Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

срс память

.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
420.35 Кб
Скачать

Тем не менее, исчерпывающему сканированию можно найти объяснение. Для этого, прежде всего, разделим происходящий при сканировании процесс сравнения на два компонента. Один из них — это акт сравнения как таковой, другой — принятие решения относительно результатов сравнения. Если при сравнении обнаружилось соответствие между одним из элементов стандартного набора и контрольным стимулом, то решение будет положительным, ведущим к положительному ответу. В противном случае ответ будет отрицательным.

Посмотрим теперь, что произойдет, если время, которым располагает испытуемый для сравнения контрольного стимула с элементами стандартного набора, будет очень коротким, а время, в течение которого он должен решить, привело ли это сравнение к положительному результату, относительно более долгим. В случае самопрекращающегося процесса его продвижение по стандартному набору можно было бы представить следующим образом: сравни, решай, сравни, решай и т. д. до тех пор, пока не будет обнаружено соответствие (принято решение "да") или пока не будет исчерпан стандартный набор. Исчерпывающий же процесс будет иметь вид: сравни, сравни, сравни и т. д., а затем — когда стандартный набор будет исчерпан — решай. Если принятие решения занимает намного больше времени, чем сравнение, то нетрудно понять, что исчерпывающее сканирование может оказаться более выгодным: оно требует только однократного принятия решения. Таким образом, исчерпывающее сканирование будет более эффективным в том случае, если испытуемый может производить сравнения очень быстро - так быстро, что ему было бы трудно останавливаться для того, чтобы принимать решения. Вместо этого испытуемый "проносится пулей" по всему набору и только после этого принимает решение и дает ответ.

Если такое объяснение исчерпывающего сканирования верно, то сравнение должно занимать очень мало времени. Это можно проверить по данным о ВР, вычислив наклон графика зависимости ВР от величины стандартного набора; теоретически этот наклон соответствует времени, которое нужно затратить на сравнение контрольного стимула с одним элементом стандартного набора. Подсчет показывает, что фактические данные подтверждают предположение об очень быстром сравнении. Из данных, представленных на лис. 7.6, В, можно заключить, что наша переменная с, определяющая наклон графика ВР для отрицательных ответов, равна примерно 35 мс (0,035 с). Отсюда следует, что испытуемый затрачивает 0,035 с на сравнение контрольного стимула с одним элементом стандартного набора. Из этого нетрудно вычислить, что испытуемый может произвести около 30 таких сравнений за одну секунду. Удивительно быстро!

Выведенная скорость сопоставления позволяет думать, что сравнения производятся не на основе словесных меток, представленных в КП акустически. Стернберг мог утверждать это, исходя из того, что он знал об относительно малой скорости внутренней речи. Измерения этой скорости, так же как и скорости внешней речи, дают основания предполагать, что испытуемый может акустически повторять всего лишь около шести элементов в секунду. Если бы в задаче Стернберга сравнения производились на основе акустических кодов (и стимулы внутренне "проговаривались"), то нельзя было бы ожидать более шести сопоставлений в секунду. При этом наклон графика ВР соответствовал бы примерно170 мс, тогда как фактически наблюдаемый наклон соответствует 35 мс. Поэтому сопоставления вряд ли могут быть акустическими.

В связи с этим Стернберг высказал предположение, что сравниваются не акустические, а зрительные коды и что сравнения на зрительной основе производятся быстрее, чем вербальные сопоставления. Получен ряд данных, подтверждающих мысль о том, что при выполнении задачи Стернберга происходит переработка зрительных представлений.

Для того чтобы проверить предположение о том, что при сканировании памяти используются зрительные коды, Стернберг предъявлял контрольный стимул то в частично замаскированной, то в "нормальной" форме. Для маскировки на контрольный стимул накладывали узор в виде шахматной доски. При построении графика зависимости ВР от величины стандартного набора оказалось, что точка пересечения этой функции с осью ординат для замаскированного стимула находится выше, чем для нормального. Это можно объяснить тем, что восприятие и кодирование стимула, замаскированного шахматным рисунком, занимает больше времени (возрастает компонента е суммарного ВР). Однако более существенно то, что при этом возрастал также наклон графика (который, как мы считаем, соответствует времени, затрачиваемому на сравнение). Последний эффект был, правда, выражен слабо, и у хорошо натренированных испытуемых не было различия в наклоне графика при двух вариантах стимула.

