Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Япония в XVI-XVII вв.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
102.91 Кб
Скачать

Сегунат Токугава.

Сёгунат - правительство сёгунов. Сёгун - титул военного правителя Японии в 1192-1867 гг. , при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сегунов: Минамото ( 1192-1333 ), Асикага ( 1335-1573 ), Токугава ( 1603-1867 ).

Титул сёгуна был присвоен Токугава Иэясу только спустя два с лишним года после битвы при Сэкигахара, в марте 1603 года. Однако эти два года Иэясу распоряжался в стране как верховный правитель и устранил все препятствия к установлению сёгуната дома Токугава.

С эьой целью им были произведены крупные перестановки среди высшей феодальной знати ( дайме ), которая могла помешать Иэясу стать верховным правителем.

Мероприятия Иэясу, осущствленные в 1600-1602 годах, сводились к конфискации земельных владений у значительной части даймё, которые выступали против Токугава в битве при ясэкигахара и впоследствии получили наименование тодзама-даймё.Конфискованные владения Токугава либо забирал себе, либо назначал в них новых даймё из числа своих вассалов - фудай-даймё или хатамото - самураев, находившихся в непосредственном подчинении у сёгуна, часть котоых также превратилась в даймё.

Конфискация и перераспределение земель происходило преимущественно при первых трех сёгунах Токугава. В последующе время, такие меры стали применяться значительно реже ( затем они вовсе прекратились ). В широких масштабах перераспределение по большей части производилось в течение года или двух после каких-либо решающих событий в межфеодальной борьбе ( сражение при Сэкигахара, Осакские кампании 1614-1615 годов ).

За короткий период в два года ( с конца 1600 по 1602 года) больше половины княжеств Японии переменили своих владельцев.

В условиях традиций, сложившихся в Японии, перераспределение земельных владений означало не только замену одного даймё дрегим. Согласно этим традициям, вассалы любого князя при конфискации его имущества превращались в ронинов ( бродячих самураев ), т.е. лишались земельных владений или жалования рисом, которое стала получать часть этих вассалов в XV-XVI веках взамен отчужденных земель.

Перевод даймё из одного владения в дрегое сопровождался обычно переводом и его вассалов .

Часть самурайства, лишенная материального обеспечения, неизбежно превращалась в оппозиционную правительству группировку дворян. Другая часть самураев, переброшенная вместе с сюзереном на новое место, часто сталкивалась там с сопротивлениеем крестьян новому даймё , а иногда даже вступала в конфликт с вассалами ( самураями) прежнего даймё, не желавшими по тем или иным причинам бросать свои владения.

В хрониках упоминается несколько случаев вооруженных столкновений, связанных со сменой даймё .

Например, в октябре 1603 года в провинции Дэва ( уезд Сэмбоку ) прежние вассалы даймё Рокуго, переведенного в другую провинцию с увеличением владений , подняли восстание против нового даймё Сатакэ, назначенного в этот район.

Восставшие напали на замок, перешедший к Сатакэ, к ним примкнули крестьяне ( около тысячи ). Это восстание именуется в хрониках хякусе икки ( крестьянское восстание ).

Такого же порядка конфликт в ноябре 1602 года произошел в другом районе, на юге Японии, в провинции Тоса, где были конфискованы владения тодзама-даймё Тесокабэ, противника Токугава в битве при Сэкигахара. В эту провинцию был переведен Яманоути, тоже тодзама-даймё . Прежний вассал Тесокабэ - Такаиси Саманоскэ, исполнявший обязанности сёя ( сельский староста ), отказался выплачивать новому даймё налоги ( очевидно, с крестьян ). Было посажено в тюрьму 33 крестьянина. Такаиси с другими крестьянами поднял восстание на горе Такияма. Восстание было подавлено,крестьяне, посаженные втюрьму, там и погибли. Такаиси и некоторые другие вассалы, возглавившие восстание, бежали в соседнюю провинцию Сануки и превратились в ронинов .

Таким образом, перераспределение земель порождало конфликты, которые представляли тем большую опасность для сегуната, что Токугава не решились сразу после битвы при Сэкигахара ликвидировать дом Тоётоми, малолетний глава которого Хидэёри, живший по-прежнему в Осака, получил от Иэясу крупные земельные владения в провинциях Оми, Сэтцу и Кавати. Недовольные властью Токугава, самурайство, естественно, стекалось в этот центральный район страны.

Эдо - столица сёгуната Токугава.

Помимо перераспределения земельных владений , в результате которого дом Токугава стал господствовать в центральной части Хонсю ( кроме района, прилегающего к Осака), сёгунат предпринял и ряд других мер для укрепления своей власти.

Среди этих мер известна прежде всего получившая впоследствии широкую известность система санкикотай ( заложничество ). Японские историки считают ее главным средством контроля центральной власти над даймё . Эта система наряду с прочими мерами правительства сыграла значительную роль в установлении контроля над даймё и прекращении войн.

