Скачиваний:
60
Добавлен:
16.12.2013
Размер:
319.49 Кб
Скачать

29. Экономика сша и Германии в период второй мировой войны.

Экономика Германии в годы второй мировой войны.

Фашизм в Германии, как и в других странах, родился как мелкобуржуазное политическое движение, по­литическое движение людей не очень богатых, не очень образо­ванных и в силу экономического развития теряющих устойчивое положение в обществе, и, естественно, недовольных этим. Штур­мовые отряды фашистской партии состояли преимущественно из представителей мелкой буржуазии. Лозунги, которые провозгла­шал Гитлер, были мелкобуржуазными. Он обещал ликвидировать капиталистические монополии, защитить разоряемых ремеслен­ников и мелких торговцев, организовать для них дешевый кредит. И шовинистическая пропаганда была обращена тоже к мелкой буржуазии, которая больше других слоев общества пострадала от результатов Первой мировой войны, от репараций и инфляции. Массовое разорение этой части населения Германии активизирова­ло ее, это и сделало партию Гитлера достаточно сильной. Пошла за Гитлером и часть рабочих - ведь его партия называлась нацио­нал-социалистической рабочей партией. Конечно, в первую оче­редь, это были те, кто потерял работу.

Но придя к власти, Гитлер отбросил прежнюю программу и стал проводить такую политику, которая была нужна не мелкой, а мо­нополистической буржуазии. В 1934 г. Гитлер устраивает «ночь длинных ножей»: его сторонники уничтожают руководителей штур­мовых отрядов во главе с Рэмом, ближайшим до этого времени сподвижником Гитлера, а заодно и массу рядовых штурмовиков. Национал-социалисты уничтожали собственные боевые отряды. Подоплека этого события была такова. Представители мелкой бур­жуазии, объединенные штурмовые отряды, принимая слова Гит­лера за чистую монету, начали действия против монополий. Рэм, их руководитель, хотел использовать это движение, чтобы влить штурмовиков в армию и стать главнокомандующим. Но Гитлер за поддержку на пути к власти обещал руководителям монополий их неприкосновенность, а генералитету обещал оставить армию мо­нополией юнкеров. Во исполнение этих обещаний и была прове­дена «ночь длинных ножей».

Поэтому фашизм после прихода к власти изменил свою соци­альную сущность. Он стал особой формой государственно-монопо­листического капитализма, государственного управления хозяй­ством, доведенного до крайней степени.

Все хозяйство страны было подчинено органам государствен­ного управления, в которых решающую роль играли лидеры мо­нополистической буржуазии. Во главе был поставлен Генеральный совет хозяйства, решающее слово в котором принадлежало «пушеч­ному королю» Круппу и «электротехническому королю» Симен-су. Генеральному совету были подчинены «хозяйственные группы», возглавлявшие главные отрасли хозяйства (промышленность, тор­говля, кредит), а тем, в свою очередь - «отраслевые группы» (хими­ческая, авиационная и др. отрасли промышленности).

Резко расширился государственный сектор хозяйства. Круп­нейшей корпорацией в стране стал государственный концерн Ге­ринга, который сначала увеличился за счет конфискованного иму­щества евреев и других репрессированных, а затем в его состав включались предприятия, которые захватывала Германия на ок­купированных территориях. С самого начала фашистское государ­ство приступило к регулированию цен, нарушив тем рыночные от­ношения. Был установлен низкий уровень цен на товары народ­ного потребления. В результате эти товары исчезли с полок мага­зинов, и теперь их можно было купить только на черном рынке по гораздо более высоким ценам. Пришлось вводить карточки на про­довольствие. Под контроль государства было поставлено и сельское хо­зяйство. Сельскохозяйственная продукция учитывалась и дол­жна была сдаваться государству по установленным ценам. Хо­зяйства гроссбауэров и юнкеров, т.е. крупные капиталистичес­кие хозяйства были объявлены «наследственными дворами»: в соответствии со средневековым принципом майората, они пе­редавались по наследству только старшему сыну. Остальные сыновья должны были служить государству и завоевывать себе «жизненное пространство».

Таким образом, все хозяйство Германии было переведено в цен­трализованную систему, которой по линии государства управляли лидеры монополистической буржуазии. Установив контроль над хо­зяйством, гитлеровское государство начинает экономическую под­готовку к войне. В 1936 г. был принят 2-й четырехлетний план, ос­новной задачей которого было обеспечение экономической неза­висимости Германии от импорта и ускоренное развитие тех отрас­лей, которые составляют базу военной промышленности. Особое внимание уделялось производству «эрзацев» - синтетических ма­териалов и заменителей: синтетического бензина, синтетическо­го каучука и т.п. Была поставлена цель производить в Германии все, необходимое для ведения войны, но в этой стране не было каучуко­вых плантаций и нефтяных месторождений, поэтому натуральные ресурсы приходилось заменять синтетическими. В 1940 г. был при­нят 3-й четырехлетний план, задача которого была более узкой - развить военное производство и военно-промышленный потен­циал. Планирование фашистской Германии не было индикативным - преобладали административные методы управления. Впрочем, в эк­стремальных условиях, условиях подготовки к войне и войны, такие методы оказались достаточно эффективными.

