Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Лекции по истории Ершова / Лекция 7.Войны Ник

.1.doc
Скачиваний:
201
Добавлен:
16.12.2013
Размер:
43.01 Кб
Скачать

Лекция 7. Государственный феодализм во внешней и внутренней политике России во второй трети Х1Х в. Общественные движения в 30-40-е годы Х1Х в.

Вопросы:

1.Государственный феодализм во внутренней политике Николая 1.

2.Войны при Николае 1.

3.Славянофилы и западники как предтеча будущих революций в России.

1.Государственный феодализм во внутренней политике Николая 1.

.Крепостническое сельское хозяйство сильно влияло на экономическое развитие и обороноспособность страны. Дело в том, что крестьянские повинности не могли расти бесконечно. На каком-то этапе кризис крестьянского хозяйства отражался на доходах помещика. Имения становились убыточными и помещикам приходилось их закладывать в банке, чтобы получить деньги на продолжение ведения хозяйства. Кредитование убыточных помещичьих хозяйств к середине XIX в. стало главной заботой государственных банков. Всего было заложено 66% крепостных крестьян. В то же время министр финансов Николая I Е.Ф. Канкрии был противником организации частных банков, считая их деятельность спекуляцией. Кроме того в помещичьих хозяйствах банковские ссуды непроизводительно растрачивались, вернуть их было сложно. Это приводило к тому, что у банков систематически не хватало средств на кредитование промышленного строительства. Это было смертельно опасно для экономики страны в период, когда в Европе уже подходил к завершению промышленный переворот - превращение ручного мануфактурного производства в машинно-фабричное. С этим процессом была связана реорганизация металлургического и металлообрабатывающего производств - основы оборонной промышленности, многих других отраслей. В России во 2-й четверти XIX в. промышленный переворот только начинался. В основном он распространялся на отрасли легкой промышленности с вольнонаемным трудом. Только за 40-е годы ввоз машин из-за границы возрос в 2,5 раза.

Правительство Николая I не понимало значения промышленного переворота и роли кредитной политики в его осуществлении. Е.Ф. Канкрин боялся последствий введения крупного фабричного производства (прежде всего появления массы пролетаризирован­ного населения) и не считал нужным способствовать его распро­странению в России. При этом уральская металлургическая база, созданная в XVIII в., из двигателя экономики России превратилась в ее тормоз. Металла в стране стало не хватать. Вывоз фабричных изделий в Среднюю Азию, Иран, Турцию, продажа их на внутреннем рынке не давали достаточных прибылей для того, чтобы осуществить реорганизацию производства за счет накоплений самих предприятий. В то же время получить государственный кредит на развитие производства было невозможно.

Единственной отраслью промышленности, получавшей государственные субсидии, была военная промышленность. В 1842 г. из государственного бюджета в 173 млн. руб. армия и флот получили около половины, 82 млн. руб. За счет этого развивались металлообрабатывающие предприятия в Петербурге, строились новые боевые корабли — пароходы (хотя флот оставался в основном парусным), совершенствовалась артиллерия. Но потребности обороны страны были неизмеримо больше. В Европе шло перевооружение армий, строились железные дороги, слу­жившие средством переброски войск. В России отсутствовала промышленная база для этого. К 1851 г. была построена лишь одна железная дорога между Московой и Петербургом, правда началось строительство шоссейных дорог. Между тем внешнеполитические претензии самодержавия в 30—50 годы XIX в. непрерывно возрастали. Николай I все в большей мере чувствовал себя вершителем судеб Европы, спасителем Европы, европейских монархов от революции.

В 1830 г., во время революций во Франции и Бельгии, он настаивал на посылке для их подавления 60-тысячного русского корпуса. Это вызвало кризис “Священного союза”, члены которого боялись столь активных действий. От этих намерений царя заставило отказаться только восстание в Польше. Польская армия перешла на сторону восставших. Сейм объявил о падении власти Романовых и установил временное правительство. Однако несогласия среди руководителей восстания привели к тому, что оно было разгромлено, Варшава в 1831 г. была взята штурмом. Началась политика русификации Польши и Западной Украины. В 1839 г. под давлением правительства униаты “воссоединились” с православными.

Революционный подъем 1848—1849 гг. привел к новому приступу агрессивности у царя. Угроза свержения австрийского императора Франца-Иосифа I заставила Николая I послать в восставшую Венгрию войска генерала И.Ф. Паскевича. В результате революция была разгромлена. Николай I заслужил в либеральных кругах прозвище “жандарма Европы”. Политика России вызывала все большее недовольство на Западе.

Между тем Россия вела все более самостоятельную политику, противопоставляя себя европейским военно-дипломатическим союзам, ставя себя над ними. Так, мечтой Николая I было “положить конец восточному делу”, т.е. в одиночку добиться полного разгрома Османской империи. Это обострило отношения России с Францией, Англией и Австрией, стремившихся получить на территории бывшей Османской империи рынки сбыта. Успехи России в “восточном вопросе” толкали их на поддержку Турции.

В 20-е годы совместные действия против турок были еще возможны. В 1827 г. русско-французский флот, добиваясь независимости Греции, нанес турецкому флоту поражение у Наварина. Но уже в 1826 г. Англия спровоцировала русско-иранский конфликт, превратившийся в войну 1826—1828 гг. Только благодаря действиям генерала А.П. Ермолова было сорвано взятие Тифлиса (Тбилиси) иранскими войсками. Военные действия были перенесены на территорию Азербайджана и Армении. Под угрозой оказалась столица Ирана - Тегеран. В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, по которому Россия получала часть Азербайджана и Армении, а также исключительное право держать военный флот на Каспийском море.

