
3.3. Сибирская язва.
Сибирская язва – это инфекционное заболевание, вызываемое Bacillus anthracis, типичный зооноз.
История
Сибирская язва как инфекционная болезнь животных была известна с давних времен. Еще в Библии описана болезнь, симптомы которой напоминают сибирскую язву. Со времен Гомера, Галена, Цельса и Виргилия, болезнь фигурирует под названием «священный огонь» (ignis sacer) или «персидский огонь» (ignis persicus).
Первые сообщения о сибирской язве в России можно найти в Никоновской летописи (979 г.). в связи с сильными эпизоотиями в 1640 г. вышел царский указ, запрещавший снимать шкуры с павших животных, а трупы закапывать глубоко в землю. С. С. Андриевский, изучавший заболевание во время эпидемии на Урале (1786-1788 гг.), дал ему название «сибирская язва», а в 1788 г. путем самозаражения доказал единство этиологии сибирской язвы у людей и животных. Возбудитель впервые описали Поллендер, Брауэлл (1849 г.) и Давэн (1850 г.). Чистую культуру возбудителя получил Кох (1876 г.), а в 1881 г. Пастер предложил живую вакцину для иммунопрофилактики заболевания. В связи с монополизацией ее производства Пастеровким обществом, Л. С. Ценковский независимо создал отечественную живую вакцину. В России первым чистую культуру микробов получил в 1882 г. Б. К. Высокович. В 1902 г. Асколи разработал диагностическую реакцию преципитации, широко используемую на практике.
Таксономия
Семейство – Bacillaceae
Род – Bacillus
Вид – Bacillus anthracis
Морфология
Крупная толстая палочка с закругленными концами (при образовании цепочек – с обрезанными под прямым углом концами), размер 5-10*1-2 мкм, жгутики отсутствуют, грамположительная, споры окрашиваются по методу Ожешко в красный цвет, капсула выявляется по методу Бурри-Гинса. В клиническом материале распола
гается парами или в виде коротких цепочек, окруженных общей капсулой; на питательной среде образует более длинные цепочки, морфология палочки меняется – они слегка утолщены на концах и образуют сочленения («бамбуковая трость»). Обработка культур пенициллином приводит к разрушению клеточной стенки и образованию цепочек, состоящих из протопластов («жемчужное ожерелье»). Образуют капсулу, состоящую из полипептида, соединенного с молекулами Д - глутаминовой кислоты. Формируют центрально расположенные эндоспоры, для чего необходимы кислород и температура (12-42оС), в живом организме и невскрытых трупах спор не образует.
Возбудитель встречается в 4 формах:
Вегетативная (безкапсульная) – при культивировании на средах не содержащих кровь или сыворотки;
Капсульная – в организме людей и животных, на средах с добавлением крови и сыворотки;
Споровая – при длительном хранении на питательных средах и во внешней среде при доступе свободного кислорода;
L – форма (протопласт).
Культуральные свойства
Факультативный анаэроб или аэроб. Хорошо растет на обычных питательных средах, температура 35-37оС, рН 7,2-7,6. Через 17-24 часа образует R- форму колоний – беловато-сероватые крупные зернистые колонии, типичными считают характерные волокнистые колонии «голова Медузы» или «львиная грива». На сывороточном и кровяном агарах, а также на свернутой лошадиной сыворотке растет в виде гладких прозрачных колоний (S-форма), тянущихся за петлей. При культивировании в микроаэрофильных условиях образует гладкие (S), слизистые (M) или смешанные колонии (SM). На бульоне при 32-33оС растет в виде ватных хлопьев, взвешенных комком, не вызывая помутнения среды, при встряхивании бульон не мутнеет, осадок разбивается на мелкие хлопья. В молоке растет быстро, свертывая его с последующей пептонизацией за 3-5 сут. Дает характерный рост при посеве уколом в желатин («перевернутая елочка»), позднее верхний слой желатина разжижается, образуя воронку. Bacillus anthracis хорошо размножается в 8-12 суточных куриных эмбрионах, вызывая их гибль через 2-4 дня. На кровяном агаре гемолиза не дает или дает слабый гемолиз в поздние сроки.
