
Мировой рынок пива.
Мировой Пивной рынок постоянно растет уже на протяжении 14 последних лет. В 98 году он вырос на 1,6% то есть производство пива в мире увеличилось на 133 миллиона гекалитров. Пять ведущих производителей Пива это - США, Китай, Германия, Бразилия, Япония
Сейчас мировой рынок пива стремительно консолидируется. Самыми крупными компаниями стали "Heineken"и американские "Anheuser-Busch" иMiller Brewing. Голландская компания "Heineken"- более интернациональная, потому что ей пришлось расширяться за пределы голландского рынка, где потенциал роста невысок. В целом же эти три фирмы недостижимы как по объему выпуска пива, так и по широте рынка сбыта.
Heineken продает пиво при посредничестве распространителей и дилеров в 150 странах мира. Пиво "Heineken" уже продается в России. Возможно, компания воспользуется своим приобретением, чтобы увеличить объемы производства этой марки в России.
Прибыль Heinekenа за первое полугодие 2002 года составила 11%. Значительная часть этой прибыли получена от растущих продаж в Соединенных Штатах. И это несмотря на то, что для предотвращения конфликтов с Anheuser-Busch - крупнейшим производителем Пива в Америке и в мире, Heineken постоянно поднимает цены на свое Пиво, продаваемое в Штатах.
Все же американцы, не добившись успеха в своей стране, стремятся больше развивать рынок сбыта в Азии, Латинской Америке и Европе. Miller Brewing Co. (отделение корпорацииPhilip Morris) иAnheuser-Busch Co.укрепляют свои связи с иностранными партнерами и приобретают акции пивоваренных заводов по всему миру. Пока американские фирмы проигрываютHeinekenв смысле географии рынков сбыта: в прошлом году 51% от количества пива, произведенногоHeineken(в денежном выражении стоимостью 5.2 млрд. USD), было продано за пределами Европы, в то же времяAnheuser-Busch Co.продала за пределами США только 3.8% произведенного пива, аMiller Brewing Co.- 5%.Anheuser-BuschиMiller Brewingмогут резко развивать свою деятельность на новых рынках, так какMillerможет хорошо использовать рыночный опыт фирмыPhilip Morris, полученный им в последние десятилетия от продажи сигаретMarlboroи других товаров.
Все три упомянутые фирмы стремятся включиться в деятельность других фирм, производящих пиво. Фирма Millerприобрела 20% акций канадской фирмыMolson Breweries, а ее материнское предприятиеPhilip Morris- 7.9% во второй по величине мексиканской пивоваренной фирмеFemsa, производящей пивоDos Equis. Вскоре после этогоAnheuserприобрел 17.7% акций в крупнейшей мексиканской фирме - производителе пиваGrupo Modelo, известной сортом пиваCorona. Кроме того,Anheuserприобрел и 5% акций китайской фирмы Циндао и продолжает переговоры с чешской фирмойBudweiser Budwar, надеясь разрешить многолетний спор за право использования торгового знакаBudweiser.
Для американцев это очень важно, ибо этот спор блокирует продажу производимого ими пива Budweiserво многих странах мира.
Heinekenтоже готовится к борьбе. Кроме пиваAmstel Light, фирма выбросила на американский рынок новый сорт пива -Irish Stout, производимый ирландской фирмойMurphy. Чтобы удержаться на первом месте,Heinekenв этом году потратил 40 млн. USD на рекламу своей продукции, что превышает расходы на рекламу остальных импортеров пива, вместе взятых.
Heinekenобъединяется с местными производителями пива в Венгрии, Польше и Швейцарии, чтобы они сами начали производитьHeineken, так как в Центральной Европе люди привыкли к своим традиционным сортам пива и другим трудно внедриться на этот рынок. Сейчас продолжаются переговоры с чешскими производителями пива -Pilsener Urquell.
