
Современное значение граффити.
Термин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются попытки установить разновидность связанной композиции посредством рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике. Авторами граффити чаще всего выступают непрофессиональные художники. Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют "писателями".
Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне. Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити. В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее, существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся те стены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателям граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному искусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на "работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные" стены.
Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностью удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальной эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов, созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения. Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства, зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторую загадочность.
Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами общества. Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами, прозвищами, кодами и символами. Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане. Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально и идеологически, а также чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему. Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют "Нью-Йоркским с тилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году.
В принципе, "хип-хоп" - это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США. Собственно, из Америки граффити перекочевало в Европу, Австралию и даже Японию, где оно отличается очень мрачными, фантастическими и порой жестокими сюжетами. Стиль и техника граффити постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити. В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров. Сегодня граффити - это мировое движение, о котором не перестают дискутировать, снимают фильмы (например, "Subway Art" (1984) и "Spray-can Art" (1987)). Среди писателей граффити есть и женщины, но их немного. Самые известные - Lady Pink, Omega и Reminisce.
Кто может стать писателем граффити? Практически любой желающий, но следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует многих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище "toy" ("игрушка"). Так называют неопытного писателя, который не испытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится овладеть необходимыми для росписи стен навыками. Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей.
Этим парижским граффити удается экспериментировать со средой - с энвайронментом. Все происходит в игре отчетливо прорисованных образов с поверхностями зданий, на которых они размещаются. Hекоторые парижские граффитисты проявляли свой артистизм, сталкивая контрастные образы или размещая их в необычной перспективе; другие дораскрашивали изображения, выполненные по шаблону. Зритель должен быть заинтригован тем, что находится на стене, он реагирует на эти фигуры, присматривается к ним, чтобы их идентифицировать. Разумеется, парижане не изучают граффити с усердием ученых, это лишь знаки, которые привлекают внимание прохожего, заставляя его замедлить шаг. То же можно сказать и о тщательно разработанных affiches, расклеенных на стенах Парижа; они также создают стены, на которые смотрят, стены, на которых совмещаются изображения вещей, а не метки враждующих Я.
У любого, кто долгое время прожил в Нью-Йорке, легко вспыхивает гнев при виде того, как бесполезно растрачивается здесь человеческая энергия. Возможно, именно поэтому, как ни странно, парижские граффити у нью-йоркского зрителя вызывают некий род оптимизма. Они вселяют уверенность, что отпечатки самости на домах могли бы обрести более независимую, объективную форму. Эта трансформация затронула небольшое число тех, кто делал граффити в 70-х. Например, Мэлвин Сэмюелс был участником Death Squad writing group в южном Бронксе, он подписывался как NOC 167. Родившись в 1961 году, он стал рисовать на холсте в возрасте девятнадцати лет. В таких работах как "The Letter" он - NOC 167, использовал каллиграфические образцы букв из разрисованных вагонов подземки, но на самом деле это уже настоящее постграффити. Голубые и розовые края холстов, обработанные спреями, образуют нечто вроде красочной стены; коричневые и зеленые линии, проведенные маркером и полосы от красящих аэрозолей на этой стене мыслятся в терминах контраста, надписи черным маркером заботливо помещаются в область, закрашенную желтым. Надписи представляет собой два фрагмента, оба закавыченные; один - "letter" - анонсирует название картины, другой - "сны о холокосте" - столь неожиданно возникает на мирном фоне цвета охры, что начинаешь искать ответ, почему эта надпись здесь, и обнаруживаешь свастику, наполовину погребенную в одной из коричнево-зеленых полос. На самом деле на картине, созданной OC 167, три надписи, а не две. Третья - это его подпись, но ее легко пропустить, так как она незаметно разместилась в правой нижней части картины. Это и есть история, которую стремится рассказать граффити, история о том, как одна метка, бывшая поначалу декларацией агрессивного Я, становится знаком, исследуемым ради его собственной материальности...
А вот стиль письма, как способ узнать, кто это нарисовал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stey и кое-кто еще стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю длину и ширину вагона.
Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так парень, СуперКуль заметил, что замена узеньких колпачков спрэющих баллонов на пузатые позволят ему "накрывать" больше поверхности широкими размашистыми "мазками". И вот, значит, этот Супер с баллоном желтого и розового и фэткэпом на конце вступил на территорию парка подвижных составов и выписал свой нэйм. Получились жирные розовые буковки в розовом окаймлении. Работа была так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках "субвей систем". А писатель фразы из бронкса был первым, кто развил успех СуперКуля и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стали аккуратными, и стили писателя из Бронкса получил название Бабле.
Следующая революция в стиле произошла, когда Пистол - уже Бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трехмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот пьес. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего, каждый делал 3D со своими штрихами - начались "стилевые войны". Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм
"Cтиль", написаны книги. Многие молодые люди стали извергать свои псевдонимы на улицах своих городов. Кто-то спрэил из-за моды и популярности, но еще больше тинов подошли к этому серьезно. Скоро мода прошла, и остались те, кто реально двигал культуру граффити много-много лет.
