- •Крещение Руси и его исторические последствия.
- •Русская православная церковь в X – XVI вв.
- •Русская православная церковь в XVII в. Патриарх Никон.
- •Церковная реформа Петра I и ее последствия.
- •Церковно-государственные отношения в России в XVIII – нач. XX века.
- •Основные направления религиозного разномыслия в России (христововеры, скопцы, духоборы, молокане).
- •Реформация в Европе: основные этапы.
- •Протестантизм: общая характеристика.
- •Основные направления протестантизма: вероучение, культовая практика.
-
Основные направления религиозного разномыслия в России (христововеры, скопцы, духоборы, молокане).
Русское христианское сектантство апеллирует к внутренней природе человека и утверждает личностное начало в качестве доминанты непосредственного соединения с Божестовм. Русские сектанты, избрав собственный способ спасения вне церкви, в рамках индивидуального поиска Бога и своей «самости», стремятся к преобразованию собственной натуры и заботятся исключительно о своем личном спасении.
Возникновение христианского сектантства в России относится ко второй половине XVII в. и связано с ростом личностного самосознания. Материалы исконно русских христианских сект второй половины XVII – начала ХХ вв. наглядно представляют историю утверждения и развития идей народного христианского разномыслия. В нем специфически проявились потребности общества в новой личности: самоценной, сознающей себя и свою ответственность перед Богом. Сектантское богоискание тесно связано с традиционным народным мировоззрением (это особенно ярко выражено в их духовных стихах).
Поскольку первые христианские секты были тайными, то довольно сложно представить абсолютно достоверную картину их возникновения. Одна из самых ранних известна как секта хлыстов, или христововеров. В христововерии не существовало священных книг, их учение не было систематизировано, но сохранились предания и духовные стихи. По христововерческой легенде, основателем этого религиозного движения был человек по имени Данила Филиппович. По преданию, он собрал все книги и бросил их в Волгу, показав этим, что в них нет необходимости в деле спасения. Своим последователям он завещал молиться духом. Учение свое он выразил в 12 заповедях, большинство из которых — нравственные установления (если кто-то хочет выучить заповеди, см. «Религиоведение», с. 236).
Христововеры считали, что любой человек может стать Христом, так как верили в то, что Христы постоянно появляются и существуют в мире. Они полагали, что вновь «открывшийся» Христос в своей жизни и деятельности повторяет всю историю земной жизни Спасителя. Эсхатологические мотивы не получили в христововерии широкого распространения. Проповедовалась возможность осуществления «Царства Божия» на земле, в связи с чем практиковался аскетический образ жизни. Строгое установление усмирения плоти как источника всех существующих в мире зол выступало главным требованием, которое предъявлялось членам общины. Во время молитвенных собраний сектанты занимались радением (кружась, они «радеют» Богу и себе, т. е. «Богу работают», замаливая свои грехи). Не порывая внешней связи с православной церковью, христововеры считали ее мирской, «плотскою». Библию трактовали аллегорически.
К 40-м гг. XIX в. в христововерии появились общины (затем за ними утвердилось название «Старый Израиль»), идейным организатором которых был крестьянин Перфил Катасонов, провозгласивший себя Христом. Им был изменен характер практики радений так, что мистико-аскетический облик христововерия приобрел черты рационалистического течения. Преемники его — В. Ф. Мокшин и В. С. Лубков. Лубков радикально реорганизовал христововерия в начале ХХ в. (отсюда название «Новый Израиль»). Он отменил радения. Новое учение стало базироваться на постулате «здравого смысла». Придавалось значение писанию, верующие стремились открыть в священных текстах духовный смысл, который «не виден для людей непросвещенных».
Итак. Начиная с XVIII в. христововерие постоянно трансформировалось (разногласия в общинах, постепенное угасание первоначального фанатизма). Во второй половине XIX – начале ХХ в. вероучение различных его направлений сближалось с вероучением протестантских общин.
Из среды христововерческих общин стали распространяться новые взгляды, приверженцы которых в XVIII в. образовали общину, известную как секта скопцов. Первые последователи — крестьяне Орловской губернии. Основателем принято считать Кондратия Селиванова, он проповедовал оскопление («огненное крещение», «убеление», «огненная печать») как главное условие спасения. Оскопление как утверждение своей чистоты и искоренение греха. Таким образом, вера в спасительное предназначение оскопления была главным отличием скопцов от христововеров. Христововеры же говорили о том, что с «умерщвленным врагом» справиться не трудно, а «ты поборись с живым».
