
- •Вопрос 1. Политология как наука
- •Вопрос 2. Объект и предмет политологии
- •Вопрос 3. Функции политологии
- •Вопрос 4. Основные методы политологии и их характеристика
- •Вопрос 5. Основные подходы понимания политики
- •Вопрос 6. Структура политики
- •Вопрос 7. Политическая мысль Древнего Востока
- •Вопрос 8. Политическая мысль Древней Греции и Рима
- •Вопрос 9. Политическая мысль Средневековья
- •Вопрос 10. Политическая мысль эпохи Возрождения
- •Вопрос 11. Политические концепции Нового времени
- •Вопрос 12. Особенности развития политической мысли в России
- •Вопрос 13. Политические воззрения м.М. Сперанского и н.М. Карамзина
- •Вопрос 14. Политические воззрения н.Я. Чаадаева. Славянофилы
Вопрос 7. Политическая мысль Древнего Востока
Политология имеет богатую длительную предысторию в виде эволюции политических идей. В ее фундамент легли идеи и концепции, которые лучшие мыслители прошлого раз-рабатывали на протяжении всей истории человечества. Политико-правовая идеология воз-никла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Осмысление обще-ственных проблем и морально-политических ценностей началось в глубокой древности. Разнообразные идеи, связанные с властью и правами, государством и личностью, демо-кратией и деспотизмом, обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Китая, Арабского Востока, мусульманского мира, европейской цивилизации. Они проходили проверку истори-ческой практикой, шлифовались в четкие формулы политических документов. Шел посто-янный поиск оптимальных моделей общественного устройства, взаимоотношений лично-сти, общества и государства, причем долгое время он осуществлялся в рамках философских
религиозных учений.
III–II тысячелетиях до н. э. мышление людей еще находилось во власти мифологи-ческих представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли: в ее основе была идея божественного происхождения политических порядков. Правда, вза-имоотношения земных и небесных властителей трактовались по-разному.
Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги при любых обстоятельствах сами оставались вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. Например, бог находился в особых договорных отношениях с еврейским народом и считался главным их правителем, законодателем и судьей. У древних китайцев было несколько иное представ-ление: для них император был единственным проводником воли небесных сил. Боги наде-ляли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и возможности.
Подчеркивание божественного характера власти долгое время являлось сквозной темой и мифологического, и религиозного мировоззрения. Они освещали существовавшее общественное устройство непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов или единого бога. Например, в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н. э. царь Хаммурапи изображал свое законодательство как осуществление воли богов. Поэтому деление на рабов и свобод-ных, экономическое, правовое неравенство самих свободных нужно было воспринимать как справедливое, данное по воле богов.
Древнем Иране примерно в VIII в. до н. э. зародилась религиозная доктрина зоро-астризма (Зороастр, Заратуштра). Эта доктрина оказала большое влияние на идейно-рели-гиозные концепции как Востока, так и Запада (в том числе на становление христианства). Суть зороастризма – борьба в мире двух начал: добра и зла. Добро олицетворяет светлый бог
– Ормузд, зло – темный бог – Ариман. Свет и темнота ведут борьбу друг с другом, и смысл бытия каждого человека заключается в активной борьбе против тьмы и зла. Заратуштра был убежден в конечной победе добра, хотя зло и может временно торжествовать. Государство согласно Заратуштре должно быть земным воплощением светлого бога Ормузда. Монарх выступает как его служитель и должен бороться против зла в государстве, прививая добро.
Древней Индии зачатки идеологии брахманизма были изложены уже в «Ведах» во II тысячелетии до н. э.), в которых обосновывается деление общества на 4 варны, т. е. сосло-вия: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудра. Сословия эти и их различное положение пред-определены дхармой, т. е. мировым законом и долгом. Законы Ману (II тысячелетии до н. э.) обосновывали руководящую роль брахманов и их исключительное право толковать дхарму. Кроме изощренных земных наказаний за нарушение дхармы представителями других сосло-вий, законы Ману внедряли страх перед переселением души в более низкое существо.
16
Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»
Против брахманистской идеологии и системы варн было направлено в VI в. до н. э. учение Сиддхартха, прозванного Буддой (Просветленный). Дхарма у буддистов выступает как управляющая миром закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. Главное в – отличие от брахманизма буддизм провоз-гласил установку на индивидуальный путь спасения.
Определенные рационалистические трактовки государства и права наблюдаются в «Артхашастре» (IV–III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), совет-ник и министр царя Чандрагупты I. Кроме морально-нравственных норм, акцент делался на практической пользе (артхе) и обусловленных ею политических мероприятиях и админи-стративно-властных установлениях.
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (VI–V вв. до н. э.) признавал Боже-ственное происхождение власти императора, но отказался от Божественного происхождения государства. Согласно его учению оно возникло из объединения семей. То есть государство
– это большая патриархальная семья, где император – строгий, но справедливый отец, а под-данные – его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Благо народа – один из центральных пунктов политической части его док-трины. Мудрый администратор должен хорошо знать, что любят люди и что они ненавидят; он всегда должен стремиться к добру, и тогда люди пойдут за ним. Следование этим принци-пам означает «дао» (правильный путь). Сам Конфуций не добился особых успехов в попыт-ках реализовать свои идеи на практике. Однако его доктрина стала той отправной точкой, той стандартной «измерительной шкалой» политической культуры, с которой сверяли свои теории мыслители и реформаторы последующих поколений.
В рамках даосизма, основателем которого считается Лао-цзы (VI в. до н. э.), правиль-ный путь (дао) рассматривался не как путь в соответствии с требованиями богов, а как естественная природная необходимость. То есть по Лао-цзы, законы природы выше законов богов и несут в себе высшую добродетель и естественную справедливость. Тем самым он одним из первых подверг критике общественно-политическое устройство Китая. Его при-зывы к воздержанию, возврату к общинной жизни в ее патриархальности не получили широ-кой общественной поддержки.
Основатель моизма Мо-цзы (V в. до н. э.) обосновывал идею естественного равенства людей. Для этого он по-новому трактовал понятие «воля неба», рассматривая его как все-общность, т. е. равное отношение ко всем людям. Отсюда его резкая критика существующих порядков. Мо-цзы стал одним из первых основателей договорной концепции происхождения государства. Он утверждал, что отсутствие управления и единого понимания справедливо-сти определяло состояние вражды и хаоса в обществе. Для их устранения люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека и назвали его сыном неба.
Легисты Древнего Китая в лице одного из видных представителей этой школы Шан-Яна (IV в. до н. э.) критиковали взгляды Конфуция за идеализм в отношении морально-нрав-ственных норм для правителя, которыми он должен руководствоваться. Шан-Ян считал, что управлять можно не с помощью добродетелей, а с помощью жестких законов, которым люди должны подчиняться под страхом наказания и насилия. Для этого легисты обосновывали принцип коллективной ответственности на основе круговой поруки (пятидворки и десяти-дворки) и внедряли идеи тотального доносительства. Эти идеи сыграли значительную роль
дальнейшем развитии системы государственного управления Древнего Китая и соседних стран, а впоследствии через монгольское завоевание – и в России.
Таким образом, первые попытки осмысления общественнополитического устройства
рамках религиозно-мифологического мировоззрения заключались в рассмотрении земных
17
Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»
порядков как неразрывной части космических порядков, имевших Божественное происхож-дение. Тем самым утверждалось превосходство порядка над хаосом.
18
Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»