- •Кафедра загальної хірургиї Перелік практичних навичок, якими повинен оволодіти студент при вивченні дисципліни. Модуль 1.
- •Порядок проведения предстерилизационной подготовки инструментов
- •Особенности воздушных стерилизаторов
- •Плюсы и минусы сухожаровых шкафов
- •Салфетки
- •Волокнистые материалы
- •Последовательность действий
- •27. Транспортная иммобилизация нижней конечности при повреждении бедра. А—сборка лестничной шины; б — наложение шины.
- •Набор инструментов для скелетного вытяжения.
- •Классификация методов остеосинтеза
- •Наружный чрескостный компрессионно-дистракционный остеосинтез
- •Погружной остеосинтез
- •Паранефральная новокаиновая блокада по Вишневскому
27. Транспортная иммобилизация нижней конечности при повреждении бедра. А—сборка лестничной шины; б — наложение шины.
Иммобилизацию фанерными шинами осуществляют так же, как и лестничными.
Импровизированное шинирование при переломах бедра производят различными подручными приспособлениями. В случае их отсутствия можно прибинтовать поврежденную ногу к здоровой.
Транспортная иммобилизация голени. Производится с помощью: специальных фанерных шин, проволочных лестничных шин, шины Дитерихса и импровизированных шин.
Для правильного наложения шины при переломах костей голени нужно, чтобы помощник поднял ее за пятку и, как будто снимая сапог, начал плавно тянуть ее. Затем шины с наружной и внутренней сторон прибинтовывают с расчетом захождения их вверху за коленный сустав, а внизу — за голеностопный. Самой удобной и портативной при переломах голени является лестничная шина (рис. 28), особенно в сочетании с фанерной. Иммобилизация достигается наложением по задней поверхности конечности от ягодичной складки хорошо смоделированной по контурам конечности лестничной шины с добавлением двух фанерных шин по бокам.
Шины фиксируют марлевым бинтом.
Рис.
28. Транспортная иммобилизация
лестничными шинами при повреждении
голени. а — подготовка лестничных шин;
б — наложение шин.
Діагностика переломів та вивихів за рентгенограмами.
При переломах больные всегда жалуются на возникающую у них боль в области перелома, в связи с чем, становится невозможно полноценное функционирование поврежденной конечности. Как правило, такая симптоматика ярко проявляется при диафизарном переломе в случае не созданной неподвижности на поврежденной зоне или конечности. Симптоматика поражения может быть недостаточно четкой в случае получения вколоченного околосуставного перелома. Болевые ощущения в качестве признака перелома могут не проявиться у человека с тяжелыми множественными повреждениями, когда тяжелое состояние выявляется посредством других более серьезных осложнений и травм – кровотечение, шок, травмирование полых органов в животе, которые предполагают неотложное проведение лечения по жизненным показаниям. Исходя из этого, перелом, который не проявляет себя достаточно ярко, может быть выявлен с некоторым запозданием лишь после завершения острого этапа полученной травмы.
Сведения об условиях, при которых была получена травма, играют важнейшую роль в процессе диагностирования перелома. Врач должен установить обстоятельства, при которых произошел перелом, а также механизм полученного повреждения. Эти данные помогут установить разновидность перелома.
Если человек в момент получения травмы потерял сознание, то это означает поражение головного мозга. При кровотечении из ушей и носа врач может предположить наличие перелома в основании черепа. Удар или сдавливание в зоне живота и таза дает повод для проведения тщательного обследования, подтверждающего или опровергающего присутствие у пострадавшего повреждений в полых и паренхиматозных органах живота, мочевого пузыря, почек и т.п.
Также большое значение отводится информации и присутствующих ранее болезнях, в особенности патологий костей, с целью выявления патологических типов переломов. Также требуется узнать количество потребляемых пациентом алкогольных напитков, установить возможность проявления аллергической реакции на введение новокаина, использование антибиотических препаратов и других медикаментов. Ощупывание пораженного места помогает врачу распознать переломы крестца, копчика, плеча, голени, лодыжек и т.д.
При закрытом переломе ведущая роль принадлежит рентгенологическому обследованию. Рентген предполагает подтверждение диагноза и последующее его документирование. На основании полученных данных травматолог составляет описание о характере смещения, направлении изломов, присутствии дополнительных повреждений. Такие сведения необходимы для разработки лечебной терапии. Рентгенологическое обследование потребуется для проведения и на этапе лечения, так как оно помогает увидеть правильность срастания костей. Обязательным условием для хирурга и травматолога является соблюдение правил по проведению рентгенологического исследования:
1) Снимок должен охватывать весь пораженный сегмент, а не только зону перелома.
2) Снимок должен делаться в двух различных проекциях, так как порой становится невозможно установление точного диагноза только по рентгенограмме в одной проекции. Данное правило должно реализовываться при любой тяжести полученного перелома, в противном случае врач может допустить серьезные ошибки диагноза.
