Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ю1-14 / ЗИМА / История отечества / Задания для самоподгот.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
111.1 Кб
Скачать

Наказ мужу, и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить

Следует тебе самому, господину, учиться и жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать чужого, не наушничать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к равным — дружелюбным, а к младшим и убогим — приветливым и милостивым. Со всяким управляться без волокиты и особенно в оплате не обижать работника, всякую же обиду с благодарением претерпеть Бога ради: и поношение, и укоризну. Если поделом поносят и укоряют, с любовью это принимай и от такого безумия отвращайся, а в ответ не мсти. Если же ни в чем не повинен, за это милость от Бога получишь. А домочадцев своих учи страху Божию и всякой добродетели, и сам то же делай, и вместе получите от Бога милость. Если же небрежением и нерадением твоим сам или жена твоя, наставленьем твоим обделенная, согрешит или зло пред Богом сотворит, или домочадцы твои, мужчины и женщины, и дети твои грех какой совершат, твоего наставления не имея: брань, воровство или блуд, и всякое зло сотворят, — все вместе по делам своим примете: зло сотворив — муку вечную, а добро сотворишь ты, и те, кто с тобою — вместе с ними заслужишь жизнь вечную; тебе даже больший венец будет, ибо не об одном себе имел попечение перед Богом, но и ближних с собою ввел в жизнь вечную.

Как поучать мужу свою жену Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как дом свой лучше устроить, и всякий домашний обиход, и рукоделье всякое знать, и слуг учить, и самой трудиться

Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием: жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии, как душу спасать, Богу и мужу угождать и дом свой хорошо устроить. И во всем она должна мужу покоряться, а что муж накажет, с любовью и страхом слушать и исполнять по его наказу и по сему писанию. Прежде всего, должна жена иметь страх Божий и чистоту телесную, как выше уже указано было.

Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, слугам дело на весь день указать, всякому свое рукоделье и работу на день: кому еду готовить, а кому хлебы печь, ситные или решетные. Да сама хозяйка должна знать, как сеять муку, как квашню затворить и замесить, и хлебы скатать да испечь, и кислые, и пышные, и выпечные, а также калачи и пироги; да знала бы, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут, и сколько получается из четверти, из осьмины, или из решета, и сколько высевков останется, и сколько испекут, — меру и счет знать во всем.

А еду мясную и рыбную, и всякие пироги и блины, и каши и кисели, любые блюда печь и варить, — все бы сама хозяйка умела: и сама все знает, и слуг научить может.

Когда же хлебы пекут, тогда и одежду стирают, одновременно и стряпня, и дровам не убыточно; и приглядывать, как стирают рубахи праздничные и лучшую одежду, и сколько мыла идет и золы на сколько рубах, да хорошо чтобы выстирали, прокипятили и начисто выполоскали и высушили, и выгладили скатерти и убрусы, ширинки и полотенца; и всему тому счет знать самой, и отдать, и взять все сполна, белым и чистым, а ветхое залатать осторожно, оно пригодится нищим отдать.

А когда пекут хлебы, того же теста велеть отнять да пирог сделать; и если пшеничные пекут, то из высевков ситных велеть пирогов начинить, в скоромные дни со скоромной начинкой, какая есть, а в постные дни с кашей или с горохом, или с ягодами, или с репой, и с грибами, и с рыжиками, и с капустой, или с чем Бог подаст, все семье радость. И всякую бы еду, мясную и рыбную, и всякое блюдо, скоромное или постное, сама бы хозяйка знала да умела сготовить и слуг научить: такие хозяйки — домовитые да умелые.

И знала бы также, как делать пивной, и медовый, и винный, и бражный, и квасной, и уксусный, и кислые шти, и всякий припас, поварской и хлебный, и в чем что готовить и сколько из чего получится.

Если все это знает добрая жена, наставлением и строгостью мужа и своим добрым разумом и наукой, то все будет споро и всего будет вдоволь. А найдется женщина или девка рукодельная, так той указать дело: рубашку сшить или убрус, да постав ткать, или вышивать на пяльцах золотом и шелками, какую из них чему научили, да и это все и доглядеть, и проверить.

И каждой бы мастерице сама хозяйка пряжи и шелка, золота и серебра [] отвесила, и тафты и камки отмерила, и рассчитать, и указать, сколько чего надобно и сколько чего дала, и выкроить и примерить самой, и всякое рукоделие знать. Малых же девок учить, какая к чему пригодна, а замужним женкам, которые черную работу делают, избу топят и хлебы пекут, и белье стирают, тем дают лен прясть самим на себя да на мужа и на детей. Одинокая женка и девка на хозяина лен прядет, а очески льна — на себя, или куда пригодятся. Да ведала бы всем хозяйка сама, которой из них какое дать дело, сколько дать чего и сколько чего взять, и сколько чего выделано, и кто сколько сделает за день, много иль мало, — все бы знала сама, и было бы все у нее на счету.

Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так чтобы и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, гостья ли, — всегда бы сама она за рукодельем сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала. И никогда бы слуги не будили госпожу, но сама госпожа будила бы слуг и спать ложилась бы от рукоделья, помолясь, тому бы и слуг учила.