Биохимическая активность
Ферментирует глюкозу, мальтозу, сахарозу, трегалозу, фруктозу до кислоты без газа; гидролизует крахмал, свертывает и пептонизирует молоко, образует ацетилметилкарбинол (положительная реакция Фогеса-Проскауэра) и лецитиназу; образует сероводород и аммиак; восстанавливает нитраты в нитриты; разжижает желатин. В отличие от сапрофитов лишены фосфатазы. В связи с окислением тирозина накапливают бурый пигмент.
Антигенная структура
О - соматический антиген – группоспецифический, полисахарид клеточной стенки, состоит из Д-галактозы и N-ацетилглюкозамина, термостабильный, не обладает токсигенными и иммуногенными свойствами, длительное время сохраняется в культуре, не разрушается при кипячении, на его обнаружении во внешней среде и трупном материале основана реакция кольцепреципитации по Асколи.
К - антиген – видоспецифический, полипептидный, обуславливает антифагоцитарную активность лейкоцитов. По антигенным свойствам выделяют один серотип
Протективный антиген – белковый токсин – обладает выраженными иммуногенными свойствами, т.к. к нему образуются антитела, обладающие защитными свойствами.
Факторы патогенности
Токсин – экзотоксин – имеет сложную структуру: включает протективный антиген, летальный фактор и отечный фактор.
Протективный антиген – взаимодействует с мембранами клеток и опосредует проявление активности других компонентов
Летальный фактор – проявляет цитотоксический эффект и вызывает отек легких
Отечный фактор – проявляет эффект кальмодулиннезависимой аденилатциклазы и повышает концентрации цАМФ, вызывая развитие отеков.
Эти компоненты по отдельности токсическое действие не проявляют. Синтез компонентов контролируется плазмидой рХ01 – которая состоит из 3-х генов:
Ген суа – фактор отечности, контролирует синтез аденилатциклазы;
Ген pag – протективный антиген;
Ген – lef – летальный фактор.
Ферменты – протеазы, обеспечивающие инвазию, приводят к деструкции тканей и обменных процессов; каталаза.
Структурные и химические компоненты:
капсула участвует в адгезии, защищает от действия вне- и внутриклеточных продуктов фагоцитов и препятствует поглощению бактерий; капсула – важный фактор вирулентности;
Синтез капсулы контролируется плазмидой рХ02.
споры – обеспечивают длительное сохранение во внешней среде.
Резистентность
Вегетативные формы малоустойчивы – при 60оС – 15 мин., 100оС – насколько секунд, споры - очень устойчивы во внешней среде: при 100оС – более 1 часа, сухой жар при 140оС – 2-3 часа; 10% раствор формалина и 5% раствор карболовой кислоты – 6-8 часов. Чувствительны к стрептомицину, левомицетину и другим антибиотикам. Споры десятилетиями сохраняются в почве, в шкурах зараженных животных 4 и более месяцев.
Эпидемиология
Типичный зооноз; среди животных наиболее восприимчивы травоядные, но отмечены случаи заболевания среди зайцев, кошек и собак; у человека носит выраженный профессиональный характер (с/х работники, работники боен, шерстобиты и щеточники). Животные заражаются при заглатывании спор во время выпаса или при поедании загрязненных кормов. У животных преобладают кишечная и септические формы. Больные животные выделяют сибиреязвенные палочки с мочой и испражнениями. Человек заражается при контакте с инфицированным материалом (непрямой контактный путь), при употреблении в пищу мяса больных животных (алиментарный путь), при вдыхании возбудителя (пути – воздушно-капельный и воздушно-пылевой), возможен трансмиссивный путь передачи возбудителя через слепней и мух-жигалок.
Сезонные подъемы заболеваемости связаны с пастбищным содержанием животным.
Значительную эпидемическую опасность носит представляют скотомогильники, особенно если трупы животных, павших от сибирской язвы были зарыты без надлежащих предосторожностей.
Инкубационный период составляет 2-6 сут. При всех формах болезни возможно развитие диссеминированной инфекции с бактериемией и менингитом, приводящей к смерти.
