
6. Внешняя политика Турции
Политика Турции – это яркий, динамичный процесс политической борьбы между различными партиями во главе с харизматичными лидерами за право определять дальнейшую судьбу внутренней и внешней политики Турции.
Современные события указывают, что общество Турции находится на стадии глубокого переосмысления идейного наследия Кемаля Ататюрка. Правящая Партия Справедливости и Развития (ПСР) во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом защищает исламистские принципы и вносит соответствующие коррективы в реализацию внутренней и внешней политики Турции. Основными конкурентами ПСР на политической арене сегодня являются Народно-республиканская партия, заявляющая о своей приверженности принципам Кемаля Ататюрка, и Партия националистического действия во главе с Девлетом Бахчели. На фоне демократизации общества Турции, вследствие имплементации рекомендаций Европейского Союза, с новой силой заявляют о себе партии левого и правого флангов, а также партии, представляющие интересы национальных меньшинств.
В современном мире Турецкая Республика позиционирует себя как влиятельного регионального и мирового актера. Турция должна занять центральное место за столом, где формируется новый мировой порядок. Основания для этого ей придает самобытное внутриполитическое развитие и энергичный хозяйственный прогресс, а также активная внешняя политика. Объектом наибольшего приложения усилий в последние годы выступает ближневосточный вектор турецкой внешнеполитической деятельности. Это обусловлено трансформациями, которые переживает регион, поиском исламскими государствами собственных моделей развития, которые бы соединяли в себе лучшие элементы западной демократии и мусульманской традиции, и проблемами, возникающими на этом пути и создающими в регионе взрывоопасную ситуацию. Новый толчок процессу региональной цивилизационной идентификации предоставила «арабская весна». Турецкая Республика, будучи мощной экономической, политической и военной страной региона, крайне заинтересована в его стабилизации, и в современных турбулентных локальных и международных условиях пытается вписаться своей внешней политикой в судьбоносные региональные перестройки. Нынешний этап формирования внешнеполитических приоритетов Турции происходит на основе теории «Стратегической глубины», предложенной министром Ахметом Давутоглу. Сегодня мир проходит через глобальные экономические кризисы, а регион Ближнего и Среднего Востока — через тяжелые политические преобразования. Турция ставит своей целью играть активную роль в этих трансформационных процессах. Предсказание перспективы развития событий направлено на урегулирование кризисов и формирования креативных процессов в региональных и глобальных масштабах. На региональном уровне Турция поддерживает такой региональный порядок, который строится на типичных для региона политических системах, отражающих законные требования народов, страны региона полностью интегрированы в сообщество по основным ценностями демократии и настоящей экономической взаимозависимостью. На глобальном уровнеТурция стремится к созданию нового международного порядка на основе широкого участия международного сообщества в целом. Этот мировой порядок будет строиться на трех принципах: политический порядок, основанный на диалоге; многосторонний экономический порядок, основанный на справедливости и равенстве, и духовный (культурный) порядок, основанный на открытости и дружественности.
Существенными сторонами турецкой внешней политики Давутоглу считает следующие:
- Развитие внешней политики на основе стабильного и мирного внутреннего порядка;
- Восстановление связей Турции со своими соседями и укрепление связей с регионом. Это дает стране возможности играть роль ответственного государства на глобальном уровне. Активизация и выход на новый конструктивный уровень политики Турции на Ближнем и Среднем Востоке обусловлены как желанием занять соответствующее своим возможностям и интересам место, стать неотъемлемой частью региона, играть важную роль в формировании политического и экономического климата, так и обеспечить зону безопасности вокруг своих границ , а также стать важным посредником между ЕС, Соединенными Штатами и странами региона БСС в решении вопросов развития Ближнего и Среднего Востока.