ИСТОРИИ РАСПАДА
висть. Помнится, комплекс Сербского телевидения называли «Ба; стилией». Мне думалось, что мои белградские друзья отпразднуют означенные утраты, но, по;видимому, они этого не сделали. Войс; ка НАТО уничтожили армейский и полицейский архивы! Радуйтесь!
1.05.1999, Бока Ратон, Флорида Бомбардировки задевают за живое, замечает мама в субботу.
У нее по;прежнему все в порядке. Как и в прошлые выходные, они — мама, ее сестра и двое приятельниц — играли в карты и пили кофе во дворе. Ничего нового, за исключением только одного: «Бомбардировки все больше и больше задевают за живое».
Сербы, как всегда, ведут себя мужественно. Для описания их теперешней жизни мама употребляет новый глагол — «терпят». Стойко переносят невзгоды. Бедствуют и продолжают жить. Вот в такой героической форме, по маминым заверениям, простой на; род сопротивляется захватчикам. Только сейчас они начинают воспринимать все как личный вызов.
* * *
Первую часть этих записей я разослал друзьям в Сербии. Прочи; тав, они спросили: «Кто скрывается за твоим “я”? Кто этот “ты”, который пишет обо всем этом?»
Я стал писать потому, что я не знал, кем я стал. Кто я? Серб, живущий в Америке? Югослав, обосновавшийся в Штатах? Аме; риканец? И если я ни то, ни другое, ни третье, то тогда кто же я? Я один такой? Есть ли для меня подходящая категория? Я надеял; ся, что письмо поможет и подскажет мне.
И оно помогало. И не раз. Оно показало, что белградцы, кото; рых я считаю частью самого себя (и частью которых сам я явля; юсь), не оставляют происходящее без осмысления. Оно подсказа; ло мне, что я мог бы чувствовать, окажись я на их месте. В то же время, делая записи в дневнике, я осознал, что вряд ли смогу по; нять их. Я не могу поставить себя на их место, несмотря на то что мы земляки и несмотря на то что бомбардировки ранят и меня.
Они говорят мне: «Мы с тобой непохожи, приятель. Не стоит пытаться найти себя здесь. Ты уехал. Попытайся смириться со сво; им отъездом, а не с ситуацией в Югославии. А мы… мы по;прежне; му здесь и будем здесь, если тебе захочется вернуться или просто