Наиболее акутальными для скопцов были идеи «внутреннего делания» человека и его борьба с грехом. Согласно их воззрениям, истинная церковь — внутри человека. В их представлении имя Христа и крест суть одно и то же. И если, по народной вере, центральное событие в деле искупления — крещение Христа, то в скопчестве «огненное» крещение — это и есть искупление.
Эволюция скопчества в ХIX в. связана с появлением так называемых духовных скопцов, почти не отличавшихся от приверженцев традиционного христововерия: «духовное скопчество», отказавшись от оскопления, проповедовало «чистоту плоти», обретаемую силою духа. Для различных течений духовного христианства стала характерной проповедь нравственного человека, который вполне может спасти себя самостоятельно.
Духоборчество выделилось из духовного христианства во второй половине XVIII в. По некоторым сведениям, название «духоборцы» или «духоборы» было дано этой группе верующих екатеринославским архиепископом Амвросием (1785 г.), который утверждал, что «вновь появившееся учение есть противление Святому Духу». Сами же они считали себя борцами за Святой Дух и духовными христианами, поскольку в деле спасения отрицали все, кроме духовных средств.
У духоборцев — устная религиозная словесность. Учение их распространялось через многочисленные беседы, заучивание молитв и псалмов. По традиции, из уст в уста передавалась «Животная книга» духоборцев, но ими самими она не записывалсь (записал В. Д. Бонч-Бруевич, опубликована она в нач. ХХ в.). Духоборчество, не имея установленных догматов вероучения, предложило своим последователям веру по внутреннему убеждению. Они верили в то, что на смену царства насилия и зла должно прийти царство, основанное на равенстве, взаимопомощи и любви. Прообразом такого царства и являлась их религиозная община, где принципы: коллективность труда, справедливость распределения. У них Бог — деятельная сила, созидающая мироздание и проникающая в каждого человека. Бог троичен, и в человеке проявляется тремя чувствами: Бог-Отец — это память; Бог-Сын — это разум; Бог-Дух — это воля. Душа есть разум, а так как разум — сын Бога, то и человек (раз у него есть душа; человек - «вмещающий разум») есть сын Божий, т. е. божественен. Благочестивые души, отделившись от тела, переселяются в человека, а злые души — в животных. В возрасте от 6 до 15 лет, когда духоборец заучивает несколько псалмов «Животной книги», происходит переселение в него души, а до шестилетнего возраста духоборец души не имеет, а только дух или простое дыхание. Теперь насчет Христа. Так как каждый грешит и спасается сам, духоборцы отвергали представление об искупительной миссии Христа и основанные на этом представлении церковные обряды. Заслуги искупителя не оправдывают других людей. Искупление — это духовное просвещение (самого человека). Но после смерти Христа божественный разум через апостолов и их преемников перешел в духоборческий род, а душа Христа воплотилась в избранных личностях духоборов.
Много общего с духоборчеством обнаруживается в молоканстве, еще одном течении духовного христианства, распространившемся в 70-х гг. XVIII в. в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Проповедью раннего молоканства стало утверждение, что основанием нравственной жизни является «совершенная свобода и независимость ни от каких человеческих законов и принуждений». По одной из версий, происхождение названия секты связано с тем, что молокане будто бы «вкушали словесное млеко», сами же верующие именовали себя духовными христианами. Основателем секты называли Семена Уклеина. Источником веры молокане считали Библию, а не «духовное просвещение», как духоборы. Библия была их настольной книгой. Как и духоборы, они отвергали авторитет церкви, обряды и таинства.
В первые десятилетия XIX в. число молоканских общин стало быстро расти. В это же время молоканство распалось на ряд толков (напр. донской толк, общие молокане). В середине XIX в. интенсивно росли молоканские поселки в Закавказье, там и появились общины молокан-прыгунов (Максим Рудометкин — самый влиятельный из них). Около 1850 г. также было основано движение иеговистов. В это же время начинает распространяться штундизм. В конце XIX в. - трезвенничество.
Главное. Русское народное христианское разномыслие отразило поиск новых взаимоотношений между человеком и Богом. Идея Бога как Законодателя и Спасителя трансформировалась от понимания Бога в духе народной веры к обоготворению человека. Если на ранних стадиях развития русского сектантства идея воплощения Бога в человека персонифицировалась в «живых Христах и богородицах» (руководителях общин), то в дальнейшем она превратилась в представление, что каждый человек есть человекобог.