Истоки системы санкикотай можно отнести еще к годам правления Хидэёси, который обязал семьи всех даймё жить не у себя в княжестве, а в Осака или Фусими. Иэясу после захвата власти стремился заставить крупных тодзама-даймё приезжать в его резиденцию и тем самым как бы свидетельствовать перед страной, что они признают его верховным правителем. Когда Иэясу жил в Фусими, каждый праздник там собирались кугэ, монах и даймё, прибывший его поздравить.

Первым тодзама-даймё , приехавшим в 1602 году ( еще до установления сёгуната ) в резиденцию Иэясу, был крупнейший феодал Японии - Маэда Тосинага.

Постепенно и юго-западные князья стали также приезжать в Эдо, где их с почетом встречал наследник Иэясу - Хидэтада.

Однако дело не ограничилось регулярными приездами даймё в Эдо. Иэясу, так же как и Хидэёси, пожелал иметь заложников от каждого даймё и прежде всего от тодзама-даймё, ибо в повиновении фудай-даймё он не сомневался. Тот же Маэда первым из тодзама-даймё оставил в Эдо в качестве заложницы свою мать. В 1605 году Симадзу Тадацунэ согласился оставить заложницей свою младшую сестру.

Это были лишь первые шаги к установлению системы санкикотай , по которой каждый даймё обязан был год жить в Эдо, а год - в своем владении, оставляя в Эдо в качестве заложников кого-либо из членов семьи. Система эта была окончательно оформлена законом лишь в 30-х годах XVII века. Ее осуществление задерживалось вследствие недостаточного влияния и авторитета центральной власти, а также потому что столица сёгуна, Эдо, не могла вместить такое большое количество представителей знати.

Немедленно по получению титула сёгуна Иэясу начал в Эдо широкие строительные работы, желая превратить свою столицу в самый крупный и блестящий город страны .

Он одновременно преследовал две цели: с одной стороны, занять здесь на строительных работах как можно больше людей из всех княжеств ( от даймё как организаторов и надзирателей работ до крестьян как рабочей силы) и возложить на княжества крупные расходы. Это облегчило бы правительству контроль над даймё и лишало последних значительной части средств, которые они могли бы использовать на вооружение своих войск.Указ о строительстве Эдо предусматривал участие в этих работах всех провинций в порядке принудительной повинности.

Работы начались с центра города, Нихонбаси. На строительство потребовалось огромное количество камня и леса. Для облицовки рвов и крепостных валов из провинции Идзу доставлялись колоссальных размеров камни. Каждый такой камень поднимали 100 человек, на их перевозку потребовалось 3 тыс. судов, так как больше двух камней грузить на судно было нельзя. Множество людей, перевозивших камень и лес морем из Идзу и других провинций, гибло во время бурь и иных стихийных бедствий.

Был перестроен замок сёгуна, воздвигнуты его дворцы, храмы, дворцы многих князей, которым сёгунат предоставлял землю. Некоторые улицы Токио ( наименование Эдо с 1869 года) до наших дней сохранили название провинций или княжеств Японии, откуда прибыли строители. Таковы, например , Идзуми-тё, Овари-тё, Кага-тё и др.

Эти работы привели к значительному увеличению населения Эдо за счет даймё , самураев и их челяди, которые все в большем количестве стали подолгу жить в столице, за счет людей, приходивших в Эдо в поисках работы, за счет купцов из Осака и т.д. Выросли цены на землю и на дома.

Строительство с небольшими перерывами продолжалось до 1614 года, когда сёгун, щедро одарив даймё, разрешил им вернуться в свои поместья, главным образом затем, чтобы собрать военные силы для похода на Осака против главного соперника Токугава - дома Тоётоми.

Завершение относительного объединения страны.

Сегуны династии Токугава добивались укрепления центрального правительства и усиления его власти, конечно, не ради абстрактной идеи объединения государства, а прежде всего в интересах своего дома, своей фамилии. В этом свете и надо рассматривать такое мероприятие Иэясу, как отказ в мае 1605 года от титула сёгуна в пользу своего сына Хидэтада. Тем самым пост сёгуна был закреплен за домом Токугава, и Хидэёри лишился надежды когда-нибудь получить его.

Иэясу, формально отстранившись от власти, еще в течение 11 лет фактически управлял государством, выполняя по существу все функции верховного правителя ( сёгуна ).

Многие другие мероприятия, проведенные сёгунатом Токугава ( контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей и т.д.), значительно укрепили власть центрального правительства ( не устраняя, однако, административной раздробленности ), тем не менее угроза возобновления междоусобиц сохранялась.

Несмотря на то, что тоздама-даймё , так же как императорский двор, были вынуждены склониться перед военным могуществом Токугава и выполнять его расположения, существование дома Тоётоми продолжало играть известную роль и препятствовало полному подчинению всей знати и всей страны.

