Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экология Влад

.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
08.02.2016
Размер:
62.31 Кб
Скачать

Можжевеловые стланники некоторые исследователи выделяют в самостоятельный высотный пояс растительности, так называемую верхнюю кустарниковую границу леса. По мнению Е.В.Вульфа, можжевеловое редколесье здесь вторично и возникло на местах вырубленных лесных участков.

Слабая естественная облесенность крымской яйлы привлекала внимание многих ученых, начиная с ее первых исследователей. Одни считали безлесье извечным, другие, наоборот, доказывали его современное происхождение и объясняли многими причинами: влиянием климата—его изменением во времени (А.Реманн, П.Кеппен, В.Аггеенко, Н.Гольде), крутизной склонов, абсолютной высотой, развитием карстовых процессов и форм (М.Энгельгард, Ж.Парро, Д.Литвинов, А.Шугуров, А.Крубер), сильными ветрами, сухостью почвы или, напротив, чрезмерной ее влажностью (X.Стевен, Г.Танфильев, А.Крубер), отсутствием естественного лесовозобновления (М.Вагнер), чрезмерной и длительной хозяйственной деятельностью человека (Н.Гольде, Н.Буш, В.Талиев, А.Крубер, А.Яната, Е.Вульф и многие другие).

Большинство участников дискуссии сходилось на том, что современное состояние яйлы во многом определилось интенсивной многовековой эксплуатацией ее человеком. Это привело к тому, что площадь лесов сокращалась, а обнаженных известняков — увеличивалась за счет уничтожения травянистого и почвенного покрова. «На каменистых выпасах яйлы камни как бы стараются занять все пространство поверхности и отнять возможность расти у жалкой тощей растительности, беспощадно уничтожаемой овцами. Там происходит непрерывная борьба камня и овец с растительностью»,— отметил в 1915 г. инспектор сельского хозяйства К.Даль. На нижнем плато Чатыр-Дага он насчитал 26 голов овец на гектар при норме 2,5. В настоящее время здесь разрешен ограниченный выпас скота и только для одного совхоза «Перевальный».

Ясность в упомянутую дискуссию внесли современные исследования, основанные на методе спорово-пыльцевого анализа почвенных разрезов. «Сущность этого метода,— пишут А.Т.Артюшенко и В.Г.Мишнев в своей книге «История растительности крымских яйл и прияйлинских склонов в голоцене»,— заключается в определении и регистрации под микроскопом пыльцы и спор, выделенных из образцов осадочных пород. Оболочка подавляющего большинства пыльцы и спор, репродуцируемых высшими растениями, обладает очень большой стойкостью. Она не разрушается под химическим и физическим воздействиями и мало минералнзуется. Попадая на поверхность суши, болота или водную поверхность, пыльца и споры захороняются, переходя в ископаемое (фоссильное) состояние, в котором они могут находиться сотни и тысячи лет» (1978, с. 19).

На основе полученных данных авторы пришли к выводу, что современное безлесье яйлы сложилось исторически; на протяжении голоцена большие площади крымской яйлы, в том числе и Чатыр-Дага, были заняты степной и отчасти луговой растительностью. В какой-то мере это подтверждают и палеозоологическне находки: на яйле, в отложениях карстовых полостей, обнаружены кости животных преимущественно открытых пространств — таких, как сайга, саблезубый тигр и других.

Таким образом, на протяжении почти 10 тыс. лет яйла не была покрыта лесом. Причина — неблагоприятные для его произрастания климатические условия. И только в защищенных местах, какими являются карстовые воронки и основания уступов, можно встретить небольшие по площади участки леса.

