
Методические указания по учету барсука
Учет барсука предваряется поиском выводковых нор, который рекомендуется проводить в мае. Обитаемые норы определяют по свежим выбросам, следам и экскрементам. Местность, где отмечалось наибольшее число встреч животных, тщательно просматривается. Такую проверку лучше всего проводить до того, как деревья покроются листвой, когда свежие выбросы видны издалека (Иванова, 1963).
Барсучьи норы неплохо обнаруживаются и осенью, когда звери, готовясь к зимовке, чистят свои обиталища и прокладывают хорошо заметные тропы. Как правило, норы находятся невдалеке (в 20-200 м) от водных источников на сухих склонах долин и оврагов (Смирнов, Носков, 1977).
Местонахождения жилых поселений барсуков наносят на карту. Для определения численности зверей в данном поселении необходимо вначале выявить число семей, обитающих в нем. Весной, обычно в апреле-мае, в семье, состоящей из самца и самки, рождается от двух до пяти, а в среднем три детеныша, следовательно, в составе усредненной семьи около пяти особей.
Для уточнения числа молодых особей можно проследить начало их появления из норы, что обычно бывает в июне-июле. В итоге вычисляется плотность выводковых нор и общее число барсуков на площади, подвергнутой обследованию.
Перемножением числа семей на число особей, составляющих семью, определяют число зверьков в зоне учета; рассчитывают плотность населения вида на 1000 га, а также общее число их в данном поселении.
3. Учет и изучение нор
Охотник из Красноярска Владимир Горлевский (2010) на страницах газеты «Охотник и рыболов Сибири» делится своим опытом охоты с норными собаками на барсука:
До охоты
Учет и изучение нор Основой успешной охоты с норной собакой на барсука считаю хорошее знание угодий, учет и изучение всех нор. Лучшее время для поиска новых и проверки старых нор — это ранняя весна, когда снег уже сошел, норы чистятся зверем, выбрасывающим наружу «затычки» и старую гнездовую подстилку. Трава еще не подросла, поэтому норы, а также свежие кучи земли и мусора хорошо видно издалека.
Выявление среди учтенных нор выводковых городков Его надо провести с середины мая до середины июня. Позже уже не будут так явно заметны игровые площадки молодых зверьков (а лисята к этому времени уже покидают родную нору и живут самостоятельно).
Выводковая нора характерна, прежде всего, тем, что всегда имеет «детскую площадку» — хорошо утоптанную, часто с травой, выбитой до земли, площадью не менее 1 кв. м. Расположена она так, что малышам при опасности не надо бежать далеко или вверх — они как бы скатываются в нору. Не встречал ни одной выводковой норы, чтобы на «детскую площадку» в течение дня не попадали солнечные лучи.
Всегда надо помнить, что в выводковой норе даже поздней осенью очень часто находится не один барсук — не все молодые оборудуют себе норы и уходят в первый год.
Лисьи выводковые норы в отличие от барсучьих имеют сильный стойкий запах (типа аммиачного), рядом — помет, кости, перья. Некурящий человек легко ощущает этот «душок» уже за 10—15 метров.
Осенью подготовку норы к зимовке легко определить по выкошенной лужайке травы или кучам сухих листьев поблизости — признак того, что барсук заготовил ее в «котел» или на «затычки». Перетаскивая траву к норе, он прокладывает хорошо заметную тропу (примятая трава, разворошенная подстилка на почве, потерянные травинки). Чаще всего такие «затычки» не слишком далеко от входа, и при некотором навыке хорошо определяются с помощью гибкой и слегка изогнутой (чтобы проходить изгибы норы) ветки длиной около двух метров.
Веду учет всех встреченных нор, даже если они кажутся совершенно заброшенными и бесперспективными, уже только потому, что любая из них через некоторое время может превратиться в жилой городок. Забыв про нее при очередной охоте в этом месте, получаешь незапланированный заход собаки в нору и проблемы с ее извлечением оттуда. Встречая в угодьях норы, всегда оставляю маркеры (веточки от растений) и вход «зачищаю» до голой земли или присыпаю рыхлой, тогда в следующий приезд сюда имею достоверные данные о том, кто посещает убежище. На сегодняшний день у меня в учете более 250 нор в радиусе 25—30 км от дома: это жилые и нежилые, барсучьи и лисьи — их «статус» и состояние постоянно меняются.
