
-
Динамика популяций
Динамика численности и плотности популяций находится в тесной зависимости от плодовитости и смертности, а также от способности слагающих их особей совершать миграции.
В живых организмах заложена огромная возможность к размножению. Скорость увеличения численности особей популяции при отсутствии лимитирующих факторов обозначается как условный показатель — биотический потенциал. Он устанавливается теоретически как возможная средняя величина рождаемости или скорость, с которой при беспрерывном размножении (возможном только теоретически) особи определенного вида могут покрыть земной шар равномерным споем. Для слонов эта скорость составляет 0,3 м/с, а для некоторых микроорганизмов — сотни метров в секунду. Подсчитано, что бактерии делятся каждые 20 минут. При таком темпе одна клетка за 36 часов дает потомство, которое может покрыть сплошным слоем всю нашу планету. Один одуванчик менее чем за 10 лет способен заселить своими потомками земной шар, если все семена прорастут. В действительности же такая громадная плодовитость организмов никогда не реализуется. Истинная плодовитость значительно ниже потенциальной. Это наглядно прослеживается на примере капустной белянки. В результате гибели яиц, гусениц и куколок по разным причинам (болезни, паразиты, хищники и др.) на свет появляется лишь 0,32% взрослых бабочек от числа отложенных яиц.
Средняя величина плодовитости каждого вида определилась исторически как приспособление, обеспечивающее пополнение убыли популяций. Поэтому естественно, что у менее приспособленных к неблагоприятным условиям видов высокая смертность в молодом (личиночном) возрасте компенсируется значительной плодовитостью. Это особенно типично для организмов, подвергающихся интенсивной неизбирательной элиминации. Например, среди насекомых самая высокая плодовитость у растительноядных форм, а наиболее низкая — у паразитов и хищников.
В благоприятных условиях плодовитость обычно низкая. Этим объясняется более высокая плодовитость животных в зонах умеренного климата по сравнению с тропическими видами. Кроме того, характер плодовитости зависит от скорости полового созревания, числа генераций в течение сезона, от соотношения в популяции самцов и самок. Если вид размножается с большой скоростью и чутко реагирует на изменения условий среды, то численность популяций его быстро и существенно изменяется. Примером могут служить многие насекомые и мышевидные грызуны.
Различают абсолютную и удельную рождаемость. Первая характеризуется общим числом родившихся особей. Например, если в популяции северных оленей, насчитывающей 16 тыс. голов, за год появилось 2 тыс. оленят, то это число и выражает абсолютную рождаемость. Удельную рождаемость вычисляют как среднее изменение численности на особь за определенный интервал времени, и в данном случае она составит 0,125, т.е. один новорожденный на восемь членов популяции за год.
Величина рождаемости зависит от многих причин. Большое значение имеет доля особей, способных в данный период к размножению, что определяется соотношением полов и возрастных групп. Важна также частота последовательности генераций.
Для величины рождаемости имеет значение также соотношение периода размножения и общей продолжительности жизни. Этот период для самок дрозофил составляет около 65%, для стадной саранчи шистоцерки — 15%, а для поденок — всего от 0,5 до 1% длительности их существования. Большую роль играет плодовитость особей. Однако размножаемость популяции, как правило, не бывает прямо пропорциональна плодовитости. Плодовитость сильно зависит от степени развития заботы о потомстве или обеспеченности яиц питательными материалами.
У видов, оберегающих и выкармливающих свой молодняк, плодовитость резко понижена. Размер кладки у птиц разных видов варьирует уже не в тысячи раз, как у рыб, а в пределах от одного яйца (у некоторых хищников, пингвинов, и др.) до 20—25 (максимальное количество яиц у куриных, например, у серой куропатки).
Большая плодовитость вырабатывается у видов также в условиях более высокой смертности, особенно при сильном давлении со стороны хищников. Отбор на более высокую плодовитость — одни из приспособлений, компенсирующих большую норму гибели популяциях. Поэтому при высокой плодовитости общая размножаемость популяции может быть весьма низкой. В различных популяциях одного вида плодовитость обычно тем выше, чем более неблагоприятны занимаемые ими места обитания. Так, у многих млекопитающих — зайцев, мышей, полевок — число детенышей в помете на границах ареала больше, чем в его центре.
Численность и плотность популяции зависят также от ее смертности. Смертность популяции — это количество особей, погибших за определенный период. - Она, как и плодовитость, изменяется в зависимости от условий среды, возраста и состояния популяции и выражается в процентах к начальной или чаще к средней величине ее. У большинства видов смертность в раннем возрасте всегда выше, чем у взрослых особей. У многих рыб до взрослой фазы доживает 1—2% от числа выметанной икры, у насекомых — 0,3—0,5% от отложенных яиц.