3) Рентгеновские снимки должны делаться на каждом этапе лечения травмы. Снимок делается сразу же после наложения повязки, затем через одну – две недели после уменьшения отечности для предотвращения раннего вторичного смещения, через месяц после вправления пораженной конечности для предотвращения позднего смещения отломков. В этот период ещё возможно исправление при помощи повторного вправления или с использованием других способов. Также рентген требуется уже после снятия гипса с целью контролирования целостности сращения отломков.
Распознавание вывихов при помощи обычных клинических методов исследования является достаточно надежным. Только в редких случаях вывихи просматриваются или принимаются за переломы, в особенности при повреждении периферических отделов конечностей. Поэтому в большинстве обычных каждодневных случаев нет надобности прибегать к рентгенологической помощи, и рентгенологу сравнительно не часто приходится видеть вывихи в крупных суставах.
Рентгенологическое исследование вывихов, как и исследование переломов, является наиболее точным и имеет решающее диагностическое значение, оно незаменимо в каждом спорном или более трудном для клинициста случае. Рентгеновы лучи вносят ясность в топографические взаимоотношения, обнаруживают всевозможные неожиданные частые осложнения, а также препятствия к вправлению, служат наиболее верным средством для контроля результатов вправления и т. д. Естественным недостатком рентгенологического исследования является некоторая его односторонность: как при переломах, так и при вывихах рентгенограмма не говорит ничего непосредственно о состоянии мягких тканей, об основном повреждении сумки, связочного аппарата, суставных хрящей, нервных и сосудистых стволов и мышц. Напомним, что вывихнутой принято считать кость периферическую, лежащую дистально по отношению к проксимальной, которая остается фиксированной. Для позвоночника вывихнутым обозначают вышележащий позвонок; при смещении между основанием черепа и первым шейным позвонком говорят о вывихе головы.
Основной рентгенологический симптом вывиха (рис. 35 и 37) сказывается в том, что суставные поверхности не прилегают друг к другу, нормальные пространственные взаимоотношения между главными элементами сустава — суставной головкой и впадиной -— нарушены; суставная впадина представляется на снимке запустевшей, а головка сустава расположена в стороне от впадины. Если суставные поверхности совсем не соприкасаются друг с другом, и головка совершенно отошла от впадины, то вывих обозначается как полный; подвывихом, или неполным вывихом, называется частичное смещение головки по отношению к впадине с сохранением их частичного контакта.
Поставить диагноз вывиха — это значит не только констатировать факт вывиха, но и в точности указать направление смещения. Без топографической характеристики смещения не может быть рационального вправления.


Рис. 35. Травматический свежий вывих правого бедра у летчика, упавшего с вертолета.
Рис. 36. Травматический периостит на передневнутренней поверхности большеберцовой кости через месяц после удара палкой.
Направление смещения отмечается в анатомических терминах, определяющих положение дистальной вывихнутой кости. Только исследование по крайней мере в двух проекциях дает истинное представление о направлении смещения. Если смещение произошло в плоскости центрального луча, например вперед при вывихе плеча, то на снимке в обычном заднем положении головка плеча может как раз проецироваться в свое нормальное место, в суставную впадину. Один единственный снимок, следовательно, может и здесь быть источником диагностической ошибки.
Та светлая полоска, которая на рентгенограмме представляется в виде суставной щели (так называемая рентгеновская суставная щель), на самом деле является проекцией не истинной, анатомической суставной щели, а проекцией в реальности у живого человека несуществующего межкостного или межэпифизарного пространства, которое, однако, каждый из нас себе ясно представляет на основании привычной картины сустава на мацерированном скелете. Хрящевая головка и хрящевая суставная впадина, непосредственно прилегающие друг к другу, естественно, на рентгенограмме не могут быть видны. Если покровные хрящи тонки, как у взрослого человека, и имеют толщину, не превышающую 3—4 мм, то и рентгеновская суставная щель узка, и конфигурация головки и впадины точно соответствуют друг другу. В раннем же детском возрасте, когда обширные эпифизарные отделы являются еще не окостеневшими, мы собственно ни головки, ни суставной впадины на снимках не видим. В лучшем случае имеется лишь изображение ядра окостенения, которое по своей форме только отдаленно напоминает окончательную форму эпифизарного конца у взрослого человека. По этой причине рентгенодиагностика вывихов в детском возрасте может представлять известные трудности.
Распознавание тогда основывается на втором рентгенологическом симптоме вывиха — на смещении оси вывихнутой кости. Так как, однако, угол, составленный длинниками костей, образующих сустав, по существу самого дела все время меняется при нормальных условиях, то и определение бокового смещения при вывихе не всегда является легкой задачей. Этот симптом имеет, следовательно, меньшую доказательную ценность, чем определение смещения отломков при переломах. В особенности трудна, как было уже указано, интерпретация рентгенограмм локтевого сустава.
