
- •31 Декабря 1999 года в новогоднем телеобращении Борис Николаевич Ельцин неожиданно объявил о своей отставке, назначив исполняющим обязанности президента Владимира Владимировича Путина.
- •Первые шаги
- •Трудный путь к стабильности
- •Надежды и сомнения
- •Откуда исходит угроза миру
- •Есть у нас
- •Думать по-разному, действовать сообща
- •Ставший прологом
Ставший прологом
Предсказанное выше относительно выборов сбылось. Но не во всем. «Единая Россия», предвыборным лозунгом которой было «Вместе с президентом. Голосуй за Единую Россию!» получила подавляющее большинство голосов — 37 процентов пришедших голосовать избирателей (их было 40 процентов от имеющих право голоса россиян). На левом фланге политспектра КПРФ и недавно созданный блок «Родина» получили около 13 и 9 процентов соответственно. На правом же фланге в новую Думу прошла только ЛДПР с ее лозунга-ми державности и самобытной российской исключительности. А вот подлинным либералам, полагавшим, что правый фланг прочно закреплен за ними, избиратель в доверии отказал. «Яблоко» и Союз правых сил не преодолели 5-про-центного барьера и в Думу по общефедеральным партийным спискам не прошли. Такого, пожалуй, никто не ожидал. Уже в первые после выборов дни некоторые политики, в том числе и весьма далекие от политического либерализма, выразили сожаление, что в новой Думе не будет правого крыла. Не прошла в Думу и Аграрная партия — и это в России с многомиллионным сельским населением. Не получили поддержки партии, избравшие основой своих платформ установку на религиозность избирателей, как на православных, так и на мусульман. Всего в выборах участвовали 23 партии, блока и объединения, и 19 из них оказались за бортом российского парламента.
Следует отметить, что разнесение ЛДПР и «Родины» по разные стороны центристской «Единой России» весьма условно. Программа «Родины» включает не только социалистические положения, но и откровенно национал-патриотические. Так что можно ожидать, что, несмотря на постоянные взаимные колкости во время предвыборной кампании, в Думе они по многим вопросам найдут общий язык.
Депутаты, избранные по одномандатным округам, несколько оживили политический калейдоскоп Госдумы четвертого созыва, по сути ее депутатского корпуса не изменили. Места в Думе распределились так: «Единая Россия» — 222 депутатских мандата, КПРФ - 53, ЛДПР - 38, блок «Родина» — 37, Народная партия — 19 одномандатников; остальные партии представлены 16 одномандатниками, а еще 62 одномандатника условно называют «не-зависимыми». (В трех избирательных ок-ругах выборы были признаны несостоявшимися: там вариант «против всех» получил больше голосов, чем собрал самый удачливый из соперников.)
Несложный подсчет позволял сделать вывод: пропрезидентская фракция «Единой России», включив в себя достаточное число одномандатников, даже без поддержки покладистой ЛДПР и «Родины», может иметь квалифицированное большинство (2/3 состава Думы плюс 1 голос). Это позволит при необходимости решать самые сложные, самые острые вопросы — вплоть до внесения изменений в Конституцию, когда властям предержащим это понадобится.
Оценки результатов выборов были, понятное дело, самые противоположные. «Единая Россия», ЛДПР и «Родина», делая, естественно, различные акцентировки, сходились в том, что выбор избирателей объясняется правильно понятыми электоратом приоритетами исторического момента. Они, и только они, смогут обеспечить стране экономический подъем, усиление патриотического вектора во внутренней и внешней политике, укрепление державности и национальной безопасности России и, конечно, расцвет социальной справедливости.
Коммунисты, получившие вдвое меньше голосов, чем на выборах 1999 года, объяснили это просто: голоса у них украли. Используя административный ресурс и мощную государственно-чиновничью машину, результаты выборов были искажены до неузнаваемости, что они рано или поздно докажут. А поскольку именно они, коммунисты, единственные подлинные патриоты и радетели за благо простого люда, то пострадал — и еще ох как наплачется! — российский народ.
Надо сказать, что и предвыборная гонка, и сами выборы-2003 прошли до-статочно пристойно. Не было, как в 1999 году, черного пиара, откровенно грязных технологий, случилось куда меньше скандалов и инцидентов. В одиннадцати регионах, от Сахалина до Москвы, одновременно с думскими проходили выборы глав исполнительной власти. Там предвыборные баталии кое-где оказались более напряженными. Так, в Башкирии в канун дня выборов в одной из типографий Уфы было обнаружено 800 тысяч дополнительных, не учтенных бюллетеней. Штабы основных соперников тут же обвинили в этой диверсии друг друга. Доказать ничего не удалось, но президент Муртаза Рахимов, уже 13 лет возглавляющий республику и абсолютно уверенный в победе, до необходимых 50 процентов не дотянул. На выборах президента республики Башкортостан пришлось проводить второй тур.
