Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
культура повсед.ответы на экзамен / ответы без 7, 16-20,36-40.docx
Скачиваний:
92
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
330.07 Кб
Скачать

41. Семиотика вещи и интерьера. Махлина с. «Семиотика культуры повседневности» Глава 3. Семиотика вещи и интерьера

Вещь — феномен культуры, который, благодаря своей способно­сти аккумулировать в себе традиции, социально-психологические уста­новки, эстетические запросы, приобретает аксиологическое звучание. В любой вещи, как бы ни было подчеркнуто ее назначение, наряду с ее практической функцией есть и иная, аксио­логическая, отражающая отношение материально-предметного бытия к духовным запросам человека.

Г. В. Плеханов показал, что вещь может быть ценной, если толь­ко она символизирует значимые общественные отношения. Это обстоя­тельство позволяет выявить еще одну важную характеристику вещи в системе культуры: с древности она начинает служить в качестве знака, символа социального положения человека.

В 60-е гг. ХХ в. вещь становится подлинным воспитателем чувств, мерой значимости человека. Человек превращается в ненасытного Потребителя.

Каждая эпоха и социальная группа накладывают отпечаток на все вещи, в ней существующие и ее создающие. Исходя из этого, вещи можно рассматривать как носителей определенных значений. Если взять какой-нибудь предмет быта — скажем, стул — и проследить его изменения и модификации синхронно (по странам) и диахронно (по временам), то мы получим обширные представления и об образе жизни людей, и о развитии техники, и о причудах и разнообразии моды, т. е. в нем, в этом предмете, отразятся все особенности определенной куль­туры. Вещи, используемые в домашнем быту, приобретают, помимо и сверх их утилитарного назначения, функцию выражения определенного космологически цельного мировоззрения, в котором все предметы, их расположение в пространстве представляют собой непростую систему. В зависимости от контекста вещь может восприниматься и как знак со­вершенно далеких от нее явлений.

Каждый предмет в квартире имеет определенную утилитарную фор­му, но несет на себе и груз подчас довольно трудно расшифровываемой семантики. Вещь может выступать в качестве этнического индикато­ра власти, показателя социальной или кастовой принадлежности вла­дельца, даже может выражать его конфессиональную принадлежность. Вещь выступает как культурный текст определенной, исторически обусловленной знаковой системы.

Вещь не существует отдельно, как нечто изолированное в контексте времени. «Вещи связаны между со­бой. В одних случаях мы имеем в виду функциональную связь и тогда говорим о «единстве стиля». С другой стороны вещи имеют память». Вещи навязывают нам манеру поведения, тем самым создавая вокруг себя определенный культурный контекст.

Вещь вплетена в сложную систему разнообразных символических связей. Так, в славянской культуре печная утварь выполняла в обря­дах стихию огня, дом — один из наиболее значимых и символически нагруженных объектов человеческого окружения, место многочислен­ных ритуалов, наиболее важная символическая функция — защитная; красный угол в доме — наиболее парадное и значимое место, стол — сакральный центр жилища, порог – элемент дома, играющий роль его симво­лической границы с внешним миром, окно (произведено от «око») — ис­точник света, ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя собой конкретного члена семьи, использовалась в различ­ных обрядах и символизировала многие явления, как и нож и решето.

Семиотиче­ский аспект планировки жилого дома связан с маркированностью вос­тока и юга в их противопоставлении западу и северу во всех текстах, реализующих представления о структуре вселенной, в том числе и в первую очередь в планировке жилого дома. Осью ориентации жилища является диагональ красный угол — печь. Красный угол ото­ждествляется с востоком или богом, указывая на полдень, на божью сторону, откуда идет свет, а печь — на запад, на тьму, отождествляясь с западом или севером. Место у печи — женское пространство, в крас­ном углу — наиболее почетное. Противопоставление печь — красный угол было материальным воплощением двоеверия в структуре русского жилища.