Heinekenтакже планирует выделить 460 млн. USD на развитие производства пива в азиатско-тихоокеанском регионе. В китайском городе Фучжоу уже построен пивоваренный завод. По расчетамHeineken, в Китае потребление пива возрастает на 20% в год, что означает дополнительно 20 млн. гектолитров, что равно всему годовому потреблению пива во Франции. Планируется также производство пиваHeinekenво Вьетнаме и Таиланде.
Третьей в мире корпорацией по производству пива является шведская компания Scottish & Newcastle. При этом она занимает первое место в Великобритании и второе в Европе. Такого результата компания достигла в последние десять лет, хотя ее история гораздо длиннее. К концу 1980-х S&N была в списке шести крупнейших пивоваренных компаний Великобритании с долей рынка в 11%. Тон задавали такие гиганты, как Grand Metropolitan, Whitbread и Allied Lyons. Неудивительно, что, предвидя начало масштабных консолидаций в пивной промышленности, многие эксперты предрекали шотландцам участь «слабого звена», которое рано или поздно станет объектом захвата со стороны более крупной международной корпорации. Так оно и произошло.
В 1988 году на Scottish & Newcastle положила глаз австралийская компания Elders IXL – международный конгломерат, в собственности которого находились пивоваренные компании в Австралии и Канаде, а также английский конкурент S&N – компания Courage, контролировавшая почти одинаковую с шотландцами долю национального рынка. Австралийцы сначала довели свой пакет акций в Scottish & Newcastle до 23,6%, а затем пошли в наступление. Тем не менее в 1988 году на свет появился отчет комиссии по монополиям и слияниям, известный под названием Beer Orders. в 1989 году британская комиссия по монополиям и слияниям, согласившись с аргументами потерпевших, которые утверждали, что навязываемое им слияние пойдет во вред конкуренции в пивной отрасли, заблокировала сделку. Более того, Elders IXL было предписано в течение года уменьшить свою долю в Scottish & Newcastle до 9,9%.
Scottish & Newcastle не упустила шанса прорваться в лидеры. Спустя десять с лишним лет после тех событий S&N осталась в Великобритании единственной компанией из «большой шестерки», которая продолжает заниматься пивоварением.
16 августа 1995 года внутри S&N было сформировано самостоятельное подразделение Scottish Courage, которое сейчас является ведущим производителем пива в Соединенном Королевстве: Scottish Courage контролирует 27% британского пивного рынка.
Самым известным брэндом Scottish Courage по-прежнему остается темное пиво Newcastle Brown Ale. Оно появилось на свет в 1927 году и стало венцом трехлетних экспериментов пивовара Джима Портера по созданию нового сорта пива. Почти сразу же – в 1928 году – Newcastle Brown завоевало золотую медаль на международной выставке в Лондоне.
С самого момента своего появления этот брэнд стал любимым напитком людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, – шахтеров, докеров и сталеваров. Такая репутация сохраняется за Newcastle Brown и по сей день, хотя в последние годы Scottish & Newcastle пытается приучить к нему и более интеллигентную публику.
Newcastle Brown продается в 40 странах мира, в том числе в США, России, Китае и Исландии. Американцы любят этот сорт настолько, что выпивают больше миллиона ящиков Newcastle Brown каждый год.
Популярность марки подчеркивается и лозунгом, без ложной скромности вынесенным прямо на этикетку: «Одно-единственное». А последняя рекламная кампания брэнда построена на бытующем на северо-востоке Великобритании эвфемизме: «Пойду прогуляюсь с собакой», что означает: «Я собираюсь в паб выпить бутылочку Newcastle Brown».
Закрепив свое лидерство на британском рынке, Scottish & Newcastle начала завоевание Европы. В марте 2000 года была анонсировала сделка с французской пищевой группой Danone, после которой S&N превратилась во второго крупнейшего пивовара на Европейском континенте после голландской Heineken. За 5 млрд франков ($740 млн) шотландцы получили контроль над пивоваренными компаниями Франции (Brasseries Kronenbourg), Бельгии (Alken Maes) и Италии (24-процентный пакет акций в Birra Peroni Spa).
