Создание тпхв
Однако, несмотря на вполне четко заявленные принципы и атмосферу сплоченности, взаимопомощи и товарищества, Артель со временем стала отклонятся от прежнего курса, что заставило Крамского покинуть ее. Его новой идеей стало создание товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.
Первые выставки Передвижников
Период 1870-х годов в жизни Крамского непосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товарищества передвижников, поэтому письма этого времени проникнуты неутомимой энергией духовного лидера передвижников. Вместе с тем в этих же письмах живет другой Крамской, который упоенно описывает красоту лунной украинской ночи, завороженный тайной ночного света.
В картине «Русалки» Крамской отказывается от иллюстрирования конкретного эпизода повести Гоголя — сна Левко и ставит перед собой сложнейшие живописные задачи. «Все стараюсь в настоящее время поймать луну... Трудная штука луна...». Трепет лунного света создает в картине атмосферу зачарованного сказочного мира, в котором природа одушевляется, а реальный мир преображается в сказочный. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...» Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского «крайнее правдоподобие фантастического сна», и такие редкие качества современного искусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», — отмечала пресса по выставке.
Эта картина еще раз доказывает, что демократическая живопись не была столь плоским и «функциональным» явлением, как-то утверждают ее ниспровергатели, пытающиеся всю ее уместить в границы «критики действительности». В 1871 году Крамской был занят организацией Первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, которая должна была представить публике в максимально выигрышном свете новое художественное объединение. Разумеется, картины на нее отбирались самые лучшие. Сам Крамской показал на выставке несколько портретов и картину «Русалки» - последняя шла с ремаркой, указывающей ее источник: «На сюжет из повести Н. В. Гоголя "Майская ночь"». То, что выбор автора пал на эту работу, прекрасно иллюстрирует то, как он к ней относился, - хотя в концепцию «критического реализма» это произведение никак не попадало. Художнику захотелось изобразить, по собственным его словам, «нечто фантастическое», «поймать луну» и при этом «не сломать себе шеи» -и он, забыв о «тенденциозности», с удовольствием занялся этим.
Есть и другие попытки автора создать атмосферу ночи, поймать и передать лунное освещение. В таких картинах как «Майская ночь» (1871г.) и «Лунная ночь» (1880г.). В последней мы можем наблюдать, как сильно продвинулся Крамской в живописи, здесь чувствуется глубина пространства, определенное освещение, можно прочувствовать настроение, задумчивое ожидание в глазах изображаемой девушки.
На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”, а также «Русалки». Портреты все же давались ему гораздо лучше, вероятнее всего сказывалось его прошлое ретушера. Крамской моментально схватывал характерные черты лица натурщика, рассматривал модель и уже видел характер, ему достаточно было нескольких часов, чтобы работа уже обладала узнаваемостью. Четкость лиц, выражения глаз, плавно и грамотно уведенные в глубину детали положения рук, одежды, окружения. Все помогает выстроить атмосферу, при этом не спорит с главной частью, лицом портретируемого.