Отметим, кстати, что декабрьские региональные выборы подтвердили ранее отмеченные тенденции. Первая: избиратели в основном охотно продлевали мандат уже проявившим себя руководителям — значит, жизнь в регионе не так уж плоха. И вторая: легче побеждали те кандидаты, которые сотрудничают с цент-ром в обоюдном согласии по ключевым вопросам.
В преддверии выборов по всей стране были приняты серьезнейшие меры по усилению охраны порядка. Наверное, это сработало: 7 декабря был отмечен лишь один случай пожара на избиратель-ном участке — в г. Тында Амурской области, бывшей «столице» БАМа. Но два взрыва все же прогремели. 5 декабря был дистанционно взорван мощный заряд в электропоезде рядом с г. Ессентуки. Свыше 40 человек погибли, более 150 госпитализированы с серьезными травмами. А 9 декабря был совершен теракт в самом сердце Москвы, на Моховой, через Манежную площадь от кремлевской стены, у престижной гостиницы «Националь». Три женщины расспрашивали встречных, где находится здание Госдумы. Туда они не дошли: на одной из них «пояс шахида» сработал явно самопроизвольно. Пятеро случайных прохожих погибли на месте, шестого не довезли до больницы, еще четырнадцать госпитализированы.
На оба классических русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» ответы вроде бы получены. Виноват международный терроризм, надо усилить борьбу с ним и повысить всеобщую бдительность. Ответы есть, а взрывы, не-сущие людям смерть, страдания и горе, продолжаются...
Но вернемся к оценкам думских выборов. Либералы, в отличие от КПРФ, результаты выборов не оспаривали. Но, подобно коммунистам, сочли их чрезвычайно опасными — правда, по иным причинам. Сетуя, что избиратели не прислушались к их предостережениям, они утверждают: «карманный» пропрезидентский парламент — очередной шаг к возрождению в России тоталитарного государства. Причем, самого опасного свойства, потому что многие навязываемые сейчас обществу идеи «попахивают национал-социализмом». В этой связи либералы оценивают думские выбо-ры-2003 как «эпилог недолгой истории демократии в России». Их выводы: изучить преподанный урок, перестроить ряды, изменить стратегию и тактику действий — и продолжить борьбу.
Ну а победители считают выборы прологом. Прологом к масштабным действиям, направляемым на полно-ценное возрождение России как могучей, богатой и всеми в мире уважаемой страны. Начать эти действия они обещали незамедлительно. «Родина», например, собирается уже в первом квартале 2004 года поставить в Думе вопрос о пересмотре бюджета. «Единая Россия» в этом им, конечно, воспрепятствует. Одним словом, баталии будут и в стане победителей. Так что уже в начале 2004 года гражданам России предстояло определить: что же они своими опущенными (или не опущенными) в урны бюллетенями «написали», эпилог или пролог? Большинство, конечно, будет склоняться ко второму ответу. Ну а в том, что думские выборы-2003 стали мажорным прологом к президентским выборам-2004, уже 8 декабря не сомневался никто.
18 декабря президент в прямом эфире отвечал на вопросы сограждан. Всего ему по телефону, через Интернет и «телевизионные мосты» задали вопросы более полутора миллионов россиян. Пятидесяти восьми он успел ответить за три часа эфирного времени, проявив прекрасную осведомленность в экономике, внутренней и внешней политике, в социальных вопросах, культуре. Но главным для многих было заявление В. В. Путина, что он решил баллотироваться на новый президентский срок. Уже после передачи, беседуя с журналистами он уточнил, что предпочел самовыдвижение выдвижению от какой-либо партии. Через несколько дней группа поддержки В. В. Путина была зарегистрирована в ЦИК России и начала сбор 2,5 млн. подписей, необходимых кандидату в президенты.
Россия закончила 2003 год с неплохими экономическими показателями: ВВП вырос на 6,5 процента (самый большой рост за все 12 лет постсоветского периода), рост реальных доходов населения — на 13 процентов, инфляция не превышала 12процентов, а золотовалютные запасы увеличились за год с 45 до 72 млрд. долларов. Однако выступая 29 декабря на первом заседании Госдумы четвертого созыва В. В. Путин больше говорил не об успехах, а о задачах, стоящих перед страной — в развитии экономических реформ, в законотворчестве, в необходимости добиваться существенного перелома в социальной сфере. Конечно, в январе — марте 2004 года он сделает еще немало знаковых заявлений как кандидат в президенты и примет не одно важное решение как действующий глава государства. Но и сказанного им на пороге нового года дало электорату бога-тую пищу для размышлений перед принятием судьбоносного решения.
Последние 3—4 года российской жизни можно в определенном смысле назвать переходным периодом. Многие прежние, ельцинские установления постепенно сменились новыми, путинскими. Переходный период закончился. «Новые времена» продолжаются.