Пожалуйста, не называйте их «граффити». Мои уличные «учителя» неоднократно просили меня об этом. У них не было необходимости убеждать меня в этом, потому что мне хорошо известно истинное значение слова «граффити». Я всегда питал большую страсть к ДПИ, а граффити является одной из наиболее интересных форм. Это- тип настенного гравирования, существовавший ещё на заре человечества. Тому, кто заинтересуется этой проблемой, я советую внимательнее всматриваться на стены оград, странные знаки, выгравированные на них, и есть настоящие граффити.
Хотелось бы, чтобы поклонники райтинга понимали, что этот поспешно навязанный в первой половине 60-ых годов термин для этого искусства не является порочащим и оскорбительным, как иногда принято считать.
Часто у критиков искусства или социологов возникают затруднения в определении абсолютно нового течения, и в результате они прибегают к помощи известных терминов. Вот почему по отношению к феномену райтинга стали употреблять определение граффити. Слово восходит к корню «царапать» и имеет негативный оттенок. Царапание – это действие, оставляющее след, который проявляется, даже если закрасить его краской. Среди представителей аэрозольной культуры существует термин, который воспринимается более позитивно – «райтинг». В целом моя работа посвящена райтингу, а не граффити и основной проблематике этого искусства.
Райтинг не является искусством, снисходительно защищённым стенами галерей. В современном мире ни одно нетрадиционное направление не вызывало столько ненависти и отвращения, как райтинг, что зачастую приводило к решению истреблять его. I.Райтинг…уже история
История райтинга – это история, связанная с улицей. Поэтому в ней совсем немного художников, принимаемых обществом. Течение родилось не в Нью-Йорке, а в западной части Америки, в Калифорнии. Считывается, что происхождения райтинга связано с принятой у чистильщиков обуви практикой. Чтобы оградить свое место работы от посягательств конкурентов, они клеймили территорию надписью с собственным именем. Позже стало принято писать только инициалы или символ. Впоследствии банды зоны East L.A. воспримут обычай обозначать территорию. Аршинные буквы символа группировки они будут вывод кисточками. Большая надпись на границе определенного района сообщала о его хозяевах.
Для того чтобы выделится, и сохранить собственную неповторимость, банды развивали различные графические стили. Разработка первого стиля была связана с готическим алфавитом, выбор которого был продиктован, главным образом, сильным мексиканским влиянием с его религиозным и монастырским культурным прошлым. Гигантские и агрессивные разновидности современных «блоков» создавались не ради красоты, а ради угрозы. Их назначения заключалось в расстановке границ территории. Другая история имела место в Нью-Йорке несколькими годами позже. Здесь важную роль сыграла инициатива молодого пуэрториканца Джулио 204, который нарушил закон, написав собственное имя и номер своей улицы так же, как сингл банды. Сначала Джулио спровоцировал враждебность шаек, потому что работал, нарушая «установленные» границы территории, но вскоре приобрел восхищение и уважение группы, поскольку выдержал испытание на смелость. Шел конец шестидесятых. Вокруг Джулио 204 объединились другие ребята, которые начали подписываться собственными синглами. Среди них следует упомянуть Тейки 183, молодого грека, впервые вписавшего свой таг внутрь вагона нью-йоркского метрополитена. С другой стороны, был Стейиг 149, пионер надписи на внешней металлической поверхности. В то время Райтинг существовал в виде «Stick letters» быстро разбрызгиваемых букв, выполненных в скромном и, по большей части, монохромном стиле. Цвет ввели две женщины – Барбара 62 и Ева 62. Они впервые написали свой таг двойной чертой, сближая различные цвета. Все они – открыватели шестидесятых, когда движение базировалось не столько на качестве, сколько на количестве изображений. Действительно, тогда важно было обозначить как можно большую территорию. Практика тагов эволюционировала довольно специфичным и индивидуальным образом. В эти годы были заложены основы аэрозольной культуры с личным вкладом очень известных и анонимных райтеров. В 1972 году Суперкул 223 произвел переворот в культуре, ставшей после этого аэрозольной. Он выполнил «произведение на звание мастера» - большой пис – на внешней стороне вагонов метрополитены с помощью трех различных спрей-красок, компонуя трехмерные буквы и создавая впечатление глубины. Тому, кто стремился оставить как можно больше следов, должно было показаться невообразимым использовать так много красок, чтобы лишь один раз написать собственное имя. Но ситуация менялась с невероятной скоростью. Появился феномен войны стилей. Всех стало волновать настоящее качество спреинга. В конце восьмидесятых Райтинг продолжает эволюционировать, создавая базу для различных современных стилей. Это были годы больших репрессий, арестов и определенного общественного интереса, что способствовало активному употреблению термина «граффити». В эту эпоху аэрозольное искусство широко распространилось во всем мире как одна из форм культуры хип-хоп.
В первой половине восьмидесятых движение райтинга стало частью итальянской культуры с центром в Милане. Оно вошло в состав нового молодежного экспрессионизма.