Во-первых, военное производство развивалось за счет невоенных отраслей. Предприятия, не попавшие в категорию важных для ве­дения войны, подлежали ликвидации. В результате военная про­дукция составила 80% всей промышленной продукции страны, а недостающая продукция доставлялась из оккупированных стран.

Во-вторых, из оккупированных стран доставлялись и ресурсы для военного производства. Из них поступала половина потребляемого металла, четверть каменного угля и подавляющая часть нефтепро­дуктов. Германия использовала и трудовые ресурсы оккупирован­ных страд: к концу войны на ее территории работало около 10 млн. иностранных рабочих, труд которых, конечно, оплачивался очень низко. В-третьих, развитию промышленности способствовали специ­фические фашистские источники ее финансирования: захват соб­ственности демократических организаций (только в Рабочем банке было захвачено 5 млрд. марок), конфискация собственности не­арийцев, ограбление оккупированных стран. В составе германс­кой армии были специальные экономические части, которые за­нимались сбором и отправкой в Германию разнообразных цен­ностей - от запасов зерна до художественных коллекций.

Наконец, в-четвертых, развитию промышленности способство­вало резкое сокращение расходов на заработную плату. Гитлер вы­полнил обещание дать работу безработным, но зарплата была ниже обычной - лишь немногим выше пособия но безработице. Это позволяло промышленникам впоследствии «выравнивать» зарп­лату, понижая зарплату остальным рабочим. Была введена трудо­вая повинность для молодежи, т.е. принудительный бесплатный труд, в котором должны были участвовать все молодые немцы. Был введен принудительный бесплатный труд для заключенных конц­лагерей.

Таким образом, в организации военного хозяйства преобладали принудительные, внеэкономические методы. Эта специфическая военная экономика стала разрушаться лишь по мере того, как на­чали выходить из под контроля оккупированные страны и терри­тории. ,

Экономика США в годы второй мировой войны.

В годы Второй мировой войны для США повторилась ситуа­ция Первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяй­ство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия:

на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили 6 человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям, американское насе­ление в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в дово­енные годы.

Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справед­ливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней. Каждый русский, анг­лийский или австралийский солдат, который получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, пропорционально сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи».

Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпо­раций. Ленд-лиз вызвал экономическое оживление, увеличение за­нятости, новые доходы, новое строительство. В годы войны увели­чился вес государства. Военные промышленные предприятия стро­ило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, ос­нащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в3-5разде-шевле, чем обошлись государству.

Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый ска­чок в экономическом развитии США. Промышленное производ­ство выросло с 1938 по 1948 г. более чем в два раза. Для сравнения отметим, что за период между войнами, т.е. за 20 лет мирного раз­вития производство выросло только на 38%. Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукции, то к кон­цу войны - 62%. С 1938 г. по 1990 г. промышленное производство США вы­росло в 10,1 раза, тогда как производство индустриальных ка­питалистических стран в целом - только в 8,5 раза. Но это не значит, что в послевоенный период промышленность США росла опережающими темпами. Иллюзия опережающих тем­пов возникает потому, что у США, в отличие от европейских стран и Японии, не было перерыва в развитии, связанного с ми­ровой войной. Европейские страны только в 1948 г. восстано­вили довоенный уровень производства. А промышленность США именно в это время росла ускоренными темпами. За период с 1938 г. по 1990 г. промышленное производство инду­стриальных капиталистических стран выросло в 5,7 раза, а производство США - только в 4,6 раза за период с 1970 г. по 1990 г., т.е. за последние 20 лет, производство индустриаль­ных стран выросло на 76%, а США - на 24%. Если к концу войны доля США в производстве индустриальных капитали­стических стран составила, как уже сказано, 62%, то к началу 80-х годов - только 35%. Правда, США сохраняют первое место в мире по основным экономическим показателям. Огромная территория и масш­табы хозяйства, международные связи американских корпо­раций обеспечивают американской промышленности опреде­ленные преимущества. Американские корпорации крупнее европейских и японских. Например, в 60-х гг. прибыль толь­ко одной американской корпорации «Дженерал моторе» была больше совокупной прибыли 30 крупнейших европейских компаний. В условиях научно-технической революции от абсолютных раз­меров прибыли зависит успех дела. Решающим фактором развития стали научные исследования, а содержать собственные научно-ис­следовательские институты за счет отчислений от прибыли может только очень крупная фирма. Американские корпорации за счет при­были могут вести собственные исследования, европейские - редко. Здесь количество переходит в качество. За послевоенное время американское хозяйство испытало 9 кризисов, или, как теперь более принято говорить, спадов. Но послевоенные кризисы намного слабее, чем довоенные; произ­водство сокращается не на 30-50%, а только на 5-10%. Это дей­ствие государственного регулирования хозяйства, о котором речь пойдет позже. В промежутках между спадами сохраняется недо­грузка производственных мощностей и безработица. Недогруз­ка производственных мощностей США в 80-х гг. составляла 20%, безработица - 7%. Неравномерность развития разных отраслей промышленнос­ти увеличилась, и теперь все в большей степени общие спады до­полняются «структурными» кризисами, когда отдельные отрасли испытывают застой в период общего подъема. В таком положении чаще всего оказываются старые отрасли, особенно угольная и ме­таллургическая промышленность.