Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЕЕР.docx
Скачиваний:
290
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
1.02 Mб
Скачать

13. Рабочее и социалистическое движение во Франции в 1871-1914 гг.

Установление буржуазной республики не привело к улучшению условий жизни французского пролетариата. Продолжительность рабочего дня составляла 10-12 и более часов в день. До начала 90-х годов во Франции по существу не было социального законодательства, отсутствовало страхование в связи с несчастными случаями, болезнями, старостью и т. д.

В первые годы после Коммуны, когда реакция особенно свирепствовала, возможности для рабочего движения были крайне ограничены. Тем не менее уже в середине 70-х годов в стране вновь действовали социалистические кружки. Выдающиеся руководители французского рабочего движения - Жюль Гед и Поль Лафарг широко развернули пропаганду идей марксизма. На рабочем конгрессе в 1878 г., созванном в Париже реформистскими буржуазными деятелями, активно выступила группа коллективистов - сторонников обобществления средств производства.Тогда она осталась в меньшинстве. Но неутомимая деятельность Геда и его последователей вскоре принесла свои плоды. На следующем рабочем конгрессе, состоявшемся в конце 1879 г. в Марселе, подавляющее большинство делегатов высказалось за выдвинутые коллективистами положения: обобществление средств производства, участие пролетариата в политической борьбе. Это свидетельствовало о том, что влияние прудонистских и других мелкобуржуазных социалистических теорий в рабочем классе резко упало.

Марсельский конгресс принял решение об основании Рабочей партии и утвердил ее устав. Этот конгресс стал поворотным пунктом в истории французского рабочего движения. Следующему конгрессу предстояло принять программу. Проект ее, выработанный Гедом и Лафаргом (вводная часть проекта была написана К. Марксом), был значительно последовательнее и более соответствовал требованиям научного социализма, чем Готская программа немецкой социал-демократии.Обсуждение его проходило в ожесточенной борьбе с оппортунистическими элементами в рабочем движении, а также с анархистами, всячески старавшимися пропитать программу своими взглядами. Однако осуществить это им удалось лишь в незначительной степени. В программу, принятую Гаврским съездом в 1880 г., вошли некоторые ошибочные положения в духе лассальянского «железного закона» заработной платы и т. д., но в целом она явилась необходимой основой для деятельности партии, стоящей на позициях марксизма.

Рабочей партии предстояла серьезная идейная борьба. Уже в период выработки программы руководители враждебных марксизму течений Бенуа Малон и особенно Поль Брусе, бывшие в I Интернационале сторонниками бакунизма, выступали против революционной тактики, за мелкие реформы как средство достижения социализма, отстаивали так называемую «политику возможного» (possible), которая принесла Бруссу и его сторонникам презрительное прозвище поссибилистов.

Борьба двух направлений в Рабочей партии привела в 1882 г., во время очередного съезда, к расколу. Сторонники марксизма, руководимые Жюлем Гедом (за ними надолго закрепилось название геди-стов), были вынуждены покинуть съезд. «Расхождение, - писал по этому поводу Энгельс,- чисто принципиальное: должна ли борьба вестись как классовая борьба пролетариата против буржуазии или же допустимо оппортунистически (в переводе на социалистический язык: поссибилистски) отказываться от классового характера движения и от программы... Единство - прекрасная вещь, пока оно возможно, но есть вещи поважнее единства» (Энгельс-А. Бебелю, 28 октября 1882 г., К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма», стр. 360.). За организациями гедистов сохранилось название Рабочей партии.

В среде рабочего класса имелось и третье течение - бланкизм. Сам Бланки после освобождения из тюрьмы прожил очень недолго и умер в 1880 г. Но политический вес бланкистов вновь усилился после того, как стали возвращаться из ссылки коммунары, среди которых было много бланкистов, в частности видный деятель Коммуны Эд. Вайян.

Освободившись от поссибилистов, Рабочая партия стала более монолитной. Ее влияние особенно росло в северных промышленных районах Франции. Гедисты в этот период руководили крупными забастовками. Они сыграли большую роль во время стачки горняков в Деказвиле в 1886 г., длившейся несколько недель и всколыхнувшей всю страну. Против забастовщиков были направлены войска. Буржуазные радикалы выступили против стачечников. Лишь деятели Рабочей партии, в том числе П. Лафарг, поплатившийся за свое «вмешательство» тюремным заключением, боролись за их права. Одним из результатов деказвильской стачки явилось образование в палате депутатов самостоятельной рабочей группы, в которую вошло несколько социалистов, избранных по спискам радикалов. Влияние радикалов в рабочей среде начало падать. Энгельс писал в связи с этим: "...Радикалы, Клемансо и другие, вели себя самым жалким ооразом, а результатом было то, чего до сих пор нельзя было добиться никакими проповедями: отход французских рабочих от радикалов" (Энгельс - Ф.-А. Зорге, 29 апреля 1886 г., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т, XXVII, стр. 554.).

Благодаря усилиям французских марксистов постепенно, несмотря на сопротивление реформистских и анархистских группировок, возникла партия, представлявшая авангард французского пролетариата.

Но уже тогда Маркс и Энгельс критиковали ошибки руководителей Рабочей партии, их негибкость, сектантскую позицию по ряду вопросов, непонимание конкретных особенностей обстановки. Эти недостатки особенно наглядно выявились во время политических кризисов 80-90-х годов.

Панамский скандал

В 1895 г. произошло правительственный кризис, связанный со скандалом вокруг Панамского канала. Для его строительствабыло привлеченныхно средства частных лиц. Руководители акционерного обществаПрофукали значительную часть средств, собранных продажей акций, и оказались награни банкротства. Пытаясь ввести акционеров а заблуждение и избежатьответственности, эти мошенники подкупили десяткидепутатов и чиновников. Однако все раскрылось, и разразился скандал. Многихпреступников судили. Грандиозная финансовая афера привела к отставке членовреспубликанского правительства и передачи власти радикалам.

Дело Дрейфуса

Настоящим испытанием длядемократической системы Третьей республики стало дело Дрейфуса, которое приобрелоширокой огласки. Речь шла о судебном произволе, воспринято населением Франции какпокушение на гражданские права и свободы, гарантированные политической системыреспублики.

А суть дела была такова. Осенью1894 стало известно, что тайные документыфранцузского генерального штаба попадешьлы к немецкой разведки. Подозрениеупала на каштана Дрейфуса, выходца из семьи богатых еврейских банкиров. Егоосудили и сослали на один из островов Французской Гвианы. Вскоревыяснилось, что виновником был дворянин венгерского происхождения майор Эстергази.Однако пересмотра дела Дрейфуса не произошло. Под давлением общественности военныеорганы отдали Эстергази под суд, который его оправдал, чтобы сохранить сомнительную"Честь мундира".

Очередное произвола судебных органов всколыхнуло французскийобщественность и вызвало политический кризис. Общество раскололось на двалагеря. В Париже и во многих других городах происходили митинги и демонстрации,а антиправительственные силы даже попытались ликвидировать демократические свободы иреспубликанский строй. Кабинет министров вынужден был подать в отставку.Новое правительство пытался стабилизировать политическуюситуацию в стране. В 1899 г. суд вновь признал Дрейфуса виновным, нопредседатель правительства его помиловал и отпустил на свободу. Окончательно дело было решен только в 1906 p., когда Дрейфуса полностью реабилитировали.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]