Моцарт-ф.концерт 22
.docПродолжаем цикл передач «Опус 22», посвященный двадцатидвухлетнему юбилею газеты «Музыкальное обозрение». И сегодня речь пойдет о концерте для фортепиано с оркестром № 22 ми–бемоль мажор в 3х частях В.А. Моцарта.
Жанр инструментального концерта был необычайно востребованным культурой второй половины XVIII века. Публика того времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти качества заложены в самой природе концертного жанра.
Концерт № 22 написан в 1785 году в Вене. В этот период фортепианные концерты занимают в творчестве Моцарта самое важное место. С 1782 по 1786 он сочинил 15 произведений этого рода. (А всего у него 27 концертов для фортепиано!) 28 декабря 1782 года Моцарт писал отцу: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно не впадают в пустоту…»
Венский период в творчестве композитора совпал с границей между эпохами клавесина и фортепиано. К этому времени фортепиано, можно сказать, выиграло историческое соревнование у любимца барокко – клавесина. Фортепиано в ту пору переживало период интенсивного развития, а Вена была один из центров фортепианного строительства. Там Моцарт пользовался концертным фортепиано работы местного мастера Вальтера. К этому инструменту, который имел типично венскую клавиатуру с объемным, регистрово-дифференцированным звучанием и глубокими басами, Моцарт велел изготовить ножную клавиатуру наподобие органной.
Следует отметить интересный факт, что за год до написания 22го концерта, в 1784 году, Моцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную и творческую философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде его поздних сочинений. Его вступление в ложу, которая называлась «К коронованной надежде на востоке Вены», было инспирировано бароном Отто фон Геммингеном. Год спустя эта ложа слилась с еще двумя, образовав новую – «К вновь коронованной надежде», гроссмейстером здесь был граф Франц Эстерхази.
В собраниях масонов музыка играла большую роль, и это также увлекало Моцарта. Для масонских мероприятий им были написаны песни, несколько кантат, небольшая масонская кантата на слова Шиканедера и, конечно, знаменитая «Масонская траурная музыка»
В фортепианном концерте № 22 также прослеживается масонская символика. Основной тональностью концерта №22 является тональность ми бемоль мажор, имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Концерт впитал в себя все мрачное великолепие и величие пьес, которые Моцарт написал в этой тональности. Кроме тональности, это также «лейт-ритм» – то есть мотив трех ударов во вступлении 1 части, который символизирует смелость и решительность, а пары слигованных нот (у духовых) – узы братства. Усиление роли деревянных духовых (впервые в концертах появление кларнета) и вообще тембр низких духовых ассоциируется с особенностями музицирования в масонских ложах. Диапазон контрастов между игровыми первой частью и финалом, с одной стороны, и драматической, даже трагической медленной частью – с другой (как и терцовое соотношение тональностей Ми бемоль мажор и до-минор) вызывает аналогии с оперой «Волшебная флейта». Этой «лебединой песней масонства» – по выражению моцартоведа Пауля Нетля.
Этот классический концерт имеет виртуозную соло каденцию в первой части. В то время каденции обычно импровизировались или, по крайней мере, сочинялись самим исполнителем. Существующие авторские каденции Моцарта (сохранились 36 каденций к 14 концертам) были записаны им, конечно, не для себя, а для учеников. 22-й концерт обычно исполняется с каденцией ученика Моцарта – чешского композитора и виртуоза Иоганна Гуммеля.