- •1. Социология как интеллектуальная дисциплинирующая сила: контейнерная теория общества
- •1. Промежуточные итоги: “методологический национализм” и его опровержение
- •4. Возможна ли межкультурная критика?
- •2. Космополитическая демократия
- •3. Капиталистическое мировое общество
- •4. Мировое общество риска: клетка модерна открывается
- •5. Мировое общество как недемократически легитимированная политика
- •6. Перспективы: транснациональное государство
- •2. Так называемая свободная мировая торговля
- •3. В области экономики мы имеем дело (еще) с интернационализацией, а не глобализацией.
- •4. Драматургия риска
- •5. Отсутствие политики как революция
- •6. Миф о линейности
- •7. Критика катастрофического мышления
- •8. Черный протекционизм
- •9. Зеленый протекционизм
- •10. Красный протекционизм
- •3. Участие в капитале
- •4. Переориентация образовательной политики
- •5. Являются ли транснациональные предприниматели не-демократичными, анти-демократичными?
- •6. Союз за гражданский труд
- •7. Что придет на смену нации, экспортирующей “Фольксваген”? Новые культурные, политические и экономические целеполагания.
- •8. Экспериментальные культуры, нишевые рынки и общественное самообновление
- •9. Общественные предприниматели, трудящиеся-для-себя
- •10, Общественный договор против эксклюзии?
- •VII Европа как ответ на глобализацию
2. Так называемая свободная мировая торговля
Глобализм поет гимн свободной мировой торговли. Утверждается, что глобализированная экономика лучше всего пригодна для того, чтобы поднять во всем мире уровень благосостояния и тем самым ликвидировать неудовлетворительное положение в социальной сфере. Говорится, что даже в охране окружающей среды можно достигнуть прогресса благодаря свободной торговле, поскольку давление конкуренции якобы способствует бережному отношению к ресурсам, побуждает к деликатному обращению с природой.
При этом старательно обходится тот момент, что мы живем в мире, весьма далеком от модели свободной торговли а-ля Давид Рикардо, опирающейся на сравнительные выгоды/ издержки. Высокий уровень безработицы в так называемом третьем мире и в посткоммунистических странах Европы вынуждает правительства этих стран вести экономическую политику, ориентированную на экспорт, — в ущерб социальным и экологическим стандартам. Благодаря низкой заработной плате, зачастую убогим условиям труда и “зонам, свободным от профсоюзов”, эти страны конкурируют друг с другом и с богатыми западными странами в стремлении привлечь зарубежный капитал.
Утверждение, что мировая торговля обостряет конкуренцию и ведет к снижению затрат, отчего в конечном итоге выигрывают все, на редкость цинично. Замалчивается тот факт, что существуют два вида снижения затрат: повышенная экономичность (более совершенные технологии, организация и т. п.) или нарушение достойных человека условий труда и производства. Разумеется, при этом навар здесь с точки зрения экономики и организации производства больше, но только за счет отката к позднему варианту транснационального пиратства.
3. В области экономики мы имеем дело (еще) с интернационализацией, а не глобализацией.
Глобализм не только путает многомерную локализацию с одномерной экономической глобализацией. Одновременно жономическая глобализация смешивается с интернационализацией экономики. Экономические показатели свидетельствуют, что, строго говоря, в регионах мировой экономики речь (еще?) может идти не о глобализации, но об интернационализации. Можно зафиксировать укрепление транснациональных торговых и промышленных связей внутри определенных мировых регионов и между ними — это касается Америки, Азии и Европы. Подтверждением служит то, что торговля и зарубежные инвестиции развиваются все еще между этими тремя крупными экономическими блоками мира, почему и говорят о триадизации мировой экономики. Для Германии это помимо прочего означает, что — вплоть до сегодняшнего дня! — конкуренция (за счет низкой заработной платы) со стороны государств бывшего Восточного блока или азиатских стран существует в статистически незначительных масштабах (около 10 %).
“В результате глобализации рынков и интернационализации производства в Германии преимущественно трудоемкие отрасли промышленности и неквалифицированные рабочие попадают под пресс конкуренции в мировой экономике. Конкретно это означает, что дело дошло до снижения спроса на низкоквалифицированную рабочую силу благодаря перемещению производства за границу в форме оптимизации заработной платы и прямых инвестиций, а также увеличения импорта. Произошедшая за последние сто лет внутриэкономическая трансформация, которая ведет к прогрессирующей замене труда капиталом и знанием, усиливается за счет развития мировой экономики. Но в будущем следует ожидать повышения конкурентного давления на капитале- и наукоемкие отрасли промышленности, а также на высококвалифицированных рабочих, пороговые страны и страны Центральной и Восточной Европы, поскольку в результате прогрессирующего уменьшения экономического отставания они выступят как дополнительные конкуренты странам ранней индустриализации в соответствующих отраслях производства. Как, в таком случае, в ходе роста глобальных рынков и интернационального производства будет развиваться спрос на высококвалифицированных рабочих в Германии, в настоящее время неясно” 1.
Обращает на себя внимание тот факт, что внешняя торговля Германии все еще ориентируется в основном на западные промышленно развитые страны. “Германия осуществляет внешнюю торговлю преимущественно с западными промышленно развитыми странами. В 1993 году 77,29 % ее экспорта и 77,81 % ее импорта приходились на этот регион. В рамках этой группы стран наибольшая часть прямых инвестиций приходилась на страны ЕС. Налицо сильная ориентация германской внешней торговли на Европу. Это связано, во-первых, с географической близостью этих стран, а во-вторых, и это решающий фактор, с эффектом внутреннего рынка ЕС, который дискриминирует возможных кандидатов из третьих стран. Крупнейшим внешнеторговым партнером западных промышленно развитых стран за пределами ЕС являются США, на которые в 1993 году приходилось 7,01 % импорта и 7,27 % экспорта.
На типичные страны с дешевой рабочей силой в Африке, Америке и Азии, а также на реформирующиеся страны и стра-
1. Komission fu r Zukunftsfragen, Bericht II; Erwerbstatigkeit in Deutschland: Entwicklung, Ursachen und MaBnahmen. Bonn 1997, S. 111.
иы с государственной монополией на внешнюю торговлю в 1993 году приходилось около 20 % немецкой внешней торговли. Из этой группы стран Германия получила в 1993 году 22,14 % своего импорта, а поставила туда в рамках экспорта 22,44 %. Внешнеторговая структура показывает, что германская экономика, опиравшаяся на поддержку внутреннего рынка ЕС, опиралась как раз на рынки с минимальными возможностями роста, тогда как экспорт в растущие рынки Юго-Восточной Азии и Южной Америки, напротив, был, скорее, скромным...
В будущем можно ожидать, что давление импорта усилится в сфере и капитале- и наукоемкой продукции. Как конкуренты выступят здесь прежде всего пороговые страны, а также страны Центральной и Восточной Европы. Это будет относиться в первую очередь к "мобильным производствам Шумпетера1", т. е. таким отраслям промышленности, в которых легко можно отделить научные исследования от производства. Сюда относится химическая и резиновая промышленность, производство офисной аппаратуры, вычислительной техники и электротехнического оборудования. В то время как научные исследования в этих областях осуществляются в промышленно развитых странах, производство располагается в пороговых странах, особенно если продукция легко стандартизуется”.