Кожная форма – летальность 5%. Во входных воротах сначала больные отмечают усиливающийся кожный зуд, затем появляется красноватое пятно, быстро трансформирующееся в папулу медно-красного цвета. Через несколько часов на месте папулы образуется везикула диаметром 2-3 мм; ее содержимое сначала имеет серозный характер, затем становится темным, кровянистым (pustule maligna); из-за сильного зуда больные часто срывают везикулу, либо она лопается сама, и на ее месте образуется струп, быстро чернеющий или увеличивающийся в размерах. Характерно формирование дочерних пустул, проходящих все этапы развития и сливающихся в один коричнево-черный струп с твердой как бы обгорелой коркой, что определило более известное название – углевик (от греч. – anthrax – уголь). Струп окружает инфильтрат в виде багрового вала; как правило присоединяется отек. При ударе перкуссионным молоточком в области отека наблюдается студневидное дрожание (признак Стефановского), этот признак рассматривают как диагностический. При пальпации отсутствуют болевые ощущения.
Легочная форма – развивается при ингаляции спор и протекает крайне тяжело; заболевание также и известно как болезнь сортировщиков шерсти. После короткого инкубационного периода нарастают чувство стеснения в груди, насморк, слезотечение, резко поднимается температура (40оС), развивается пневмония, чаще по типу отека легких; в мокроте выявляется большое количество микробов. Смерть наступает на 2-3 сутки вследствие сердечно-сосудистой недостаточности.
Кишечная форма – характеризуются разнообразной клинической картиной; у одних больных симптомы поражения ЖКТ, у других – общая интоксикация. Общие проявления – повышение температуры тела, рвота и диарея с кровью, боли в животе, геморагии и вторичные пустулы на коже. Смерть наступает через 3-4 дня при явлениях прогрессирующей сердечной недостаточности.
Частые осложнения всех форм заболевания – бактериемии и вторичные инфекции (менингит).
Иммунитет
Основная роль в формировании иммунитета принадлежит фагоцитарной функции макрофагов, антитоксическим антителам и протективному антигену – антимикробный и антитоксический напряженный. Возможны повторные заболевания. Развивается состояние ГЗТ.
Микробиологическая диагностика.
Исследуемый материал – содержимое везикул, пустул, отделяемое карбункулов, язв, тканевой выпот, мокрота, кал.
Бактериоскопический метод – окраска по Граму, РИФ, Ожешко, Бурри-Гинсу.
Бактериологический метод – выделение чистой культуры и идентификация.
Серологический метод – РПГА, реакция Асколи.
Биопроба – заражение морских свинок, белых мышей, всрытие, посев на питательные среды, РИФ.
Аллергологический метод – проба с антраксином.
Биохимический и молекулярно-биологический метод – ПЦР.
Иммунохимическое исследование – обработка мазка противокапсульной сибиреязвенной сывороткой, а затем флюоресцентной сывороткой (наблюдается желто-зеленое свечение).
Профилактика и лечение
Специфическая профилактика – живая сухая вакцина СТИ (высушенная взвесь живых бескапсульных микроорганизмов). Вводится накожно. Вакцинация по эпидпоказаниям (в феврале - марте). Ревакцинация через год. Комбинированная вакцина (СТИ и протективный антиген, преципитированный гидроокисью алюминия) дает лучший защитный эффект.
Неспецифическая профилактика:
Изоляция больных и подозрительных животных;
Сжигание трупов погибших животных и зараженных объектов;
Обеззараживание мест стоянок больных животных;
Очистка водопоев;
Осушение заболоченных участков;
При невозможности сжигании трупов их зарывают на сухих и пустынных участках, глубина ямы не менее 2 м, труп кладут на толстый слой хлорной извести и ею же засыпают сверху (10 см).
Санитарный надзор за предприятиями перерабатывающие животное сырье. Все поступающее сырье проверяют в реакции термопреципитации по Асколи. Меховые изделия изготовляют лишь из сырья, давшего отрицательную реакцию Асколи.
Специфическое лечение – противосибиреязвенная сыворотка, сибиреязвенный иммуноглобулин.
Неспецифическое лечение – пенициллин, тетрациклин, стрептомицин.