоциональному интеллекту находятся в диапазоне ниже среднего и указывают на низкий социальный интеллект, недостаток житейского опыта и здравого смысла. Полученная информация характеризует личностные ресурсы и в определенной степени очерчивает область личностного дефицита, в данном случае это область эмоций и отношений.
Исследование личности.
Представленную интерпретацию результатов методики MMPI следует рассматривать как условную, отражающую лишь наиболее общие тенденции в поведении и личности обследуемой в настоящее время, о чем свидетельствуют высокие значения по шкале F. Обусловленные в данном личностном профиле не установкой испытуемой на сознательную симуляцию психопатологической симптоматики и не психотическим состоянием, а скорее отражают черты тревожной личности, и связаны с острой потребностью в помощи, которая побуждает к преувеличению проблематики, утрированной подаче имеющихся слабостей, жизненных трудностей, болезненных симптомов. Весь профиль в результате значительно повышается, но форма его не искажается и сохраняется возможность интерпретации. Кроме того, к повышению шкалы F, а, следовательно, к снижению достоверности результатов могут приводить нарушения внимания, в результате которых обследуемый не может вникнуть в смысл утверждений, последнее видимо тоже можно отнести к испытуемой. И, наконец, высокий уровень профиля на шкале F может отмечаться у различных типов неконформных личностей, реакции которых не характерны для нормативной группы. Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики, характерным для лиц шизоидного склада, аутичных и испытывающих затруднения в межличностных контактах, а также у лиц с психопатическими чертами.
Код профиля личности (4,8,0,2\5) отражает затруднения социализации, связанные с недостаточной способностью исследуемой воспринимать обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. Испытуемая характеризуется неконформным поведением и возможной склонностью к девиантным поступкам, что обусловлено у нее трудностями приспособления к тем или иным условиям, а также неспособностью четко осознавать социальную норму. Неспособность организовывать свое поведение в соответствии с устойчивыми мнениями, интересами и целями делают его плохо предсказуемым. С этим же обстоятельством, по-видимому, связано ее неумение планировать будущие поступки и пренебрежение последствиями своих действий. Недостаточная способность извлекать пользу из собственного опыта провоцирует повторные конфликты с окружающими. Затруднения в межличностной сфере, обусловленные у испытуемой отсутствием способности к интуитивному пониманию окружающих, приводят к нарушению ее социальной адаптации. Возникающие при этом чувство недостаточной связи с окружением и неудовлетворенная потребность в контактах сопровождаются нарастанием тревоги и подавленности, а амбивалентное отношение к окружающим порождает наряду со стремлением к контактам угрюмую недоверчивость. Такая конфигурация профиля, как у исследуемой (пики на шкалах F, четвертой, восьмой и второй при относительно низком уровне на третьей) типична для шизоидных личностей, обеспокоенных своей отгороженностью и испытывающих трудности в социальной адаптации. Испытуемая действительно обеспокоена своей отгороженностью и трудностями социального функционирования, но последнее обусловлено у нее актуальным болезненным состоянием, а не шизоидными чертами личности.
Для обследуемой характерна ортодоксальная женская позиция: ранимость, мягкость, сердечность, сентиментальность, мечтательность, пассивность, инфантильность, стремление к защищенности, склонность подчиняться и быть опекаемой, о чем свидетельствует очень низкие значения по пятой шкале.
У исследуемой определяется неравномерно завышенная актуальная самооценка, нереалистично завышенная по шкалам «Здоровье», «Внешность», «Характер», «Оптимизм», эмоциональная лабильность, удовлетворенность собой. Определяется высокий уровень притязаний, признаки психического инфантилизма, неадекватная оценка своих возможностей и ресурсов, снижение критики. (Тест на исследование самооценки Дембо – Рубинштейн).
Основной механизм психологической защиты, диагностированный у испытуемой – регрессия. (Плучек).
Основные механизмы совладающего поведения, используемые испытуемой в стрессовой ситуации: проблемный анализ (на когнитивном уровне) – адаптивный копинг-механизм, эмоциональная разрядка (на эмоциональном уровне) – относительно адаптивный копинг-механизм и обращение за помощью (на поведенческом уровне) – адаптивный копинг-механизм. (Копинг – опросник Хайме).
Интегративный тест тревожности выявляет очень высокий уровень личностной тревожности, как базового свойства личности и на этом фоне высокий уровень ситуативной тревоги. При этом в структуре, как той, так и другой доминирует фобический компонент, являющийся наиболее специфическим фактором в структуре тревоги – тревожности и отражающий ощущение непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности. Это сопровождается выраженным эмоциональным дискомфортом (сниженным эмоциональным фоном, неудовлетворенностью жизненной ситуацией, эмоциональной напряженностью) и астенией (усталостью, вялостью, пассивностью).
Метод незаконченных предложений выявляет выраженную проблемность в сфере межличностных отношений: с близкими родственниками, с противоположным полом. Основные проблемные темы:
Отношение к семье
К будущему
К матери
Наиболее значимые сферы для исследуемой:
Отношение к противоположному полу
Страхи и опасения
Жизненные цели
Резюме. По методике Векслера и методикам на исследование когнитивных процессов у испытуемой диагностируются: низкие концентрация и устойчивость внимания на объектах, сужение объема внимания; нарушения мнестической деятельности; нарушения мышления по типу снижения уровня обобщения, замедление темпа ассоциаций. Несмотря на некоторую «расплывчатость» мышления, неспособность к ясным и точным формулировкам, можно говорить об относительной сохранности основных мыслительных операций, аналитико-синтетической способности, пространственной координации, конструктивного мышления и категориального строя мышления, относительная сохранность критики. Отмучается средний уровень интеллектуального развития, низкий уровень общей осведомленности и эрудиции, низкий социальный интеллект, низкие адаптивные возможности.
У испытуемой диагностируется черты смешанной акцентуации характера. На первый план выходят: психологическая незрелость, обедненность и инфантильность эмоционального реагирования, эмоциональная лабильность, колебания работоспособности, самооценки, неустойчивый рисунок поведения, открытое проявление эмоций в поведении, зависимость, сензитивность, выраженные трудности в интерперсональных отношениях, приводящие к изоляции и ощущению внутренней напряженности, тревога при межличностных трениях. Возможно враждебное отношение к родителям (близким) и в тоже время стремление решать свои проблемы за их счет.
Психотерапия и корригирующие мероприятия обычно не имеют высокой эффективности в связи с неспособностью испытуемой извлекать пользу из собственного негативного опыта.