Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

история россии

.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
41.28 Кб
Скачать

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Леонид Радзиховский: Революция 1917 года обманула народ полностью

Несмотря на дороговизну билетов - билет в ложу стоил 3 рубля, - при переполненных кинозалах шли фильмы с Верой Холодной. Цыганские хоры переживали свои лучшие дни. Наездники на бегах зарабатывали громадные суммы. Про одного из лучших наездников рассказывали, что он за год заработал не менее 200 тысяч рублей8. На бегах процветал тотализатор.

"Мародерская вакханалия" шла рука об руку с ростом преступности. Резко изменился внешний вид грабителя и жулика, которые облачились в дорогие шубы и стали одеваться по последней моде. Газеты сетовали, что грабителя банка стало трудно отличить от финансиста. Мошенники и жулики не брезговали офицерской формой или одеждой сестер милосердия, взывая к патриотическим чувствам сограждан. Власть безуспешно боролась как со спекуляцией, так и с преступностью: попадались только мелкие сошки. Страну захлестнула волна спекуляции, а продовольственный вопрос стал, как писали газеты, вопросом политическим.

Казалось бы, очевидный факт: вмешательство государства в экономику не решило ни одной из жизненно важных для народа проблем. Но - парадокс: именно в государстве обыватель увидел не только своего защитника от внешнего врага, но и, как писали газеты, "стимул самосохранения и самопомощи в борьбе с окружающими враждебными силами и неблагоприятными условиями природы..."9.

Так в стране возникла питательная среда для размножения идей государственного социализма.

Февраль 1917 года. Григорий Распутин и министр внутренних дел Александр Протопопов - объекты насмешек и живых карикатур на демонстрациях. / РИА Новости ria.ru

Февраль 1917 года. Григорий Распутин и министр внутренних дел Александр Протопопов - объекты насмешек и живых карикатур на демонстрациях. Фото: РИА Новости ria.ru

ДВЕ БЕСКОМПРОМИССНЫЕ ПРАВДЫ

В первый день нового, 1917 года протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов, проповедник-миссионер, церковный писатель и один из основателей "Союза русского народа", в газетной статье с красноречивым названием "Отрезвление" утверждал, что после Первой мировой войны принцип личной пользы будет посрамлен и лишится своих господствующих позиций: "...национальные и государственные интересы будут ставиться выше интересов личности, а принцип обязанностей будет поставлен выше принципа прав..." (Выделено мной. - Авт.)10

Практически протоиерей гениально предсказал путь, по которому страна будет идти семь следующих десятилетий. Так представляли газеты своим читателям ближайшее и отдаленное будущее. Ни у венценосного правителя страны Николая II, "хозяина земли русской", как он сам себя аттестовал, ни у императорской фамилии будущего не было.

И здесь я готов подискутировать с Борисом Николаевичем Мироновым: взрыв был все-таки неизбежен.

Вечером 23 февраля 1917 года на заседании Государственной Думы выступил крестьянин Козьма Егорович Городилов. Оратор утверждал: "Низкие цены на хлеб погубили страну, убили торговлю и все земледельческое хозяйство... Крестьян снова закрепощают. Их заставляют засевать поля и отдавать хлеб по низким дешевым ценам"11. Выступление Городилова неоднократно прерывалось возгласами: "Браво, браво!" А потом слово взял депутат Андрей Иванович Шингарев: "Хлеб должен быть доставлен армии, населению, рабочим, работающим на оборону, и городам. Мы со своей стороны должны сказать с этой высокой трибуны: хлеб надо подвезти, его надо сдать... Гос. Дума должна сказать всем, кто имеет хлеб: дайте его!.."12

Так столкнулись две правды. Добиться компромисса было уже нельзя.

Вопрос существования твердых закупочных цен на хлеб стал самой важной и системообразующей российской проблемой. Она подрывала единство нации и угрожала существованию государства. 25 августа 1917 года в газете "Московский листок" был сделан неутешительный вывод: "Правительство не решается отменить твердые цены, так как это означало бы банкротство казны. Скачок цен на хлеб при отмене твердых цен явился бы непосильным для государственного казначейства, так как четверть мужского рабочего населения состоит на иждивении казны... Выхода в том направлении, в котором продовольственная политика ведется сейчас, - нет. И мы неудержимо катимся к продовольственной катастрофе"13.

1917 год. Москва. Революционные листовки разлетаются как горячие пирожки.

1917 год. Москва. Революционные листовки разлетаются как горячие пирожки. Фото:

ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОГИКА БОЛЬШЕВИКОВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Уроки февраля 1917 года: причиной второй русской революции стала измена генералов и политиков

Уроки февраля 1917 года: причиной второй русской революции стала измена генералов и политиков

Каким бы чудовищным ни казалось нам сейчас то, что случилось в октябре 1917 года, население страны было психологически подготовлено к большевистскому экстремизму. Населению не нужно было объяснять, что такое насильственное изъятие хлеба у крестьян, или экспроприация. За годы войны горожане - от рабочего оборонного завода до учителя и чиновника - были приучены к тому, что государство берет на себя решение их насущных бытовых проблем. Пусть оно делает это бездарно - но именно на государственное вмешательство, а не на свободный рынок уповали изголодавшиеся горожане. Большевики лишь последовательно довели до логического конца мобилизационную экономическую политику, основные контуры которой были очерчены еще в годы Первой мировой войны.