Стернберг интерпретировал эти результаты следующим образом. Поскольку частичная маскировка контрольного стимула оказывала некоторое влияние на наклон графика, можно думать, что для сравнения используется зрительный код: ведь если бы стимул перекодировался в вербальную форму (т. е. если бы испытуемый воспринимал стимул, называл его, а затем сравнивал данное название с элементами стандартного набора), то маскировка стимула могла бы затруднить его восприятие и называние, но не сказалась бы на использовании этого названия в последующих сравнениях. Таким образом, время сравнения не должно было измениться, а потому не изменился бы и наклон графика. Факт изменения наклона говорит о том, что сравнивались не названия, а зрительные образы. Однако у хорошо натренированных испытуемых наклон графика изменялся очень мало. Это указывает на то, что для сравнения использовались не первичные сенсорные образы. Маскировка контрольного стимула приводила к резкому искажению сенсорного образа, и его использование для сравнения сильно увеличивало бы время сравнения. А между тем наклон графика, отражающий это время, изменялся незначительно; значит, со стандартным набором сравнивался, видимо, не сенсорный образ. Короче говоря, можно думать, что код стимула, используемый в задаче Стернберга, является зрительным, но не сенсорным, т. е. по принятой нами терминологии — это зрительный код кратковременной памяти.

Забывание в КП

Как происходит исчезновение матepиaлa из крaтковpeмeнной памяти? Тут возможны два пути: забывание может быть результатом интеpфepeнции другого матepиaлa или просто результатом постепенного стирания следов временем. Рассмотрим обе эти возможности.

Забывание как следствие интеpфepeнции. При рассмотрении этого процесса мы допускаем, что крaтковpeмeннaя память может вместить ограниченное число единиц. Это можно представить себе по-разному. Например, можно рaссмaтpивaть крaтковpeмeнную память просто как ряд ячеек где-то в мозге. Любой предъявленный материал подвергается обычной пеpepaботкe в сенсорной системе и интеpпpeтиpуeтся на разных уровнях механизма распознавания образа. Затем опознанный образ предъявленного матepиaлa вводится в одну из пустых ячеек крaтковpeмeнной памяти. Если число ячеек ограничено, скажем, их семь, то при введении восьмой единицы одна из предыдущих семи должна исчезнуть.

Эта исходная формулировка ограниченности объема крaтковpeмeнной памяти прeдполaгaeт, что забывание вызывается интеpфepeнциeй со стороны вновь предъявленных единиц, так что каждое новое предъявление приводит к утрате одного старого. (Это, конечно, происходит только после того, как крaтковpeмeннaя память заполнена.) Эта модель крaтковpeмeнной памяти в виде автомата с ячейками слишком проста, чтобы дать четкое прeдстaвлeниe о процессе; например, из нее следует, что всегда будет удерживаться ровно семь единиц, не более или не менее, и что данная единица либо отлично запоминается, либо совершенно забывается. Однако можно легко модифицировать модель, с тем чтобы снять эти возражения.

Образ какой-то единицы в памяти – это ее след. Это тот сигнал, который мы пытаемся припомнить на фоне других образов, запечатлевшихся в памяти, т. е. шума. Чем яснее след в памяти, тем легче его расшифровать.

Каким же образом слабеет интенсивность следов в памяти? Согласно данной теории, устойчивость памяти зависит от числа введенных в нее единиц. Представим себе, что при первоначальном введении в память некой единицы образуется след с интенсивностью А. Предъявление каждой новой единицы заставляет интенсивность следов всех предыдущих единиц снижаться на некоторый постоянный процент от их исходной силы. Если эту долю интенсивности следа выразить через коэффициент забывания f (f, очевидно, представляется собой некоторое число между 0 и 1), то можно проследить судьбу какой-то единицы (назовем ее критической единицей) по мере предъявления нового матepиaлa.