Украшением «коллекции» стала, без сомнения, компания Kronenbourg – безоговорочный лидер отрасли во Франции с долей рынка в 40,9%. Три ее главных брэнда – Kronenbourg, «1664» и Kanterbrau – входят в пятерку ведущих французских пивных марок. По статистике, каждая пятая выпиваемая во Франции бутылка пива имеет на этикетке название Kronenbourg. У 80% французов при упоминании слова «пиво» возникают ассоциации именно с этой маркой.
А в августе 2000 года Scottish & Newcastle организовала совместное предприятие по управлению португальской пивоваренной компанией Central Da Servejas (Centralcer). Ей принадлежит самый известный на национальном рынке брэнд Sagres, существующий с 1940 года и экспортирующийся в 30 стран мира.
Второе место в Европе автоматически принесло Scottish & Newcastle и третье место в мировом зачете: по объему продаж в 2000 году (более $5 млрд) она уступает только Anheuser-Busch (США) и Heineken. В планах компании – дальнейшее продвижение самых сильных ее брэндов на американский рынок.
Компания "Карлсберг".
"Карлсберг" - одна из самых известных в мире пивных марок. Это предприятие, основанное в 1847 году Й.К.Якобсеном, со временем превратилось в мощную и могущественную транснациональную компанию. Пиво с зеленой этикеткой, которая обрела свой настоящий вид еще в 1904 году, не только пьют в любой точке земного шара, но и производят или разливают в Норвегии, Гренландии, Великобритании, Португалии, Китае, Шри-Ланке, Канаде и т.д., то есть варят в 40 и продают в 140 странах мира.
А проникновение этого датского пива на международный рынок началось в 1868 году, когда корабль, груженный пивом "Карлсберг", был отправлен из Копенгагена к берегам Шотландии.
Даже в суровые (с точки зрения отечественных пиволюбов) до- и раннеперестроечные времена датское пиво доходило к нам через "железный занавес". Его можно было видеть в магазинах "Березка", а в 80-е в Таллинне при гостинице "Олимпия" был открыт пивной бар "Карлсберг".
Не так давно произошло слияние "Карлсберг" (владеет Tuborg и Sinebrychoff) и норвежской Orkla (ей принадлежит шведский Pripps и норвежский Ringnes). Новый гигант, сохранивший название "Карлсберг", с оборотом в 3 млрд долларов, будет ежегодно производить более 57 млн гектолитров пива. В деловых кругах сделку связывают с планами скандинавов укрепиться на новых рынках, и прежде всего на российском. Orkla - совладелец холдинга Baltic Beverage Holding (BBH), который добился в нашей стране огромных успехов, заняв первое место на рынке (ему принадлежит восемь пивзаводов в России). "Карлсберг", купивший только питерскую "Вену", похвастаться подобными достижениями пока не может. Но, по словам главы концерна Флеминга Линделева, теперь ситуация изменится, и Carlsberg будет действовать в России более активно.
Во всем мире "Карлсберг" пользуется репутацией чистого, прекрасно утоляющего жажду пива. Фирменный продукт "Карлсберга" - знаменитый "Карлсберг пильзнер", легкое светлое освежающее пиво. Похожий, но более крепкий напиток - "Карлсберг лагер". Еще крепче другие сорта: "Спешл брю", "Элефант", "Блэк голд". Вообще, только собственно в Дании компания производит 10 разновидностей пива.
Наконец, продолжается обсуждение возможности слияния двух немецких пивных концернов: Bayerischer BrauHolding и Dortmunder Brau und Brunnen. Пока у партнеров есть разногласия относительно размеров долевого участия в совместном бизнесе, но если объединение состоится, то новая компания, обойдя Holsten, займет первое место в Германии с общим объемом производства 12 млн гектолитров в год.
Компания "Interbrew ".