Так неприятие буржуазных ценностей, которое исповедовали поколения русского образованного общества, привело к невероятному, на наш сегодняшний взгляд, результату. Русский интеллигент легко воспринял идею тотального вмешательства государства в жизнь человека - от снабжения его продовольствием и топливом до диктата в сфере культуры.

Так можно ли было избежать Октябрьской революции 1917 года?

На Красной площади - под красным флагом. / ТАСС

На Красной площади - под красным флагом. Фото: ТАСС

PS

Несколько слов о судьбе помянутых здесь персонажей. Весной 1917 года, как сообщала кадетская газета "Вятская речь", думец Городилов активно занялся монархической агитацией среди своих земляков, в результате которой половина жителей Архангельской волости отказалась присягать Временному правительству. 28 апреля 1917 года крестьяне Архангельской волости Нолинского уезда Вятской губернии осудили на волостном сходе выступление Городилова, который выступил за применение розги в отношении крестьян. За черносотенную агитацию в апреле 1917го Городилов был исключен волостным сходом из числа граждан волости и лишен материального обеспечения, полагавшегося члену Государственной Думы. Дальнейшая судьба неизвестна: скорее всего, он стал жертвой самосуда своих земляков.

В ночь с 6 на 7 января 1918 года экс-министр земледелия и экс-министр финансов Временного правительства Шингарев, находившийся в Мариинской больнице Петрограда, был убит караулом. Убийцы не понесли никакого наказания.

Протоиерей Восторгов, после прихода к власти большевиков резко критиковавший их деятельность в своих проповедях, призывавший православных немедленно объединяться в "дружины пасомых" для защиты Церкви, 5 сентября 1918 года, в период "красного террора", был публично расстрелян в Петровском парке в Москве.

1. Писемский А.Ф. Письма. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. С. 252.

2. Гончаров И.А. Собрание сочинений: В 6 тт. Т. 4. М.: Худож. лит., 1959. С. 328.

3. Боборыкин П.Д. Сочинения: В 3 тт. Т. 2. М.: Худож. лит., 1993. С. 8.

4. Продовольственный кризис и продовольственная политика // День. 1917. 6 января. N 35 // 1917. М.: Издательская программа "Инетерроса", 2007. С. 4.

5. Торгово-промышленное бесстыдство // Московские ведомости. 1917. 27 января. N 22 // Там же. С. 27.

6. Острожский К. "Привал спекулянтов" // Новое время. 1917. 23 февраля. N 14716 // Там же. С. 54.

7. Балетные артистки сейчас ощущают туфельный кризис // Биржевые ведомости. 1917. 10 февраля. N 16095 (вечерний выпуск) // Там же. С. 45.

8. Розыгрыш Императорского приза в 24.000 рублей // Петроградская газета. 1917. 11 февраля. N 41 // Там же. С. 45.

9. Там же.

10. Там же.

11. На вчерашнем заседании Государственной Думы [по телефону от нашего корреспондента]. Продовольственный вопрос // Русские ведомости. 1917. 24 февраля. N 45 // Там же. С. 55.

12. Там же.

13. Продовольственная катастрофа // Московский листок. 1917. 25 августа. N 192 // Там же. С. 208.

Мнение Великого Князя

"Об артисте или же музыканте судили по степени их радикальных убеждений..."

Многие мысли великого князя Александра Михайловича и сегодня звучат очень современно

Императорский строй мог бы существовать до сих пор, если бы "красная опасность" исчерпывалась такими людьми, как Толстой и Кропоткин, террористами, как Ленин или Плеханов, старыми психопатками, как Брешко-Брешковская или же Фигнер, или авантюристами типа Савинкова и Азефа. Как это бывает с каждой заразительной болезнью, настоящая опасность революции заключалась в многочисленных носителях заразы: мышах, крысах и насекомых...

Или ж, выражаясь более литературно, следует признать, что большинство русской аристократии и интеллигенции составляло армию разносчиков заразы.

Трон Романовых пал не под напором предтеч советов или же юношей-бомбистов, но носителей аристократических фамилий и придворных знати, банкиров, издателей, адвокатов, профессоров и др. общественных деятелей, живших щедротами Империи.

Царь сумел бы удовлетворить нужды русских рабочих и крестьян; полиция справилась бы с террористами! Но было совершенно напрасным трудом пытаться угодить многочисленным претендентам в министры, революционерам, записанным в шестую Книгу российского дворянства, и оппозиционным бюрократам, воспитанным в русских университетах.*