Различают три типа смертности. К первому относится смертность, одинаковая во всех возрастах. Она выражается экспоненциальной кривой (убывающей геометрической прогрессией).
Такая смертность встречается очень редко и только у популяций, постоянно находящихся в оптимальных условиях.
Второй тип смертности отличается повышенной гибелью особей на ранних стадиях развития и свойствен большинству растений и животных. Максимальная гибель многих растений происходит в стадии прорастания семян и всходов, а животных — в личиночной фазе или в молодом возрасте.
Третий тип смертности характеризуется повышенной гибелью взрослых, главным образом старых особей. Наблюдается он у насекомых, личинки которых обитают в почве, воде, древесине или в других местах с благоприятными условиями, а также у проходных рыб, которые нерестуют один раз в жизни.
Обычно смертность представляется графически. Широкое распространение получило построение «кривых выживания». Они выражают зависимость числа выживших из 100 или 1000 особей от их возраста. Соответственно трем типам смертности было получено три типа кривых (рис. 29).
На основании данных, получаемых при исследовании закономерностей плодовитости и смертности популяций, появляется возможность математического моделирования динамики популяций, что имеет огромное теоретическое и практическое значение.
Например, если учитывать, что лишь немногие организмы в течение жизни реализуют свой репродуктивный материал (потенциальные возможности размножения), практический интерес представляет определение так называемой чистой скорости размножения r0. Под r0 подразумевается среднее число потомков, производимых одной особью данного вида за всю жизнь. Если обозначить через х возраст особи, через lХ — выживаемость, т. е. долю особей, доживших до возраста х, через тх — плодовитость, т. е. число потомков, произведенное особью в возрасте х, то произведение lхтх дает ожидаемое число потомков. Суммируя это произведение по всем возрастам от 0 до ∞ при дискретной градации возрастных классов для rq, получим
,
а при непрерывной градации классов,
.
В реальном случае вместо нижнего предела интегрирования следует брать а — возраст первого размножения, а вместо верхнего предела со — возраст последнего размножения. Тогда второе выражение приобретает следующий вид:
При этом важно иметь в виду, что для любого возраста, в котором не происходит размножение, произведение 1хтх равно 0.
На динамику численности популяции большое влияние оказывают миграции отдельных особей, т. е. обмен индивидуумов популяций. Это происходит при переселении их из одного местообитания в другое. Вместе с плодовитостью и смертностью миграции определяют характер роста популяции и ее плотность. В основном миграции совершаются при подрастании молодняка и его расселении. Наиболее интенсивно расселение происходит при несбалансированных рождаемости и смертности. В результате миграций устраняется избыток особей в одной популяции и компенсируется недостаток в другой, в которой по каким-то причинам смертность превышает рождаемость. В разных популяциях рождаемость, смертность и миграции различаются. Это приводит к сезонным и многолетним колебаниям численности популяции. Они специфичны для каждого вида и зависят от множества причин, обусловливающих особенности плодовитости, смертности и подвижности особей.
Популяция регулирует свою численность и приспосабливается к изменяющимся условиям среды путем обновления и замещения особей. Особи появляются в популяции благодаря рождению и иммиграции, а исчезают в результате смерти и эмиграции. При сбалансированной интенсивности рождаемости и смертности формируется стабильная популяция. В такой популяции смертность компенсируется приростом и численность ее, а также ареал удерживаются на одном уровне. Однако любая популяция наделена как статическими, так и динамическими свойствами и ее плотность постоянно изменяется. Но при более или менее стабильных внешних условиях и состоянии самой популяции колебания эти происходят около какой-то средней величины. В результате популяции не сокращают и не увеличивают численности, не расширяют и не сужают своего ареала. В таком случае они должны в каждом поколении воспроизводить по паре особей от каждой пары. Если это действительно наблюдается, можно говорить о стабильной популяции. Фактически же в природе не известно ни одной популяции, которая сохранялась бы неизменной хотя бы на протяжении короткого промежутка времени.
