
- •Тема 2. Политика в структуре общества 1. Возникновение политики как социального института и ее функции
- •2. Определения и атрибутивные свойства политики
- • 3. Теоретические подходы в анализе политики
- • Субстанциональные интерпретации политики
- •Политика как специфический способ жизнедеятельности людей (Аристотель)
- •Политика как особый тип социального отношения «друг-враг» (к. Шмитт)
- •Политика как механизм контроля за ресурсами (д. Хелд)
- •Политика - особый вид коммуникации (герменевтический подход)
- •Функциональные интерпретации политики
- •Политика как отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлении деятельности.
- •Политика как деятельность по самостоятельному руководству (м. Вебер)
- •Политика как сфера конфликта и согласия в борьбе за власть (м. Дюверже)
- •Поведенческие и психологические интерпретации политики
- •Бихевиористские концепции политики
- •Психоаналитические интерпретации политики Политика как способ замещения собственной неполноценности (г. Лассуэл)
- •Когнитивные интерпретации политики Политика как деятельность по производству и потреблениюинформации (э. Тоффлер)
- •4. Может ли политика быть нравственной, или о соотношении целей и средств
Политика как особый тип социального отношения «друг-враг» (к. Шмитт)
В парадигме политического реализма политика понимается как реальность, которая существует и меняется на основе не отвлеченных идеалов, как у Аристотеля, а набора реальных сил. В терминах господства, подавления описывает мир политики профессор государственного права К. Шмитт (1888- 1985) в своей теории политического. Он предлагает разработать такой критерий политического, который имел бы практическое и познавательное значение и позволял выявить специфичность политики. В качестве критерия для определения природы политики К. Шмитт предлагал дихотомию «друг-враг». Понятие «враг» следует интерпретировать в его прямом смысле: это тот, кто вам враждебен. Таким образом, К. Шмитт пытался выявить специфику политики как сферы деятельности по сравнению с другими областями общественной жизни. Так, в отличие от эстетического, решающего вопрос о том, что прекрасно и что безобразно; от этического, занятого проблемой, что является добром и что является злом. От экономического, выясняющего, что пригодно и что непригодно: политическое выясняет, кто друг и кто враг и как превратить врага в друга и не допустить, чтобы друг стал врагом. Политика в этом случае интерпретировалась как искусство понимания национальных интересов и их защиты.
Ключевым понятие в консервативной концепции политики К. Шмитта является «однородность (гомогенность) народа», которая возникает из воли народа к политическому существованию рациональному единству и целостности. К. Шмитт полагал что «все хотят одного и того же, поскольку происходят из одинаковой субстанции». Следовательно, только гомогенный и прошедший процесс само отождествления (т. е. идентифицировавший себя) народ способен к ясному выражению своей воли. Выразителем этой воли может быть только государство или его руководители, способные осознать общественное благо и реализовать его. К. Шмитт решительно отвергал любой плюрализм интересов социальных групп, считая его ошибочным и опасным. По его мнению, каждая из групп интересов выражает только свои собственные требования и тем самым не способна осознать всеобщее благо. Подобные идеи идентичности между правителями и управляемыми развивались еще Ж.Ж. Руссо (1712-1778) в теории идентитарности.
В своей фундаментальной работе «Понятие политики» (1931) Шмитт утверждал: «Специфическое определение политического, под которое подпадают политические действия и мотивации состоит в четком разграничении друга и врага... При этом политический враг необязательно должен быть плохим с точки зрения морали или уродливым с точки зрения эстетики. Он необязательно будет играть роль конкурента на уровне экономики, и при случае с ним может оказаться выгодным иметь дело. Это просто кто-то иной, чужак, и его природа определена уже тем, что всем своим существованием он проявляет себя иным, чужим, таким, что в конечном счете с ним могут возникнуть конфликты, которые окажется невозможно разрешить ни с помощью ранее установленных общих норм, ни при посредничестве какого-либо третьего лица, считающегося незаинтересованным и беспристрастным... На уровне конкретной действительности концепция врага предполагает возможность борьбы... Война есть не что иное, как предельная фаза актуализированной враждебности... Она остается необходимым элементом действительности в форме вероятной реальности до тех пор, пока понятие врага сохраняет свой смысл». Позднее, в 1963г., К. Шмитт уточнит, что его концепция врага не означала, что этот враг должен быть уничтожен, и что он имел в виду «оборону, испытание сил и установление общей границы».
В противоположность Гоббсу К. Шмитт ценность политики видит не в том, что она может привести к умиротворению и благополучию, а, скорее, в том, что забвение различия «друг-враг» может привести к упадку. Сущность политики К. Шмитт видел в войне, в том числе и в войне между народами. Правом войны обладает государство, которое выступает в качестве политической целостности, концентрирующей огромную власть, и центра принятия решений. Согласно К. Шмитту «в государстве воплощены обе возможности: возможность требовать от своих граждан готовности пойти на смерть и другая возможность потребовать от них готовности убивать человеческие существа, находящиеся во враждебном лагере».