О стремлении императорского дома использовать рознь между Токугава и Тоётоми свидетельствуют, в частности, почетные придворные титулы и должности, которые давалисьХидэёри, частые посещения им Киото и Т. Д. Некоторые даймё продолжали держать свои семьи в Осака, другие заезжали туда по пути из своих владений в Эдо.

Хотя некоторые крупные даймё - Като Киёмаса, Икэда Тэрумаса, Маэда Тосинага, Асано Нагамаса и др., обязанные своим возвышением Хидэёси, по разным причинам участвовали в битве при Сэкигахара на стороне Токугава, они не пользовались доверием сёгуната. Эти даймё продолжали поддерживать отношения с Хидэёри и его окружением. Поэтому не случайно, когда они в 1610-1614 годах один за другим умерли, стали высказываться предположения, что их отравили чиновники сёгуната.

Несмотря на родственные узы, отношения между двумя домами Токугава и Тоётоми с каждым годом обострялись. Столкновение между ними было неизбежно. Обе стороны накапливали силы. В Осака стекалось все больше ронинов . Однако ни один даймё не решился оказать поддержку Хидэёри, ибо сёгунат продолжал конфискацию их владений, используя для этого любой предлог ( например , после смерти даймё сёгунат отказывался передать владение его сыну и т.д. ).

Поводом к военному столкновению послужил малозначительный факт. Хидэёри по предложению сёгуна восстановил храм Хокодаи в Киото. Построенный в 1588 году Хидэёси с находившейся в нем 19-метровой деревянной статуей Будды ( до этого такого разера статуи были только в Нара и Камакура ), храм этот был разрушен землетрясением в 1596 году.

При восстановлении в храме был установлен большой колокол с надписью из четырех крупных иероглифов, два из которых составляли имя Иэясу, но были разделены тремя, не имевшими отношения к его имени. Надпись означала: "мир и спокойствие страны". Иэясу заявмл, что такая надпись является оскорблением его имени и достоинства и может принести несчастье ( согласно правилам этикета и конфуцианской морали, имена правителей не полагалось упоминать всуе и составляющие их иероглифы нельзя было употреблять при написании других слов).

Иэясу потребовал уничтожить надпись. Несмотря на длительные переговоры уполномоченных Хидэёри и Иэясу, соглашение не было достигнуто, и началась война.

Войска Токугава ( около 190 тыс.), превышавшие примерно в два раза вооруженные силы Хидэёри, были стянуты к Осака, и этот город явился главной ареной военных действий. Кампания началась в 12 луне 19 года Кэйтё ( в январе 1615 года ). В течение нескольких дней пушки сёгунских войск обстреливали Осакский замок, что вызвало панику среди многочисленной и весьма влиятельной женской половины двора Хидэёри. Обе стороны поспешили заключить мир.

Эта кампания известна в японской истории, как Осакская зимимняя кампания ( Осака фую-но, дзин, или Осака фую-но эки). Предъявив вначале жесткие условия мира ( переезд Хидэёри из Осакского замка и т.д.), Иэясу в дальнейших переговорах смягчил их, настаивая лишь на том, что ему представлялось самым важным, и именно на ослаблении обороны Осакского замка ( срытие некоторых укреплений, засыпка рвов и т.д.).

Новая летняя кампания ( Осака нацу-но эки), происходившая в течение 4-5 луны 1 года Гэнна ( май-июнь 1615 года), авершилась полной победой сёгунских войск, несмотря на отчаянное сопротивление осажденных в Осака. Хидэёри и его мать Ёдогими, по официальной версии, покончили самоубийством, а малолетнего сына Хидэёри Иэясу приказал казнить. С домом Тоётоми было покончено.

Армия Хидэёри ( ронины и др.) была почти поголовно уничтожена. Долгое время шли розыски бежавших из Осака, истреблялись их жены и дети. Таким образом был положен кнец междоусобным войнам. В течение двух с лишним столетий, вплоть до 50-60 годов XIX века, в Японии больше не было таких войн. Токугава добились подчинения всех крупных даймё .

Начав войну против своего главного противника, дома Тоётоми, Иэясу счел свои позиции достаточно упрочившимися для урегулирования отношений со всем дворянским сословием. В 1614-1615 годах была издана серия указов об императорском доме, придворной знати, самураях ( "Букэ сёхатто") и др.

Кодекс самураев устанавливал, что самураи должны владеть письмом и оружием.Самураю вменялась обязанность умеренность в пище,одежде и развлечениях, запрещались какие-либо связи с другими княжествами, предлагалось не давать убежища нарушителям закона и доносить правительству о всяких происшествиях в соседних княжествах.

Иэясу умер в 1616 году, добившись за время 16-летнего правления ( 1600-1616 года) подчинения страны дому Токугава. Ближайшие преемники Иэясу продолжали его политику, совершенствуя центральный аппарат управления и усиливая контроль над даймё.