Чаще отмечается превышение рождаемости над смертностью, и численность популяции растет вплоть до такой степени, что может наступить вспышка массового размножения. Это особенно характерно для мелких животных. Подобные популяции будут растущими. Примером может служить интенсивное размножение и распространение ондатры (Ondatra zibetica) в Европе, начавшееся в 1905 г. в окрестностях Праги, когда там было выпущено 5 особей. Увеличение численности популяции характерно для колорадского жука (Leptinotarsa decemlineata), быстро расселившегося из Франции до Украины, Беларуси и даже до Смоленской и Псковской областей. За последние десятилетия наметился рост популяции канареечного вьюрка (Serinus canaria), зеленой пеночки (Phylloscopus trochiloides), чайки обыкновенной, зайца-русака и некоторых других видов, продвигающихся на северо-восток европейской части. В прудах Подмосковья отмечается столь значительный рост численности ротана (Perccottus glehni), попавшего сюда случайно, что он вытесняет остальных рыб.
Аналогичные примеры растущих популяций известны и для растений. Таковы аистник (Erodium) и горчица (Brassica), завезенные в Калифорнию, а также элодея, появившаяся в 1836 г. в Ирландии и уже в 1885 г. проникшая в бассейн Оки.
Однако при чрезмерном развитии популяции ухудшаются условия существования, что вызывается ее переуплотнением. Это приводит к резкому возрастанию смертности, и в результате численность популяции начинает сокращаться. Так произошло со всеми популяциями элодеи в названных водоемах, ондатры в Беларуси и на Украине, домового воробья (Passer domesticus) в умеренной зоне. Если смертность превышает рождаемость, популяция становится сокращающейся.
Хорошо известны случаи резкого сокращения численности популяций промысловых видов животных, усиленно уничтожаемых человеком (соболь — Martes zibellina, бобр — Castor fiber, выхухоль — Desmana moschata, зубр — Bison bonasus и др.). Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов популяций стрепета (Otis tetrax) и дрофы (О. tarda). Реликтовая фауна — также пример сокращающихся в связи с изменением среды популяций. В настоящее время таких популяций довольно мапо и они немногочисленны. Это популяции султанской курицы (Parphirio palyocephalus), кулана (Equus hemionus), окапи (Okapia johnstoni), растений гинкго (Ginkgo biloba) и индийского лотоса (Nelumba nucibera).
Однако сокращаться безгранично популяция также не может. При определенном уровне численности интенсивность смертности начинает падать, а плодовитости — повышаться. В итоге сокращающаяся популяция, достигнув какой-то минимальной численности, превращается в свою противоположность — в растущую популяцию. Рождаемость в такой популяции постепенно растет и в определенный момент выравнивается со смертностью, т. е. популяция на короткий промежуток времени становится стабильной, а затем растущей.
Обычно различают два типа роста популяции: экспоненциальный (логарифмический) и логистический. Экспоненциальный рост описывается уравнением
где Nf — численность популяции в момент времени t; N0 — численность популяции в начальный момент t0; е — основание натуральных логарифмов (2,7182); r — показатель темпов размножения. Это уравнение выражает биотический потенциал.
Для того чтобы экспоненциальный рост численности продолжался в течение некоторого времени, необходимо, чтобы значение г было постоянным. Поэтому экспоненциальный рост возможен только в стабильных условиях при отсутствии ограничивающих факторов и в природе либо не происходит вообще, либо происходит в течение очень непродолжительного времени.
Математические формулы экспоненциального роста были приведены А. Лоткой в 1920-х гг., но были известны задолго до этого. В частности, способность популяции расти по экспоненциальному закону явилась одной из основных предпосылок теории естественного отбора. В настоящее время уравнения, описывающие экспоненциальный рост, используются в экологии прежде всего для выяснения потенциальных возможностей популяций к росту.
В связи с тем что рост популяции по экспоненциальному закону продолжается очень короткое время и по мере увеличения численности скорость ее роста снижается, часто описание этого процесса выражается уравнением логистического роста. В основе логистического уравнения заложено предположение, что снижение скорости удельного роста
По мере возрастания численности N эта скорость при достижении предельной для данной среды численности К становится равной 0. Следовательно, если N=K, то га=0. Логистическое уравнение нагляднее всего записывается в дифференциальной форме
где rmax — константа экспоненциального роста, который мог бы наблюдаться при N=Q, т. е. в начальный момент увеличения численности.
В связи с тем что такой рост популяций наблюдается очень часто, логистическое уравнение, которое описывает его, позволяет судить об общих закономерностях этого процесса. Константы r и К из логистического уравнения дали название двум типам естественного отбора.
Периодические и непериодические колебания численности популяций под влиянием абиотических и биотических факторов среды, свойственные всем видовым популяциям, называются популяционными волнами.
Исходя из предложенных выше расчетов, это можно выразить следующим образом: если r0>], популяция растет, если r0=1, популяция стабильна, а если r0<1, — сокращается.