Бельгийская компания Interbrew два года назад приобрела две старейшие пивоварни Бельгии - Belle-Vue и Hoegaarden. Быстро разобравшись с конкурентами у себя на родине, бельгийский пивной монстр с 1994 года стал развивать экспансию по всему миру, скупив в общей сложности более 50 пивных предприятий (в Америке, России, Китае, на Украине и в Восточной Европе).
Самым большим успехом за пределами Европы стала покупка бельгийцами в 1995 году канадской компании Labatt. Вице-президент Interbrew Люк Миссортен заявил в одном из своих интервью, что мировой рынок пива будет концентрироваться и на региональном, и на международном уровне, чтобы компания процветала, ей необходимо постоянно укрупняться, поглощая других производителей. Летом этого года Interbrew приобрела британскую пивоварню Whitebread за 400 млн фунтов, а в начале осени поглотила за 2,3 млрд фунтов другую английскую компанию - Bass, владеющую шестью пивоварнями в Великобритании и тремя в Чехии. Это сразу же вывело Interbrew на первое место в Европе и второе в мире, после американской Anheuser-Busch. Сделка стала самой крупной операцией по расширению национального предприятия за пределами страны за всю историю Бельгии.
По мнению западных аналитиков, цель сделки - укрепить позиции марок Worthington, Bass, Caffrey и Carling за пределами Англии. Сейчас доля Interbrew на британском рынке 34%, но бельгийцы намерены ее увеличить за счет новых марок Bass Ale и Boddington. Кроме того, Interbrew вела переговоры о приобретении французской пивной фирмы Kronenburg, но ее в конечном итоге купил главный конкурент бельгийцев в Великобритании - шотландская S&N.
Нынешние приобретения Interbrew, судя по всему, не последние. Сейчас компания размещает на Брюссельской бирже 88,2 млн акций и надеется выручить за них 3 млрд евро (это опять же рекорд - самое крупное размещение за всю историю Бельгии), которые скорее всего пойдут на покупку новых производств.
Все эти сделки самым непосредственным образом скажутся на жизни мелких и средних пивоваров. Те, которые попадут в поле зрения монстров, будут поглощены. Остальные либо вымрут, либо будут постепенно сокращать производство и сожмутся до уровня так называемых ресторанных пивоварен, которые, кроме собственного ресторана, больше пиво никуда не поставляют. Примеры этому есть. Еще пятьдесят лет назад в Германии было более двух тысяч пивоварен, но после укрупнения концернов Holsten и Binding осталось всего лишь около тысячи. В США, где было три тысячи пивных производств, сейчас осталось тоже только тысяча, причем 90% рынка приходится на три компании. В Венесуэле 90% рынка занимает один производитель, в Колумбии - два, в Аргентине и Бразилии - по три.
Причины слияний лежат на поверхности. Именно консолидация производств продолжает определять экономику пивной индустрии, поскольку позволяет существенно сократить операционные затраты, что крайне важно на фоне снижения потребления пива и других алкогольных напитков (и, соответственно, падения доходов компаний) во многих странах мира. Пивные компании всеми силами пытаются сохранить свою прибыль, порой даже нарушая закон. За последний год Европа пережила целых три скандала, связанных с нарушением антимонопольного законодательства пивоварами. В середине прошлого года комиссия Евросоюза обвинила Interbrew в корыстном использовании своего монопольного положения в Бельгии. А в октябре все в той же Бельгии обвинения в сговоре были предъявлены подразделению компании Kronenburg Alken Maes и бельгийской пивной ассоциации CBB. Наконец, в начале этого года власти Европы заявили о существовании картельного соглашения между Kronenburg и голландской Heineken и провели обыски в их офисах. Неформальные договоренности между пивоварами, по мнению европейских чиновников, "касались регулирования (читай - взвинчивания) цен на рынках и координации дистрибуции". И хотя все обвинения, выдвинутые комиссией ЕС, пивовары отвергают, очевидно, что развернуться в Западной Европе им теперь особенно негде.