Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Северная война

.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
216.58 Кб
Скачать

Многие современники и исследователи жизни Петра отмечали непонятное для окружающих пристрастие его к маленьким помещениям с низкими потолками. Домик Петра в Санкт-Петербурге , в Петродворце обращают внимание своими малыми размерами. Одни исследователи объясняют это простотой быта царя, другие - его бережливостью. Но скорее всего правы те, кто объясняет такую странность боязнью Петра больших помещений, возникшей после кровавого бунта стрельцов 1682 года.

Однако Швеция, имея большой флот, оставалась очень сильной на Балтийском море. И для того, чтобы выиграть войну, нужно было разгромить шведский флот.

Как известно, Пётр I наряду со строительством регулярной армии придавал большое значение созданию военно-морского флота. Он говорил, что "всякий потентант (правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет". Строительство флота началось вскоре после первого неудачного похода на Азов. И оно успешно продолжалось в период Северной войны. Завладев в 1701 - 1704 годах Ладожско-Невским районом, Пётр I немедленно приступил к созданию военно-морского флота на Балтике. В Олонце на реке Сяси развернулось строительство больших и малых судов, которые по прочности и совершенству конструкции превосходили иностранные суда. В строительстве флота участвовали талантливые русские мастера - кораблестроители Федосий Скляев, Фёдор Салтыков и др.

С 1702 по 1709 год было введено в строй 13 фрегатов, 13 шняв, 5 бомбардирских и 41 мелкое парусное судно. Кроме того, было построено 114 гребных судов. Если до 1709 года русский флот не имел линейных кораблей, то к 1709 году Балтийский флот насчитывал 31 линейный корабль. А количество гребных судов возросло до 416.

Наряду со строительством кораблей Пётр I придавал большое значение подготовке личного состава флота - матросов и офицеров. Если раньше во флот зачислялись солдаты гвардейских полков, то теперь для комплектования флота проводились специальные наборы в матросы. В 1701 году для подготовки морских офицеров была открыта особая Школа математических и навигационных наук, из которой выходили и другие специалисты - инженеры, артиллеристы. В 1716 году основывается Морская академия, из неё вышли адмиралы Ф.Ф. Ушаков и С.И. Мордвинов. Используя главным образом свой боевой опыт, а также лучший опыт иностранных флотов, Пётр I создал "Книгу - устав морской о всём, что касается доброму управлению в бытность флота в море", изданный в 1720 году. Устав определял порядок несения службы на кораблях.

Таким образом, к началу военных действий на море русский флот представлял внушительную силу.

В мае 1714 года русский галерный (гребной) флот в составе 99 галер и скампавей ( малых галер) с десантом в 13,5 тысяч человек под командованием адмирала Ф.М. Апраксина отправился из Кронштадта в Або, чтобы занять Аландские острова. Но у полуострова Гангут (Ханко) он был встречен шведским флотом в составе 16 линейных кораблей, 2 фрегатов, 9 гребных и 2 бомбардирских судов.

Адмирал Ф.М. Апраксин не имея достаточных сил, чтобы вступить в сражение, укрылся в бухте Тверминне. 20 июля сюда прибыл Пётр I . После знакомства с военной обстановкой на месте он разработал план боевых действий. Царь приказал построить через узкий (2,5 км.) перешеек полуострова Гангут настил из брёвен (переволоку), по которому предполагалось перетащить часть галер на другую часть полуострова. Цель этого замысла - зайти в тыл врага частью флота и этим облегчить прорыв основных сил русского гребного флота мимо мыса Гангут.

Шведский вице-адмирал Ватранг, узнав об этом, выслал к конечному пункту будущей переволоки отряд из 10 судов под командованием контр-адмирала Эреншельда для уничтожения перетаскиваемых галер. Второй отряд шведских кораблей под командованием контр-адмирала Лилье был направлен против главных сил русского флота, находящихся в бухте Тверминне. Сам же Ватранг с 9-ью кораблями остался у мыса Гангут.

Так Петру I удалось заставить шведского адмирала распылить свои силы.

Отказавшись от переволоки галер через перешеек, Пётр I решил использовать наступившую безветренную погоду для прорыва русских гребных судов мимо больших парусных кораблей шведов, беспомощно стоявших в условиях безветрия.

Рано утром 26 июля два отряда русских судов (35 скампавей), идя на вёслах и держась вне выстрелов, без потерь обошли с моря место стоянки судов Ватранга. Прорвавшиеся русские корабли блокировали отряд Эреншельда, стоявшего у конечного пункта предполагавшейся переволоки. Утром 27 июля новый отряд русских судов (64 скампавей) под командованием Апраксина совершил обход шведских судов у мыса Гангут. На этот раз русские суда прошли между шведскими судами и побережьем мыса и соединились с ранее прорвавшимися отрядами.

27 июля Пётр I решил дать сражение. Перед сражением он созвал командиров галер, объяснил им план боя, а затем, обходя галеры, призвал: "Не посрамим знамени русских! Били шведов на земле, побъём и на воде".

Первыми атаку начали русские. Атаке подвергся блокированный отряд Эреншельда. Шведы открыли по атакующим ожесточённый орудийный огонь. Из-за двойного преимущества шведов в артиллерии две атаки были отбиты. Пётр I повёл суда в третью атаку. Воодушевляя сражающихся, он встал во весь рост на видном месте на одной из галер. Командиры отдельных отрядов галер перешли на шлюпки и, со шпагами в руках, повели свои отряды на абордаж. Разыгрался абордажный бой. Русские матросы взбегали по переброшенным на палубы шведских кораблей мосткам и бросались в штыки. О храбрости русских солдат и в самом бое Пётр I писал: "Воистину нельзя описать мужество российских войск, как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым разорваны".

В ожесточённым бою сопротивление шведов было сломлено. Шведы потеряли 10 судов (фрегат, 6 галер и 3 шхербота), вооружённых 116 пушками,711 убитыми и ранеными, 237 человек во главе с Эреншельдом были взяты в плен и отправлены в Петербург.

Русские потеряли 468 человек убитыми и ранеными.

После такой выдающейся победы Пётр I на специальном заседании Сената был произведён в вице-адмиралы и его жалование теперь составило 2240 рублей в год, а все участники сражения награждены медалями.

В 1719 году на шведском побережье был высажен русский десант, который поставил под угрозу столицу Швеции Стокгольм.

27 июля 1720 года произошло ожесточённое сражение между русской эскадрой под командованием Шеблата у острова Гренгам, где также была одержана блестящая победа над шведским флотом. В плен было взято несколько шведских фрегатов. После Гренгамской победы шведское правительство не посмело осуществить переброску войск в Финляндию и Лифляндию.

Победы русской армии и флота вынудили Швецию капитулировать и пойти на заключение мира. В 1721 году был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с городами Выборг и Кексгольм.

После Северной войны возросло международное значение России. Как сказал Ф.Энгельс: "Карл XII сделал попытку вторгнуться в Россию; этим он погубил Швецию и воочию показал неприступность России".

39