Наиболее значимыми элементами жилища в семиотическом плане являются его границы — стены, крыша, пол. Однако вы­деляются в семиотическом плане в первую очередь входы и окна. Связь с внешним миром представляют двери. Вот почему так много ритуалов, загадок, присказок, связанных с дверью. Нерегламентированную связь с внешним миром отождествляют с вхо­дом через окно, дымоход и т. д. Символика окон представляет собой оппозицию внеш­ний — внутренний, как и двери. Вот почему проницаемость окон для человека, птиц, живот­ных считалась нежелательной. Отсюда считается дурным предзнамено­ванием, если птица залетает в окно. Окно, как правило, связано с идеей смерти, ибо, оставаясь во внутреннем пространстве, оно представляет собой проникновение во внешнее пространство.

Наибольшей степенью семиотичности жилого пространства облада­ет его горизонтальная плоскость. Вертикальная же в этом плане — ме­нее характерна.

Есть определенная закономерность: «Вещи сменяются все бы­стрее. Раньше они жили подолгу, переходили от отцов к детям, годи­лись и внукам, их оставляли в наследство, они считались фамильной гордостью… Мир вещей обновляется все быстрее, заступают все новые и новые марки электроплит, холодильников, телевизоров, автомобилей, пылесосов… шкафы сменились стенками… Вместо проигрывателей — магнитофоны… Вместо радиоприемника — транзистор. Вместо граммо­фонных пластинок — кассеты, их вытеснили дискеты. Вещи мелькают, появляясь на короткое время, сменяются другими. Мастикой полы на­тирать нет смысла, если паркет покрыт лаком. Ванные колонки долой, заменим их газовым водогреем. Водогрей долой, заменим его теплоцен­тралью… ».

Понятно, что вещи не существуют сами по себе, а заполняют опре­деленный интерьер.

Интерьер (от франц. interieur — внутренний). Словари определя­ют понятие интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания. Однако все чаще в научной литературе и в быту интерьер понимается как убранство внутренних помещений. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин. Исследо­ватели делят интерьеры на производственные, общественного назначе­ния и жилые. Рассмотрим лишь жилой интерьер. Интерес к тому, как жили и живут люди, существовал всегда. Заглянуть в интерьер — поч­ти то же, что заглянуть в душу, увидеть запечатленные в вещах вку­сы и привычки человека. Дом, его убранство на протяжении долгих веков является миром, где человек живет, работает, общается с другими людьми, воспитывает детей. Дом постоянно преобразуется, при­обретает новые черты, связанные с многообразием воздействующих на него факторов — изменяющихся социальных и материальных условий жизни.

Интерьер не только утверждает и отражает определенный образ жизни, но и выражает все противоречия, достижения и особенности той или иной культуры. Жилищные постройки любого народа представ­ляют собой определенный культурно-бытовой комплекс, который свя­зан с разными сторонами жизни: он зависим от климатических усло­вий, обусловлен направлением хозяйства, формами семейного быта, общественными традициями. Влияют на особенности интерьера иму­щественные и классовые отношения, уровень развития техники и, ко­нечно же, эстетические идеалы владельца. Последние, в свою очередь, во многом определяются общим культурным уровнем, национальными особенностями, религией. Но есть и общие закономерности, присущие интерьерам всех стран и народов. Одна из важных — пространственные характеристи­ки.

Открытия в области техники, ее развитие и совершенствование, не­сомненно, влияли на функциональное деление интерьера. И достижения одной цивилизации после ее гибели не воспринимались другой. Любое достижение техники находило отражение в интерьере: развитие куз­нечного дела в эпоху готики в Западной Европе повлияло на возмож­ность обработки твердых пород камня, изменив уровень декоративного оформления жилищ; появление в XIV в. лесопилен способствовало соз­данию новых типов мебели и т. д.

Интерьер и мода. С одной стороны, мода оказывает бо­лее кратковременное и поверхностное влияние на изменение бытовой вещи и художественных произведений, чем стиль. С другой стороны, та же мода является основой рождения нового стиля. Иногда мода кажется на первый взгляд странной (таково, к примеру, течение хай-тек).