Рассказ о «старожилах» Палат-горы завершим знакомством с представителями фауны Чатыр-Дага. Всех их можно увидеть, если идти спокойно, без шумных разговоров, с частыми остановками. На склонах и плато встречаются большинство обитателей горно-лесной зоны Крыма: благородный олень, косуля, дикий кабан. На нижнем плато они частые гости летом и осенью, зимой спускаются к подножию массива. Многочисленна здесь горно-крымская лисица, эндемичный подвид, отличающийся от обыкновенной меньшими размерами и более ярким мехом. На склонах, среди каменных развалов, обитает куница каменная — шустрый и осторожный зверек, селится храбрая ласка. Почти все 18 видов рукокрылых, зарегистрированных в Крыму, используют пещеры и гроты Чатыр-Дага под постоянные и. сезонные убежища. Чаще других в карстовых полостях можно видеть большого и малого подковоносов, остроухую ночницу, вечерницу рыжую. Дикие сизые голуби давно облюбовали карстовые шахты и колодцы. Гнезда свои они устраивают прямо на полу или на каком-либо уступе. Потревоженные, птицы стремительно, с шумом вылетают из жерла колодца и взмывают в небо.

ЗАГАДКИ ЧАТЫР-ДАГА

Нет такого уголка земли, где не таились бы загадки. Пытливый ум найдет их повсюду. Именно потому, что человек задает вопросы: почему, зачем, как — развиваются цивилизации. Немало тайн хранит и седой Чатыр-Даг. О некоторых из них, разгаданных и еще не разгаданных, мы расскажем в этой главе. Так как сам Чатыр-Даг является величественным памятником гигантским силам, формирующим рельеф, большинство этих загадок будет связано с геологией.

Итак, загадка первая. В некоторых карстовых воронках северо-западной части нижнего плато можно увидеть рыжевато-бурые и красно-бурые галечники, состоящие из кварцевой гальки и красных песчанистых глин. Они резко выделяются на общем светло-сером фоне известняков. И хотя мощность слоя галечников иногда достигает 10—12 м (обычно до 1 м), это чуждый здешним местам материал. Откуда же взялась эта галька, россыпью лежащая на тропах, иногда заполняющая карстовые воронки?

На этот счет высказывалось много предложений. Одни исследователи склонялись к тому, что гальку оставило наступавшее с севера обширное сарматское море, которое 13— 14 млн. лет назад плескалось у подножия верхнего плато. Другие — что галечники образовались из местных известняков в результате растворения вмещающей их породы. Третьи полагали, что их принесли сюда ледники с южных, ныне не существующих гор. К сожалению, ни одно из предположений не опиралось на достоверно установленные факты.

Сотрудники Симферопольского госуниверситета Н.И.Лысенко и Г.Е.Гришанков выдвинули оригинальную и в то же время обоснованную гипотезу: галька снесена с возвышенностей, которые когда-то находились там, где сейчас располагается Центральная котловина Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства. Эти возвышенности были сложены конгломератами, по составу очень похожими на галечники Чатыр-Дага. По мнению Н.И.Лысенко и Г.Б.Гришанкова, снос произошел довольно давно — около 10 млн. лет назад. Единственная неувязка гипотезы заключалась в том, что галечники заполняют более молодые по сравнению с указанным возрастом воронки. Профессор Симферопольского университета В.Н.Дублянский, соглашаясь с. Н.И.Лысенко и Г.Е.Гришанковым, внес небольшую, но существенную поправку. По его мнению, много миллионов лет назад галечники мощными потоками воды были действительно принесены с запада на нижнее плато Чатыр-Дага и сплошным чехлом покрыли тогда еще ровную его поверхность. Затем, в результате развития рельефа, образовались многочисленные поверхностные карстовые формы. И только после этого воронки — при особо благоприятных условиях — заполнились галечниками. А большая их часть вообще была снесена вниз потоками воды, которые прошумели на массиве, оставив лишь безводные в настоящее время долины — безмолвные памятники буйства вод на нижнем плато. Таким образом, гипотеза Лысенко и Гришанкова приобрела должную стройность. Но загадка эта, как нам кажется, может иметь и другие решения.