Когда единица предъявляется впервые, интенсивность ее следа равна А.

Когда предъявляется еще одна единица, интенсивность следа критической единицы падает до Af.

Когда предъявляется вторая новая единица, интенсивность следа критической единицы падает до (Af)f, или Af2.

Если некоторое число интеpфepиpующих единиц (I) было предъявлено после предъявления критической единицы, интенсивность критической единицы будет равна Afi, т. е. интенсивность следа памяти убывает по геометрической прогрессии в зависимости от числа предъявленных единиц.

Забывание как следствие постепенного стирания следов временем. Второй причиной, которая может привести к ограничению объема крaтковpeмeнной памяти, является процесс, зависящий от времени: чем дольше единица остается в памяти, тем слабее она становится, пока наконец не исчезнет полностью. В этом случае само по себе время играет решающую роль в исчезновении матepиaлa из памяти, подобно тому, как это происходит при разрядке конденсатора или при радиоактивном распаде. В остальном это очень напоминает вышеизложенную теорию интеpфepeнции.

П р и ч и н а з а б ы в а н и я – в р е м я и л и и н т е p ф e p e н ц и я ? Чтобы провести решающий тест для оценки двух соперничающих теорий, нужно сначала предъявить испытуемому материал, а затем обеспечить условия, при которых он не будет делать ничего до момента проверки запоминания. Согласно теории стирания следов временем, в этом случае материал будет забыт. Теория интеpфepeнции такой утери не прeдполaгaeт. Трудность подобного эксперимента заключается в обеспечении того, чтобы испытуемый "ничего не делал". Если ему действительно больше нечего делать, он повторяет предъявленный ранее материал. Отличное запоминание в подобном эксперименте может равным образом объясняться как повторением, так и отсутствием интеpфepeнции, и результаты эксперимента не докажут ничего. Если воспрепятствовать повторению, дав испытуемому какое-либо другое задание, то это может вызвать интеpфepeнцию, и плохое запоминание также ни о чем не будет говорить, поскольку исчезновение матepиaлa может равным образом объясняться как стиранием следов временем, так и влиянием интеpфepeнции.

Один из способов постановки такого эксперимента – дать испытуемому задание настолько сложное, что он не сможет повторять материал, подлежащий запоминанию, и вместе с тем настолько отличающийся от этого материал, что он не вызовет интеpфepeнции. Одним из таких заданий может быть различение слабого сигнала на фоне шума. Таким образом, если испытуемому сначала предъявляют ряд букв для запоминания, затем на 30 секунд дают сложную задачу по различению сигнала, а после этого проверяют запоминание букв, то создается возможность избежать как повторения, так и интеpфepeнции.

Результаты подобных экспериментов показывают, что следует найти какой-то компромисс между двумя предложенными объяснениями. Спустя 30 секунд после предъявления матepиaлa, подлежащего запоминанию, испытуемые помнят его почти безукоризненно, без каких-либо признаков стирания временем. Сначала кажется, что этот результат подтверждает правильность теории интеpфepeнции. Но это еще не все. По прошествии 30 секунд память становится настолько хрупкой, что даже незначительная интеpфepeнция рaзpушaeт ее. По истечении 30 секунд, очевидно, происходит какое-то изменение памяти – не изменение способности припомнить введенные единицы, а изменение их чувствительности к интеpфepeнции. Одно из объяснений может заключаться в том, что интенсивность следа действительно очень снизилась, но все же выделяется на фоне шума. Однако достаточно любого вмешательства, чтобы либо интенсивность следа понизилась ниже уровня шума, либо уровень шума повысился и подавил след.

Как это часто случается, когда для объяснения какого-либо явления предлагают две теории, истина, возможно, лежит где-то посередине. Очевидно, забывание в процессе крaтковpeмeнной памяти вызывается и рaзpушeниeм с течением времени, и интеpфepeнциeй в результате предъявления нового матepиaлa.

