
Вопрос 1.
К числу основных универсальных принципов организации, действующих в природе и обществе, исследованных A.A. Богдановым, можно отнести принципы: цепной связи, ингрессии, подбора (отбора), подвижного равновесия, слабого звена и др. Все эти принципы в той или иной мере относятся к формирующим и регулирующим механизмам, составляющим суть процессов организации, или к механизмам поддержания устойчивости и организованности форм целостных образований. Указанные принципы носят всеобщий характер, так как относятся и к организующей деятельности природы, и к организующей деятельности человека. «Между стихийной организующей работой природы и сознательно планомерной — людей нет принципиального непереходимого различия. Это достаточное доказательство принципиальной однородности организационных функций человека и природы: идиот не может подражать творчеству гения; рыба — красноречию оратора; рак — полету лебедя. Подражание всюду ограничено рамками общих свойств, рамками однородности. Не может быть подражания там, где нет ничего общего. Но еще ярче и убедительнее выступает эта основная общность там, где человек, не подражая природе, вырабатывает такие же организационные приспособления, которые потом находит в ней познание» [17, кн. 1, с. 75]. (Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. М.: Экономика, 1989.). Так, скелет двигательного аппарата человека представляет систему разнообразных рычагов, но рычаги применялись человеком для перемещения тяжестей за тысячелетия до выяснения этого анатомами, а блоки — за много сотен лет. Всасывающие и нагнетательные насосы с клапанами устраивались задолго до раскрытия вполне сходного с ними аппарата сердца.
Так же и музыкальные инструменты с резонаторами и звучащими перепонками изобретались много раньше, чем были выяснены строение и функции голосовых органов животных [17, кн. 1, с. 75]. (Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. М.: Экономика, 1989.).
Рассмотрим более подробно основные тектологические принципы организации.
Принцип цепной связи гласит, что всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Совокупность общих, совпадающих элементов между комплексами, входящими в цепную связь, образует «связку». «Цепкая связь может неограниченно развертываться по самым различным направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами... Капля воды напоминает о море, море о небе, небо о его светилах, об астрологии, затем о смерти людей, о гибели Вселенной, о законе энтропии... и т.д., без конца, с иною для каждого случая основой сцепления образов. Аналогично развертывается обыденная связь людей в обществе: А и В соединяют общие вкусы, В с С — общие задачи, С с В — общие несчастья и проч.: цепь извивается, переплетается, спутывается с другой цепью, образует клубок, охватывая миллионы людей, из которых огромное большинство не знают даже о существовании друг друга» [17, кн. 1, с. 153]. (Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. М.: Экономика, 1989.).
Но для цепного соединения двух комплексов требуется такое их изменение, чтобы в них получились общие элементы, соответствующие задаче, которой служит данный организационный процесс. Это достигается за счет так называемых организующих комплексов, которые содержат общие элементы с организуемыми и «входят» между ними. Отсюда и название самого метода — ингрессия, т.е. «вхождение».
Принцип ингрессии как раз и состоит в том, что образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствующих комплексов между организуемыми.
Примером применения принципов цепной связи и ингрессии может служить сложная система машин, организованная в поточную линию и работающая в едином ритме. Нужна длинная и сложная цепь ингрессии, чтобы вода, поступающая на лопасти турбины гидроэлектростанции, вырабатывала электроэнергию и приводила в движение станки, электровозы, осветительные приборы и т.п. «Ингрессия, — по утверждению А. А. Богданова, — есть всеобщая форма цепной связи» [17, кн. 1, с. 161].
Принцип подбора (отбора) является фундаментальным принципом организации. Он утверждает, что «всякое событие, всякое утверждение может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочение и усиление одних связей, устранение, уменьшение, ослабление других в том или ином комплексе, в той или иной системе» [17, кн. 2, с. 152].