Загадка вторая. Вход в пещеру Эмине-Баир-Хосар на северном склоне Чатыр-Дага образовался в результате обрушения свода над одним из верхних залов этой полости. Многие ее залы, как мы уже писали, поражают изумительными натечными образованиями. Это красивейшая пещера не только Крыма, но и Советского Союза. Однако внимание карстологов она привлекает не только этим. Пещера наклонена не на север, к Аянскому источнику, который служит как бы выпускным клапаном более чем трех четвертей всех подземных вод массива, а на юг и юго-запад. Получается, что в древности воды, проработавшие пещеру, текли на юг. Но это противоречит основным законам гидравлики и всем известным геологическим фактам. Такая ориентировка ходов этой пещеры и некоторых других на Чатыр-Даге до сих пор остается геологической загадкой.

Третья загадка. За последние два миллиона лет антропогенового, или, как его раньше называли, четвертичного периода на земле было несколько оледенений, охватывавших северные части Американского и Евроазиатского материков. Во время самых мощных из них льды достигали широт нынешних Киева и Волгограда, чуть ли не сплошным покровом лежали в Альпах и па Кавказе. Многие ученые, работавшие в Крыму, так или иначе касались вопроса о возможном оледенении гор полуострова. При этом мнения, как часто бывает в начальной стадии дискуссии, разделились на прямо противоположные. Однако, как у сторонников оледенения, так и у тех, кто отвергал его, не было главного — неопровержимых фактов. Окончательного ответа на этот вопрос и до сих пор нет. Но в последние годы именно на Чатыр-Даге были обнаружены следы, оставленные в Крымских горах, незначительными локальными ледниками четвертичного периода. Об этом на страницах газеты «Крымская правда» в 1980 г. рассказали В.Г.Ена и Н.И.Лысенко. На северном склоне Чатыр-Дага в одном из понижений верховий реки Аян ученые обнаружили скопления известняковых валунов. По их мнению, это свидетельство того, что сюда дотянулся небольшой ледниковый язык, сползавший по северному склону Чатыр-Дага, и что именно здесь проходила естественная граница таяния льда. Предположения авторов заметки о локальном незначительном оледенении Крымских гор хорошо согласуются с некоторыми другими фактами и, по-видимому, являются правильными. Здесь мы просто подчеркиваем, что именно Чатыр-Даг дал доказательства этого утверждения.

Загадка четвертая. Представьте, что вы находитесь на Чатыр-Даге в жаркий августовский полдень. Палящий зной льется с такого близкого неба. Все живое попряталось в тени. Даже в лесу не укрыться от солнца и трудно поверить, что под вами на глубине 20—30 м лежат массивы голубоватого льда. Откуда он взялся здесь, в карстовых полостях? О том, что в горах Крыма есть пещеры со льдом, известно давно. До 1958 г. в литературе о карсте полуострова упоминалось о существовании семи колодцев-ледников. В 1958—1964 гг. сотрудники Института минеральных ресурсов (Симферополь) изучили свыше 800 подземных карстовых полостей, в их числе — 36 с постоянными скоплениями льда и снега. 10 из них находятся на Чатыр-Даге, что значительно больше, чем на других яйлах, где леса занимают меньшую площадь, а среднегодовая температура воздуха на 2—4° выше.

Пещерам-ледникам посвятил одну из глав своей знаменитой книги «Карстовая область горного Крыма» А.А.Крубер. Он подробно рассмотрел общие условия образования льда в пещерах, отбросив существовавшие в то время теории некоторых авторов. Одни из них считали, что лед образуется в результате переохлаждения просачивающейся через капиллярные трещины воды, другие связывали этот процесс с испарением воды внутри пещеры, третьи утверждали, что лед сохранился со времен ледниковой эпохи.

Крубер доказал, что лед может образовываться и сохраняться в изолированных мешкообразных пещерах, дальний конец которых направлен книзу, а при особо благоприятных условиях — и в проходных пещерах (с двумя или тремя входами). Самые значительные объемы льда на Чатыр-Даге обнаружены в двух хорошо известных карстовых шахтах: Бездонной — 25 м куб. и Хабази — 60 м куб. В большинстве карстовых полостей, о которых мы рассказываем, лед и снег никогда полностью не стаивают, но площадь и мощность их могут резко сокращаться.