Не менее четверти городков у нас расположены в буграх искусственного происхождения, созданных при зачистке сельхозугодий от кустарников, при выравнивании покосов, осушении болот и т.п.
После охоты: восстановление нор и уход за собакой
По окончании охоты обязательно восстанавливаю вскрытые участки норы: на толстые палки над ходом укладываю дернины и сверху засыпаю землей. Ход сохраняется целым, и к тому времени, когда палки сгниют, грунт над ними уже уплотнится и не осядет. Нередко бывало, что норы, восстановленные таким образом, заселялись в этот же год.
Типы нор
Для себя условно делю все норы на 3 типа:
Городки на равнинных участках
Низменные долины, пойменные (незаливные) луговины и заросли, по закрайкам болот, на речных островах, среди возделываемых сельхозугодий и т. п. Глубина таких нор из-за близких грунтовых вод обычно небольшая — в пределах полутора метров, Для охоты с собакой это очень перспективные норы. Кустарника и корней деревьев не опасаюсь, они расположены только в верхнем слое и легко вырубаются острой тяжелой лопатой.
Одиночные норы
Используются барсуком (и лисами) как временные убежища при появлении неожиданной опасности и как норы-дневки. В них барсук проводит дневное время в период интенсивного нагула жира перед залеганием в спячку, чтобы не возвращаться из удаленных кормовых мест в свой городок.
В такие норы чаще всего отселяются молодые барсуки-первогодки и потом «развивают» их дополнительными ходами. Здесь также укрываются барсуки, застигнутые на дневной кормежке в период первых ночных заморозков.
На этих норах барсука можно добывать с минимальными физическими затратами и собаки, и охотника.
вывод
В охотничьем промысле барсук имеет небольшое, большей частью местное значение. Стоимость пушной продукции от него невелика. Кожа идет на изготовление шагрени, ость - для поделки высококачественных кистей для бритья. Мясо барсука в некоторых областях едят. Барсучье сало очень ценится, и охотятся на барсука главным образом из-за сала, а не малоценной шкуры. Сало идет для смазывания кожаных предметов, но главным образом широко используется в народной медицине при ранениях, ревматических заболеваниях и даже туберкулезе, т. е. аналогично медвежьему. В закупки оно попадает очень редко.
Барсука добывают несколькими способами: у засидки, с лайкой, с норными собаками. Наиболее распространен и интересен способ охоты с норными собаками.
Первичная обработка шкурок заключается в съемке, обезжиривании, правке и консервировании их. Барсука снимают пластом, или ковром. После снятия, обезжиривают, а затем применяют правку и консервирование.
Барсучьи шкуры не делят на кряжи вследствие дешевизны. Шкуры барсука — ценное сырье для щетинно-щеточной и кожевенной промышленности. Остевые волосы используют для изготовления дорогих кистей для бритья. Кожу употребляют на галантерейные изделия.
По дефектности различают малый, средний и большой дефект, в зависимости от площади дыр, тертых мест, плешин, вихров и т.д. (Машкин, 2003).
ЛИТЕРАТУРА
1. 1. Богачёв А.С., Богачёв С.А. Желчь медведя, хвост оленя, струя кабарги, жир барсука. – Уссурийск, 1993. – 50 с.
2. Горлевский В. Из опыта охоты на барсука с норной собакой. // Охотник и рыболов Сибири. - № 3 (34) - март. – С. 22-24.
3. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. – М.: ABF, 1998. – 344 с.
4. Машкин В.И. Биология промысловых зверей. - Киров, 2003 – 452 с.
5. Соловьев В.А. Биология и хозяйственное значение барсуков Вятско-Камского междуречья. // автореф. дисс. на соиск. уч. ст. кандидата биологических наук. – Балашиха, 2008. – 22 с.
6. http://susanin.udm.ru/news/2008/10/06/
7. iHUNTER.RU