Данный принцип сводит организационные процессы к дилемме: сохранение или уничтожение различных целостных образований. «Закономерное сохранение или уничтожение — это есть первая схема универсального регулирующего механизма» [17, кн. 1, с. 189], каковым является подбор. «Универсальность данного принципа такова, что она применима ко всякому комплексу и ко всякой его части, во всякий момент, ибо это в сущности просто определенная точка зрения, с которой можно подходить к любому факту» [17, кн. 1, с. 190].
Примеры использования принципа подбора встречаются повсеместно: и в стихийной деятельности природы по естественному отбору, возникающему из-за борьбы за существование, описанному в теории Ч. Дарвина, и в социальной борьбе за жизнь, отражаемой в доктрине Мальтуса, и в теории Крукса о развитии материи. Человечество в своей практике постоянно использует принцип подбора, выполняя искусственный подбор, проводя селекцию животных, растений и т. п. В человеческой деятельности подбор связан с репрезентацией, т.е. с сознательным обобщением полезных свойств, наиболее часто встречающихся в массе рассматриваемых явлений.
Принцип подвижного равновесия тесно связан с тем, что организационные формы никогда не сохраняются в простом и чистом виде. «Сохранение является всего лишь результатом того, что каждое из возникающих изменений уравновешивается тут же другим, ему противоположным — оно и есть подвижное равновесие изменений» [17, кн. 1, с. 197]. Любой организм в процессе жизни постоянно затрачивает, теряет свои активности, отдавая их окружающей среде в виде энергии, собственных органов, составляющего его вещества. Однако это не мешает ему в течение некоторого времени оставаться практически тем же самым, т.е. сохраняться, получая взамен затраченного пищу и энергию из внешней среды. Это и есть подвижное равновесие. Оно бесконечно распространено в природе.
Таким образом, принцип подвижного равновесия заключается в том, что всякое сохранение форм должно рассматриваться как подвижное их равновесие и всякое подвижное равновесие — практическое относительное равенство двух процессов: ассимиляции — дезассимиляции.
Ассимиляция-дезассимиляция — буквально, «уподобление — разуподобление, первое — усвоение элементов из внешней среды, при котором они, входя в состав данного комплекса, образуют в нем группировки, употребляются им; второе — разусвоение элементов, их потеря в окружающую среду, причем они вступают в новые сочетания, не сходные с прежними, не подобные им» [17, кн. 1, с. 198].
Используя принцип подвижного равновесия, можно сформулировать новое понимание принципа подбора, глубже характеризующее и прогрессивное развитие комплексов, и их относительный упадок. Его целесообразнее выразить термином «прогрессивный подбор: положительный при возрастании суммы активностей комплекса, т.е. перевесе ассимиляции над дезассимиляцией, и отрицательный при уменьшении суммы активностей, т.е. преобладании дезассимиляции» [17, кн. 1, с .202].
Принцип слабого звена вытекает из тектологического закона наименьших, рассмотренного нами на Занятии 1.1. данной темы. Поэтому, не останавливаясь на нем подробно, лишь подчеркнем, что организационная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена. Руководствуясь этим принципом, можно решать важные задачи военной тактики, хозяйственной, политической деятельности. Определение слабых звеньев, «узких мест» и разработка эффективных мер по их устранению представляют одну из наиболее важных организаторских функций руководства на любом уровне. Недаром A.A. Богданов считал этот принцип принципом огромного жизненного и научного значения.
Таким образом, рассмотренные нами принципы организации представляют собой совокупность исходных положений и правил, отражающих механизмы формирования, регулирования и сохранения организованности различных форм окружающей нас действительности.
Теперь можно перейти от тектологических принципов организации к специфике их проявления в организующей деятельности человека. С этой точки зрения они могут трактоваться как общие правила, используемые при построении и функционировании организации. Но поскольку организация рассматривается нами в статике (как упорядоченное состояние целого), в динамике (как процесс по упорядочению) и в прогрессивном развитии, то принципы организации можно условно разделить на три группы:
принципы организационной статики, определяющие правила построения структур (структуризации);
принципы организационной динамики как общие правила формирования организационных процессов;
принципы рационализации как общие правила совершенствования статики и динамики организации.