Соотношение интерьера и бытовой вещи. Каждая эпо­ха накладывает отпечаток на вид вещей и на их сочетание. Мир вещей как бы пронизан временем, а предметная среда, связанная прежде всего с пространственными координатами, сама своеобразно «конструирует» время. Каждая эпоха и социальная группа накладывают отпечаток на все вещи, в них существующие и их создающие. Интерьер представляет собой сложное взаимоотношение вещей друг с другом. Вещи, используемые в домашнем быту, приобрета­ют, помимо их утилитарного назначения, функцию выражения опреде­ленного космологически цельного мировоззрения, в котором все пред­меты, их расположение в пространстве представляют собой непростую систему. Каждый предмет в квартире имеет определенное утилитарное назначение, но несет на себе и груз подчас довольно трудно расшиф­ровываемой семантики. Например, гардины. В их функции скрывается древний инстинкт, заставлявший первобытного человека отгораживать­ся от ночной тьмы. Таким образом, гардины — воплощение того безот­четного страха перед природой, который присутствует в нас, пусть нео­сознано.

Интерьер как знаковая система. Вещь может высту­пать в качестве этнического индикатора власти, показателя социальной или кастовой принадлежности владельца, выражать его конфессиональ­ную принадлежность. В любом интерьере проступает спаянность быта и бытия. Особенно наглядно — в интерьере народного жилища, отражаю­щего систему космологических символов. Вещь в интерьере выступает как культурный текст определенной исторически обусловленной знако­вой системы, а интерьер, включающий ее, — как сама знаковая систе­ма. Но эта знаковость прочитыва­ется лишь определенной социокультурной группой, которая объединена пережитым общественным опытом. Семантика предметов, чаще всего проявляющаяся на бессознательном уровне, оказывается связанной с человеческим сознанием и историей культуры. Каждый человек, иногда даже не сознавая этого, включен в незримый диалог с вещами, окружа­ющими его в интерьере и воздействующими и на него.

В нашей стране все эти положения чрезвычайно ярко отражаются в интерьере у людей, живущих на разных уровнях социальной и духов­ной иерархии, проявляющейся довольно отчетливо в современной жиз­ни, несмотря на то, что многими это не осознается.

Интерьер, как видно из вышеизложенного, часто выражает особен­ности личности. Нередко пышный, богатый интерьер выдает личность, испытывающую нарочитую тягу в демонстрации своего богатства, при­шедшего после долгих лет нищеты и мытарств.

Цвет в интерьере. Цвет в интерьере является одной из важнейших характеристик жилой среды. Это активное выразительное средство фор­мирования интерьера, влияющее на эмоциональную сферу жизнедея­тельности человека. В квартире человек проводит 70% своего времени. Поэтому так важен цвет в интерьере. Он связан с тепловыми, слухо­выми, вкусовыми ощущениями, ощущением тяжести и легкости, может создавать радостное или угнетенное состояние.

Современные исследователи подчеркивают знаковую функцию цве­та в культуре. Однако в повседневной жизни цвет не воспринимается как знак. Это связано с тем, что, по наблюде­ниям Н.В. Серова, цвет воздействует на человека на трех уровнях — сознательном, подсознательном и бессознательном. В обыденной жиз­ни мы, как правило, оперируем знаками, связанными с сознательным уровнем интеллекта. Но, как убедительно доказал Н. В. Серов, вос­приятие цвета связано с двумя типами мышления — мыслительного (рационального) и художественного. Мы знаем, что каждый цвет об­ладает эмоциональной выразительностью — скажем красный — воз­буждает, зеленый — успокаивает и т. д. В каждой культуре выработа­ны свои символические обозначения. Обширна и специфична, напри­мер, цветовая символика в китайской культуре. С помощью цвета можно корректировать недостатки помещения. Например, маленькую комнату можно зрительно увеличить использованием светлых тонов, потолок обязательно белым, и лишь пол может быть темным. В продолговатом помещении дальнюю стену можно окрасить более темным цветом, тем самым зрительно ее приблизив.

Примеры http://www.syntone.ru/library/books/content/4432.html?current_book_page=6