В 1828-1829 гг. развернулись боевые действия между Россией и Турцией. Они шли одновременно на Дунае и на Кавказе. Русская армия вошла в Болгарию, захватив Варну, а затем и Адрианополь, оказавшись в 60 км от Стамбула. На восточном фронте русские войска взяли Каре, Эрзерум и продвигались к Трапезунду, в глубь Турции. Османская империя оказалась на краю гибели. По Ад-рианопольскому мирному договору 1829 г. Россия получила острова в дельте Дуная, часть кавказского побережья Черного моря, свободу плавания в черноморских проливах. Результатом войны было предоставление независимости Греции. Эти события были оценены в Европе как “несчастье”. Англия официально опротестовала Ад-рианопольский договор.

Тем не менее в 1833 р. России удалось добиться еще большего успеха, поддержав турецкого султана в борьбе против его восставшего вассала — египетского паши. Под Стамбулом, в Ункяр-Искелесси был подписан русско-турецкий договор о военном сотрудничестве, по которому Турция взамен обещания Россией военной помощи гарантировала закрытие Дарданелльского пролива для иностранных военных судов. Это закрепляло господство России на Черном море. Турция как бы становилась под протекторат России. Ункяр-Искелесийский мир является высшим успехом политики царизма в восточном вопросе. Никогда Россия не была так близко к осуществлению своих имперских замыслов в Причерноморье, как в этот период.

Кавказская война. Закончился провалом и совместный план Англии и Османской империи ослабить Россию на Востоке, воспользовавшись восстанием против царизма среди мусульманских племен Кавказа, которое привело к Кавказской войне 1834—1859 гг. Это была самая длительная война, которую вела Россия в XIX в. Силой горцев Дагестана и Чечни, объединившихся под руководством имама Шамиля, было то, что они вели газават - священную войну. Власть имама для верующих мусульман была еще более священной, чем власть царя для крестьян России. К этому добавлялось характерное для мусульман абсолютное повиновение имаму. Общество горцев имело военный характер, делилось на родовые кланы - тейпы, основывалось на ценностях власти стариков, кровной мести и гостеприимства.

Главные победы Шамиля в 1834-1850 гг. были связаны с его борьбой против поддерживавших Россию горских феодалов, являвшихся для простого народа эксплуататорами и предателями национальных ценностей. Однако обогащение Шамиля и его окружения вызвало обычное для традиционных обществ “отпадение” от него народных масс. С этого начались поражения Шамиля. В 1859 г. он был взят в плен. Северный Кавказ и Дагестан были присоединены к России. Полмиллиона кавказских мусульман бежали в Османскую империю.

Однако европейские державы не могли согласиться с протекторатом России над Турцией. Он создавал предпосылки для доминирования России в Европе и на Ближнем Востоке. Но социально и экономически Россия не была готова к этому. Наметилось резкое противоречие между имперским сознанием Николая I и реальными силами страны, определявшимися стратегией полити­ческого приспособления к Европе, поверхностной модернизацией при сохранении господства традиционных отношений самодержавия и крепостничества.

В 1838—1839 гг., когда возник новый конфликт турецкого султана и египетского паши, европейские державы вмешались в него и поставили Османскую империю под совместный протекторат всех пяти великих европейских держав: Англии, Франции, Австрии, Пруссии и России. Это было только начало. В 1851 г. возник спор, какой из христианских общин в Палестине владеть ключами от Вифлеемского храма (на месте рождения Иисуса Христа). Николай I защищал интересы православной общины. Франция выступила защитницей интересов католиков, которым и были отданы ключи. Тогда Николай I, пытаясь принудить Турцию к повиновению, в 1853 г. оккупировал автономные дунайские княжества. В ответ Турция объявила России войну. В сущности это была провокация европейских держав против России. Они хотели указать ей подлинное место в поли­тическом мире, продемонстрировать ее экономическую и военную слабость.

Осенью 1853 г. русская эскадра адмирала П. С. Нахимова уничтожила турецкий флот в Синопской бухте. Вскоре Англия, Франция и Сардиния объявили России войну. Это было полной неожиданностью для Николая I. Враждебный нейтралитет по отношению к России сохраняла даже Австрия, где лишь за б лет до этого власть ее императора была спасена силой русского оружия. В сентябре 1854 г. английские, французские и турецкие войска высадились в Крыму и приступили к осаде Севастополя.

Крымская война продемонстрировала мужество русских солдат и офицеров и одновременно военно-экономическую слабость России. Осада Севастополя продолжалась около года. Николай I, располагая армией в 1 млн. человек, оказался не в силах победить 70-тысячный десант союзников. Сказалось отсутствие современных транспортных средств, недостаток современных средств вооружения (французские солдаты ловили пули русских своими киверами), хаотическое состояние военного хозяйства, повальное воровство и злоупотребления военной и гражданской администрации.

Крымская война стала приговором попыткам удержать роль России как великой европейской державы без глубокой модернизации общественного строя, прежде всего без ликвидации крепостничества и развития промышленности на основе свободного труда; без создания буржуазной экономики, т.е. рынка товаров, труда и капитала.

Николай I умер в самом разгаре боев за Севастополь, в феврале 1855 г. По Парижскому мирному договору Россия отказывалась от устья Дуная и части Бессяоабии, и главное - теряла право иметь военный флот на Черном море. Фактически это означало предотвращение попытки России превратиться в колониальную империю, доминирующую в Европе. Это вынудило царское правительство к поиску принципиально новых форм самоопределения страны по отношению к европейской цивилизации