ГОС 2012_1 / госы / 09 Умирающий и воскресающий бог
.doc09 Умирающий и воскресающий бог
Источником религиозного творчества служит не эмпирический феномен земледелия, а тайна рождения, смерти и возрождения, присутствующая в ритме вегетации. Кризисы, угрожающие урожаю, будут переводиться — чтобы их можно было понять, принять и подчинить своей воле — на язык мифологических драм. Эти мифологии и связанные с ними сценарии ритуалов будут тысячелетиями доминировать в цивилизациях Ближнего Востока. В числе важнейших из них — тема умирающего и воскресающего бога.
Земледельческие культуры вырабатывают то, что можно назвать космической религией, поскольку религиозная активность сосредоточена вокруг центрального таинства — периодического обновления мира. Как и человеческая жизнь, ритмы космоса объясняются на языке описания растительной жизни.
У древних земледельцев мифо-ритуальный сценарий Нового Года включает в себя возвращение мертвых, и аналогичные ритуалы встречаются в классической Греции, у древних германцев, в Японии и т. д. Космологические, эсхатологические и мессианистские идеологии, которые в течение двух тысячелетий будут господствовать на Востоке и в средиземноморском мире, уходят корнями в концепции эпохи неолита.
Мирче Элиаде пишет об этом так:
Здесь мы встречаемся со смелой идеей — ценности смерти, воспринимаемой отныне как возвышенная трансмутация жизни. Смерть завершает переход оттуда, где ничто не несет никакого смысла, туда, где все исполнено значения. Могила становится местом, где происходит преображение человека.
Народы Египта и Западной Азии представляли ежегодное увядание и возрождение жизни, особенно растительной жизни, которую они отождествляли с каким-то богом – Осирисом, Таммузом, Адонисом и Аттисом,-ежегодно умирающим и вновь возрождающимся.
Умирающий и воскресающий бог - широко распространенный мифологический архетип. Обычно умирающий и воскресающий бог являет собой олицетворение сил природы (Осирис, Адонис), «умирающей» осенью и «воскресающей» с приходом весны (миф о Персефоне). Вариантом мифа является сюжет, согласно которому божество не гибнет, но уходит куда-то (нередко - в царство мертвых, подобно Персефоне или Таммузу, то есть символически умирает), бесследно исчезает, а затем возвращается.
Фрэзер говорил о том, что образ умирающего и воскресающего бога появляется из обожествления природных циклов, посевных циклов, и проходит в два этапа:
- Начало выделения из аграрных представлений духов зерна, которые и участвовали в восстановлении растительности (последний сноп и т.д.)
- Выделение из духов зерна - хозяина зерна, дух уже не само оно (зерно), но в нем и над ним.
В мифологии шумеров олицетворением умирающей и вновь воскресающей растительности был бог Таммуз (Думузи) —возлюбленный богини Иштар, - которого на более позднем этапе пытались слить с Мардуком. В особенности стремилось вавилонское жречество включить в образ Мардука популярный образ умирающего и воскресающего бога. Об этом свидетельствует текст из храмовой библиотеки города Ашшура, посвящённый страстям Бела-Мардука, его казни и возвращению к жизни. Согласно этому мифу Бола-Мардука казнят на судилище у подземного царства вместе с каким-то преступником. Окровавленную одежду бога очищает богиня, любовь которой сильнее смерти. Уход бога в подземное царство вызывает на земле ожесточённые смуты, жена Бела-Мардука, “владычица Вавилона”, спускается за ним в подземное царство, и бог воскресает к новой жизни.
Думузи же, празднества в честь которого проходили как раз накануне летнего солнцестояния, умер в месяце, который в древности носил его имя, и был похоронен с соответствующими почестями. Из-за плохой сохранности табличек нам мало известно о самом этом ритуале.
В египетской мифологии умирающим и воскресающим богом является Осирис. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп, соединила части, забальзамировал тело и запеленал его. Потом забеременела от него.
Смерть и воскрешение Осириса- символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Это миф о вечном возвращении творящего бога.
В древней Греции так же существовал подобный образ – юноша Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. В юности убит вепрем, который ударил его клыком в бедро. По воле Афродиты он вернулся из подземного царства, превращен в цветок анемон; либо из крови Адониса возникли розы, а из слёз Афродиты анемон. Существует рассказ о том, что Афродита передала младенца Адониса на воспитание Персефоне, которая не пожелала потом с ним расстаться. Афродита и Персефона судились из-за Адониса, и Каллиопа рассудила, что они должны владеть им по половине года.
Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога.
С мифами об умирающих и воскресающих богах обычно связаны всевозможные празднества, обряды и ритуалы. Таковы разыгрывавшаяся на земледельческом празднике разлива Нила мистерия о смерти и возрождении Осириса.
Непременным элементом подобных мероприятий является ритуальный плач об умершем (ушедшем) боге.