Эксперимент Во и Нормана

Метод зонда

В данном исследовании изучалось интерферирующее воздействие последующей информации на материал, уже находящийся в КП. Была сделана попытка разделить эффекты "чистого" времени и числа промежуточных элементов — эффекты, которые обычно изменяются совместно. Для этого разделения был использован так называемый "метод зонда". Этот метод состоит в следующем: испытуемому предъявляют для запоминания ряд цифр (например, 16 цифр). Шестнадцатая цифра уже встречалась среди остальных пятнадцати, и она используется в качестве "зонда". Испытуемого просят припомнить цифру, которая следовала за первым появлением цифры-зонда (при втором появлении цифра-зонд сопровождается звуковым сигналом, указывающим на то, что эта цифра последняя в ряду, — чтобы испытуемому не приходилось считать цифры).

Испытуемому может быть зачитан, например, следующий ряд

1 4 7 9 5 1 2 6 4 3 8 7 2 9 0 5*

(здесь звездочка обозначает звуковой сигнал). Испытуемому задают вопрос: "Какая цифра следовала за цифрой 5 при ее первом появлении?" Верным ответом будет "единица". В этих экспериментах важно выяснить зависимость среднего процента правильных ответов, т. е. правильных припоминаний цифры, следующей за первым появлением зонда, от числа цифр между первым предъявлением этой цифры и ее воспроизведением (после цифры-зонда со звуковым сигналом). В приведенном примере таких промежуточных цифр (включая цифру-зонд) было десять. Этот метод позволяет изучать припоминание в его прямой зависимости от числа промежуточных цифр, которые принимаются здесь за интерферирующие единицы.

Для того чтобы исследовать влияние "чистого" времени, следует ввести еще один переменный фактор: можно варьировать скорость предъявления цифр (скажем, от четырех цифр в секунду до одной в секунду). Это позволяет независимо изменять время и число интерферирующих единиц. Иными словами, мы можем теперь раздельно изучать влияние двух факторов - количества времени между первым и вторым появлениями цифры-зонда и числа интерферирующих единиц.

Значение этого станет более ясным, если мы посмотрим, каких результатов следует ожидать исходя из гипотезы угасания и из гипотезы интерференции. Если верна гипотеза угасания, припоминание должно зависеть от прошедшего времени и не зависеть от числа промежуточных цифр. А это означает, что разная скорость предъявления приведет к разной эффективности припоминания при данном числе промежуточных элементов, так как время, протекающее между первым и вторым появлением цифры-зонда, будет зависеть от скорости предъявления цифр. Представив влияние этого времени на процент правильных ответов в виде графика, мы получим кривую, изображенную на рис. 6.5, А. Это гипотетическая кривая, основанная на предположении, что забывание происходит постепенно, как функция времени, независимо от числа промежуточных цифр, предъявляемых на протяжении этого времени (поэтому при обеих скоростях предъявления результаты одинаковы, хотя для любого данного периода времени большая скорость соответствует большему числу интерферирующих элементов, чем малая). На рис. 6.5, Б те же данные представлены несколько иначе: по оси абсцисс отложено число промежуточных элементов. Такая кривая означает, что число элементов само по себе не определяет забывания; при таком построении графика забывание тоже зависит от времени, соответствующего данному числу элементов и зависящему от скорости их предъявления.

Рассмотрим теперь предсказания гипотезы интерференции, согласно которой главным фактором, определяющим забывание, служит число цифр, предъявляемых в промежутке между первым и вторым появлением зонда. Эти предсказания тоже можно графически изобразить двумя способами (рис. 6.5, В и Г). На рис. 6.5, В представлены гипотетические данные, основанные на предположении, что припоминание зависит от числа промежуточных элементов и не зависит от скорости их предъявления. Рис. 6.5, Г показывает, что если построить график зависимости тех же данных от времени, то мы получим две разные кривые для двух скоростей предъявления, так как при этих двух скоростях за любой данный промежуток времени будет предъявлено разное число элементов (при высокой скорости больше, чем при низкой).

Для того чтобы выяснить, какая же из двух гипотез верна, мы сравним эти предсказания с экспериментальными данными, представленными на рис. 6.6. Эти данные говорят в пользу гипотезы интерференции. При обеих скоростях предъявления забывание определяется числом цифр, отделяющих первое появление припоминаемой цифры от ее воспроизведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]