
5. На примере реплики Лопахина покажите, каким способом конкретный образ переводится в символический план. Приведите аналогичные примеры.
«... и тогда вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...»
(Только одно последнее слово в ряду определений в полной мере применимо к конкретному значению слова «сад». )
Выводы учителя и учащихся.
Для того, чтобы читатель воспринял образ как символ, должны быть соблюдены определенные условия:
Образ должен опираться на сложившуюся традицию.
Общий контекст произведения должен указывать на символическое значение образа.
Обобщающие вопросы, подводящие итог второго этапа урока:
Какова трансформация центрального образа от начала к концу пьесы?
(От майского цветения деревьев к октябрьскому бесприютному пейзажу, от полной и радостной жизни сада к его гибели под топором нового хозяина. )
Что в большей степени характерно для чеховской поэтики: очевидные, броские, или неявные символы? (Скрытая символика, уводящая в подтекст пьесы. )
3-й этап
Выявление предметных образов-символов в пьесе и их интерпретация. Сообщение учащегося с привлечением цитат. Комментарий класса.
Предлагается работать со следующим материалом:
«Книга»
Л о п а х и н (переметывает книгу) . Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.
(Книга — традиционный символ культуры, к которой Лопахин не приобщен. )
А н я (в финале пьесы утешает мать) Мы, мама, будем вместе читать разные книги... прочтем много книг, и перед нами откроется новый чудесный мир...
(А. П. Чехов связывает с образом книги мысль о домашнем очаге, об устойчивом домашнем гармоничном мире, который вряд ли будет дарован героям. )
«Ключи»
Варя появляется на сцене с ключами на поясе.
(Ключи как знак привязанности к хозяйству, символ нужности, востребованности человека. Возможно, эта деталь указывает и на некоторую «бескрылость» Вари. )
Т р о ф и м о в (обращается к Ане) «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер».
(Ключ как символ несвободы, привязанности к обыденному. ) После реплики Лопахина о том, что он купил вишневый сад, Варя «снимает с пояса ключи, бросает их на пол».
Л о п а х и н (поднимает ключи, ласково улыбаясь) . Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь... (Звенит ключами. ) Ну, да все равно.
(Символические жесты героев указывают на смену хозяев. Приобретение прав на ключи чревато искажением внутреннего мира героя, утратой способности тонко чувствовать, сострадать. Ключи не просто символ власти, но и символ ее растлевающей силы.
Л о п а х и н. Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду... Пускай все, как я желаю!
Конец 4 действия. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо.
(Звуковой образ символизирует завершенность событий в их невозвратимости и непоправимости. Фирс остается умирать в заколоченном доме. )
«Золотой»
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (уронила портмоне, рассыпала золотые) . Ну, посыпались...
Раневская отдает подвыпившему прохожему золотой.
(Деньги — не только символ растраченного богатства, но расслабленной воли, ослабленной связи героини с реальностью, с близкими ей людьми. Широкий жест Раневской — знак расточительности, а не доброты, безалаберности, а не щедрости, безволия, а не деятельного сострадания ближнему. )
Есть ли такая же разоблачительная символическая деталь, снижающая образ Гаева? (Леденцы, бильярд как символы нелепо, пусто прожитой жизни. )
«Часы»
Лопахин — единственный герой, который все время смотрит на часы (ремарки: «взглянув на часы», «поглядев на часы»), говорит о времени («Время не ждет»).
(Часы — традиционный символ времени, ключевой для пьесы. ) Докажите, что символическое движение стрелки часов в пьесе — от счастья к несчастью.
(Действие начинается весной, а заканчивается глубокой осенью, майскую пору цветения сменяет октябрьский холод. )
Итоговый вопрос: Как все отмеченные образы-символы связаны с проблематикой пьесы? (Беседа с классом. )
4-й этап
Слово учителя о многослойности символического пространства пьесы. (Работа учащихся заключается в доказательстве тезисов, которые дает учитель, в подборе соответствующих примеров, в оформлении лаконичных, схематичных записей по ходу урока. )
1. Чеховское определение жанра пьесы имеет символический подтекст. (Слово «комедия» может быть понято в бальзаковском смысле слова: «человеческая комедия». Комедия — панорама жизни. )
2. Обобщенно-символический подтекст заложен в системе образов:
— представлены все основные сословия, три поколенья;
— герои делятся на людей фразы и людей дела, вычленяются в системе образов «жертвы и хищники, несчастные и счастливые»;
— все герои так или иначе могут быть названы «недотепами».
3. В пьесе есть система символических противопоставлений (мечта — реальность, счастье — беда, прошлое — будущее).
4. В речи героев встречаются традиционные символы, слова-эмблемы. (Трофимов: «Мы идем неудержимо к яркой звезде». )
5. Авторские ремарки порой переводят действие в условный план. (Петя завораживает Аню громкими словами, которые исполнены верой в прекрасное будущее: «Я предчувствую счастье. ., я уже вижу его...». В авторской ремарке не случайно упоминается Епиходов, который «играет на гитаре ту же грустную песню». Так проявляется авторское сомнение в справедливости предчувствий Пети. )
6. Сюжетные повороты в пьесе Чехова часто приобретают символический подтекст. (Финал пьесы. Вина за трагическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных героев пьесы. )
5-й этап
Итоговый вопрос классу (возможны два варианта: письменный или устный ответ): Сценичны ли, с вашей точки зрения, пьесы А. П. Чехова? С какими трудностями сталкивается режиссер при постановке чеховской драмы?
6-й этап
На дом учащиеся получают задание написать работу на тему «Звуковая символика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». (Предполагается, что учащиеся должны объяснить следующие звуковые образы: звук лопнувшей струны, который упоминается 2 раза, вальсы в исполнении еврейского оркестра и стук топора в финале пьесы.)
Литература Активные формы преподавания литературы. Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р. И. Альбеткова. – М., 1991. Богданова О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичевa B. C. Экзамен по литературе: от выпускного — к вступительному. – М., 1997. Ильин Е. Н. Рождение урока. – М., 1986. Ионин Г. Н., Хватов Л. И. Русская литература XX века: Учебное пособие для XI класса. – СПб., 1994. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988. Квятковский Е. В., Матвеева 3. И. Дидактический материал по литературе для IX класса вечерних (сменных) школ. – М., 1979. Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. – Киев, 1991. Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – СПб., 1992. Леонов С. А. Литература классицизма в школьном изучении: пособие для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М., 1997. Литература: Русская классика (избранные страницы). IX класс. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г. И. Беленького. – М., 1997. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М., 1995. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. ст. / Отв. ред. О. Ю. Богданова. – М., 1997. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова. – М., 1996. Русская литература XIX века. X кл.: Практикум / Под ред. Ю. И. Лыссого. – М., 1997. Современный урок русского языка и литературы / Под ред. З. С. Смелковой. - Л., 1990. Урок литературы: Пособие для учителя / Сост. Т. С. Зепалова, Н. Я. Мещерякова. – М., 1993. Урок в восьмилетней школе / Под ред. М. А. Данилова. – М., 1966. Урок литературы в средней школе /Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М., 1984. Чертов В. Ф. Семинарские занятия по русской литературе XIX века. – М., 1997. Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. Изд. 2-е. – М., 1997.