
- •Лекция шестая Шарль Морис Талейран (1754-1838): «я ничуть не упрекаю себя в том, что служил всем режимам…Франции»1 План
- •Источники и литература
- •1. Основные вехи жизни и дипломатической деятельности Талейрана.
- •2. Талейран – типичный представитель классической буржуазной дипломатии
- •Талейран – человек о шести головах Карикатура, 1815 г.
- •3. Талейран в оценках его современников и последующих поколений исторических деятелей
- •Мирабо30 о Талейране
- •Дж. Вашингтон
- •Госпожа де Сталь33 о Талейране
- •Госпожа де Сталь
- •Коленкур37 в своих мемуарах воспроизводит слова Наполеона о Талейране (декабрь 1812 г.)
- •Коленкур
- •Стендаль39 о Талейране (1825)
- •Стендаль
- •Е.В. Тарле (1874-1955) ю.В. Борисов (род. 1921)
- •Заключение
- •Основные даты жизни и деятельности Талейрана
Стендаль39 о Талейране (1825)
Стендаль
Талейран – «человек самого живого ума и самых низких качеств».40 «Этот ловкий государственнй человек (Талейран. – В.З.), который вот уже тридцать лет обнаруживает такое политическое ясновидение, предвидя грядущие судьбы Франции, доказал ультрароялистам в различных мемуарах, что невозможно восстановить старый режим», - писал Стендаль 1 февраля 1825 г. «Старый и хитрый Талейран – наилучшая голова Франции», но «окружающие Карла X ничтожества, сознавая недостаточность своих сил «в присутствии гения Талейрана», не хотят вверить ему руководство делами. И почему? «Под смешным предлогом, что он один из самых безнравственных людей Франции». Все эти аристократы, главари эмиграции, бездарные люди, и «если они не позволяют руководить собою Талейрану, самому ловкому мошеннику Европы, то они только будут нагромождать одну глупость на другую».41 (Всюду выделено мною. – В.З.).
В. Гете42 именовал Талейрана «первым дипломатом века».
В.Гёте
О. де Бальзак43 своими устами и устами своих героев объявил Талейрана «гениальным политиком, чье имя войдет в историю», - человеком, которого следовало бы «забросать венками», государственным деятелем, обладающим «железным умом».
О. де Бальзак
С этими положительными оценками солидаризировался наш соотечественник А.И. Герцен,44 считавший Талейрана «образцом высокоодаренного дипломата». Конечно, Герцен, столь высоко оценивая Талейрана, хватил, что называется, лишку – никто никогда и нигде (кроме Герцена!) Талейрана «образцом» не считал.
А.И. Герцен
А вот другой ряд оценок Талейрана, принадлежащий не менее (чем первый ряд!) знаменитым людям. В. Гюго45 писал, что в Талейране всё «хромало, как и он сам».
В.Гюго
Шатобриан46 замечал, что, когда князь Беневентский «не готовит заговоры, он торгует».
Шатобриан
Писательница Жорж Санд47 считала, что министр внешних сношений Франции представлял «школу лживой политики и постыдной дипломатии». Где же истина?
Жорж Санд
Современный политический деятель Франции, исследователь жизни и деятельности Талейрана, Мишель Понятовский (дальний родственник Талейрана) считает, что личность Талейрана уже давно ни у кого не вызывает сомнений (что весьма спорно, скажем мы!). Интеллектуальные способности Талейрана, продолжает Понятовский, общеизвестны, как и его моральный облик. «Беззастенчивый честолюбец. Не знающий пределов эгоист», - слова Понятовского.48
Нетрудно убедиться: разброс мнений о Талейране и его дипломатии, высказанных его великими современниками и недюженными представителями последующих поколений, весьма широк – от апологетики до полного нигилизма – и между этими противоположностям существует еще спектр полупризнательных и полуотрицательных оценок. Это умозаключение приложимо и к отечественным историко-дипломатическими исследованиям о Талейране. Среди них возвышаются две монографии: одна принадлежит перу Е.В. Тарле (1-е изд. 1939 г.), другая Ю.В. Борисову (1-е изд. 1986 г.).
Обе выдержали несколько изданий, обе не залёживались на прилавках книжных магазинов. Оба автора использовали большое количество опубликованных и архивных источников на французском и русском языках. Обе книги добротны. Они написаны ярким языком. Между ними много общего, но есть и существенное различие, которое было в определенной степени продиктовано временем их создания, а также индивидуальными особенностями их авторов. Важно знать главное в этих отличиях: у Е.В. Тарле очень заметен отрицательный подход к Талейрану как буржуазному дипломату, хотя он и не умаляет его достоинств. Ю.В. Борисов максимально объективен и более марксист, нежели Е.В. Тарле.