Травматические вывихи не реже чем в трети всех случаев сопровождаются отрывом небольших костных выступов, к которым прикрепляется сумка сустава или связка. При исследовании крупных суставов подобные мелкие отломки могут оставаться незамеченными; более крупные же представляют значительный практический интерес, и их распознавание — это одна из важнейших задач при рентгенологическом исследовании вывихов. Дело в том, что они могут служить препятствием к вправлению кости, и тогда требуют оперативного удаления. Таковы, например, отрывы большого бугорка плечевой кости при переднем вывихе плеча, отрыв медиального надмыщелка при наружном вывихе в локтевом суставе или отщепление кусочка вертлужной впадины при вывихе бедра в тазобедренном суставе. Отрыв почти никогда не отсутствует при вывихе в мелких суставах, например межфаланговых. Этот так называемый отрывной перелом легко распознается на рентгенограммах по изолированной костной тени, имеющей небольшие размеры, неправильную многоугольную конфигурацию и зазубренные контуры. Особенно характерна ее локализация — она соответствует месту прикрепления связки или капсулы; против отломка на поверхности эпифиза может быть виден и дефект, зубчатые контуры которого, форма и размеры соответствуют отломанному кусочку.
При привычном вывихе обыкновенно имеются хорошо выраженный остеопороз суставных концов и всего дистального отдела конечности, а также вторичные изменения в суставе типа обезображивающего остеоартроза. Очень значительной бывает атрофия и мягких, и костных частей конечности при невправленных застарелых вывихах. На поверхности одной из костей, чаще проксимальной, на месте соприкосновения со смещенной суставной головкой может образоваться с течением времени углубление, напоминающее новую суставную впадину. Развивается неоартроз, обрисовывающийся на снимке в виде настоящего сустава со всеми его рентгенологическими признаками. Свежий, только что вправленный неосложненный вывих характеризуется на рентгенограмме совершенно нормальной неизмененной картиной.
Рентгенодиагностике принадлежит исключительная роль при распознавании патологических вывихов. Патологическим вывихом называется такое смещение суставной головки из суставной впадины, которое обусловлено каким-нибудь предшествовавшим патологическим процессом, разрушившим элементы сустава — кости, хрящи, сумку или связочный аппарат. Вывих происходит вследствие очень незначительной травмы или главным образом под влиянием мышечного натяжения (тракции).
Наиболее часто патологический вывих или подвывих вызывается воспалительными процессами; сюда относятся в первую очередь туберкулезный артрит во всех его проявлениях, в особенности деструктивная форма его, и значительно реже артрит гнойный. Любое длительно протекающее переполнение суставной полости обильным жидким содержимым может повести к перерастяжению суставной капсулы и к стойкому смещению суставных поверхностей, которые сами по себе грубых разрушений и не показывают. Головка бедра, например, может быть из-за весьма высокого внутрисуставного давления буквально выжата из вертлужной впадины, что наблюдается почти только у детей в первые годы жизни. Это так называемые дистензионные вывихи, вывихи в результате перерастяжения суставной капсулы. Следующую группу составляют полиартикулярные заболевания, как экссудативные, так и сухие деструктивные формы, ведущие к множественным вывихам и чаще подвывихам. Обязательным симптомом является вывих или подвывих при артропа-тиях — при сухотке спинного мозга и сирингомиелии; и некоторые другие заболевания центральной нервной системы, как, например, спинномозговой детский паралич, ведут к патологическим вывихам. Смещение суставных поверхностей может иметь место при деформирующем остеоартрозе ; нередки также патологические вывихи при подагрических разрушениях суставов, особенно мелких. Важную роль играют и всевозможные доброкачественные (например, множественные хондромы фаланг) и злокачественные (остеогенные саркомы) опухоли суставных концов костей. Часто встречающуюся в практике группу несколько особняком стоящих патологических вывихов составляют врожденные деформации, относящиеся к неправильностям развития, в первую очередь врожденные вывихи бедра в тазобедренном суставе, или пример более редкого заболевания — так называемого luxatio ulnae Madelungi. Исключительно тяжелые вывихи с порочным положением костей конечностей наблюдаются при арахнодактилии. Нередко и приобретенные деформации вызывают подвывих (например, при hallux valgus). Наконец, рентгенологу приходится видеть патологические смещения, вызванные и оперативным вмешательством (например, после резекций).
Обрати інструменти та прилади для скелетного витягування.
Скелетное вытяжение - составная часть так называемого функционального лечения и одна из наиболее частых травматологических манипуляций. В кость больного вводят тонкую спицу и натягивают ее в дуге. С помощью тяги по оси устраняют смещение Отломков. Конечность обычно укладывают на специальную шину для создания покоя травмированным мышцам и ослабления их натяжения. Для верхней конечности используют отводящие шины ЦИТО, для нижней - шины типа Белера.