Как же образуется лед? Если полость имеет мешкообразную форму, то на участках, расположенных ближе к входному отверстию, лед формируется главным образом за счет офирнования снега, а на более отдаленных участках — при замерзании воды, просочившейся через породу или затекшей через вход. Лед может быть покровный, устилающий полы пещер на большой площади, реже встречаются коры оледенения — на стенах карстовых шахт. В шахте Хабази, например, площадь таких кор 30—40 м кв., толщина 10 см. Нередко встречаются крупные ледяные сталактиты и сталагмиты, иногда они срастаются в удивительной красоты колонны высотой до 9 м. На стенах некоторых пещер-ледников можно увидеть тонкие корочки льда, крупные кристаллы, бриллиантами вспыхивающие в свете фонаря. Это лед так называемого атмогенного происхождения. Он возникает в результате сублимации, когда пары воды, принесенные наружным воздухом, в переохлажденной пещере превращаются в лед.

Происхождение пещерных льдов уже разгадано, но есть еще много неясностей в динамике их формирования. Выяснить это — задача будущих исследований.

Загадка пятая. Возле шахты «Ход конем» внимательный глаз отыщет среди камней и травы белую слабо различимую полосу — огромную жилу кальцита. Прямо на земле здесь можно подобрать отколовшиеся от нее хрупкие кристаллики. Не только на Чатыр-Даге, но и на Караби-яйле такие жилы не редкость. Ширина их достигает 12 м, длина — от десятков метров до нескольких километров, в глубь земли они уходят на 100—200 м. Приглядевшись, заметим, что жилы эти вытянуты вдоль понижений рельефа, так как кальцит разрушается быстрее, чем окружающая порода. Вдоль жил расположены цепочки воронок, около них нередки глубокие (до 200 м) карстовые шахты.

В начале 80-х годов Ю.В. и В.Н.Дублянские (Дублянский Ю.В., Дублянский В.Н. Образование гидротермокарстовых полостей//Пещеры: Типы и методы исследований.—Пермь: Перм. ун-т, 1984.— С. 37—41.) занялись изучением кальцитовых жил, которые, как оказалось, приурочены к крупным разломам земной коры и образовались давно, 25—26 млн. лет назад. Тогда, объясняют исследователи, из глубин горных массивов к поверхности земли поднимались гидротермальные растворы — сильно минерализованные жидкости, насыщенные углекислым газом, нагретые до температуры 200—300°. Чем ближе к поверхности, тем больше углекислого газа улетучивалось из раствора. Казалось, должно было начаться осаждение кальцита, но из-за одновременного охлаждения раствора этого не происходило. Наоборот, на сравнительно небольших глубинах (250—500 м) раствор приобретал способность активно растворять известняк, поэтому здесь образовались так называемые гидротермальные карстовые полости. Только уже в приповерхностной зоне из продолжающего подниматься раствора активно, нарастающими темпами откладывался кальцит; так образовались кальцитовые жилы, которые мы видим сейчас на поверхности. Те из них, что расположены ближе к очагу древнего вулканизма, возникли при температуре гидротермальных растворов 230—100°. Остальные кальцито-проявления горного Крыма сформировались при температуре растворов 76—28°.

В далекие времена, отделенные от нас десятками миллионов лет, произошло довольно редкое совпадение нескольких явлений. Во-первых, оживилась в глубинах палеогор Крыма гидротермальная деятельность; во-вторых, происходило медленное поднятие известняковых массивов, сопровождавшееся образованием крупных трещин и разломов; в-третьих, темпы этих процессов примерно совпадали. Трещины в зоне разломов постепенно заполнялись кальцитом. Так что каждая жила состоит из множества трещин, возникших в разное время и заполненных кальцитом из гидротермальных растворов.

Гипотеза Дублянских очень убедительна и дает достаточно полный ответ на вопрос о возникновении этих удивительных природных образований.

Здесь перечислены лишь некоторые загадки Чатыр-Дага. Чтобы рассказать обо всех, понадобилась бы отдельная большая книга.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]