Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гигиена.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
13.07.2015
Размер:
163.33 Кб
Скачать

Содержание.

1. Влияние на здоровье населения природного химического состава воды и химических примесей антропогенного и техногенного происхождения. Понятие о естественных и искусственных биогеохимических провинциях. 3

2. Специальные методы улучшения качества воды (фторирование, обесфторивание, обезжелезивание, дезодорация). 5

3. Классификация шума по механизму образования, частотному и спектральному составу, по временным параметрам действия. 8

4. Профессиональные пылевые заболевания органов дыхания как один из основных видов проф. патологии (пневмокониозы, хронический пылевой бронхит, бронхиальная астма, рак лёгких). 9

5. Природный химический состав атмосферного воздуха и гигиеническое значение отдельных его компонентов. 10

6. Гигиеническое значение движения воздуха. Нормирование в помещениях аптечных учреждений. 12

7. Научные основы рационального питания. 13

8. Гигиеническая характеристика основных технологических процессов в ХФП. 14

9. Методы контроля эффективности дезинфекции в помещениях аптек. 17

10. Гигиенические требования к земельному участку, отводимому под строительство аптеки, контрольно-аналитической лаборатории, аптечного склада, требования к его планировке. 17

Список литературы. 21

1. Влияние на здоровье населения природного химического состава воды и химических примесей антропогенного и техногенного происхождения. Понятие о естественных и искусственных биогеохимических провинциях.

Резкий дефицит или избыток элементов в среде приводит к заболеваниям растений, животных, человека. Такие болезни А. П. Виноградов назвал биогеохимическими эндемиями, а районы их распространения – биогеохимическими провинциями. Биогеохимические эндемии чаще всего возникают от избытка или недостатка микроэлементов. Микроэлементы – это элементы, содержание которых в почвах, водах, растениях не превышает обычно 10-3 - 10-4%, это могут быть и катионы, и анионы, металлы и не металлы. Зачастую к ним относится и группа элементов, получивших название тяжелых металлов. Тяжелыми металлами называют те элементы, которые имеют атомную массу выше 50 единиц. Нередко считают, что тяжелые металлы неизбежно токсичны. Такое мнение в отечественной литературе появилось, по-видимому, в начале 70-х годов ХХ века, хотя К. К. Гедройц еще в 20-е годы установил, что насыщение почвенного поглощающего комплекса некоторыми из таких элементов приводит к полной гибели высеваемых растений. Иными словами, микроэлементы в больших количествах действительно токсичны. Но хорошо известно, что марганец, медь, цинк, кобальт, никель, молибден и другие тяжелые металлы в малых концентрациях необходимы всем живым организмам.

Неоднородность биосферы в наибольшей степени проявляется именно по содержанию тяжелых металлов. По мнению В. В. Ковальского, для исследования гетерогенности биосферы требуется изучение больших областей Земли, целых материков, где можно было бы наблюдать реакции организмов. Диапазон содержания тяжелых металлов в природе очень велик. Например, по данным В. В. Ковальского, в почвообразующих породах содержание меди различается в 34 – 68 раз, цинка – в 25 – 170 раз, кобальта – в 2000 раз, марганца – в 20 раз, стронция в 200 раз, молибдена – в 5 раз.

Как считал В. В. Ковальский, эти примеры свидетельствуют о геохимической неоднородности, мозаичности биосферы. При этом живые организмы поглощают из среды все доступные химические элементы, образующие растворимые соединения, или активно превращают все нерастворимые соединения в доступные формы.

В связи с этим В. В. Ковальский ставил вопрос о том, что химический состав организмов, несмотря на присущий им гомеостаз, должен меняться, организмы должны приспосабливаться. Отсюда следует, что в различных биогеохимических условиях должна проявляться химическая неоднородность живых организмов (одного вида). Химическая неоднородность жизни должна изучаться на различных уровнях её организации: биоценоз, популяция, на уровне вида организмов, на уровне органов, тканевом, клеточном молекулярном уровнях.

Отсюда, в частности, возникает необходимость биогеохимического районирования биосферы. В. В. Ковальский предложил выделять следующие биосферные таксоны: регионы биосферы, субрегионы биосферы, биогеохимические провинции.

Таксоны 1-го порядка – регионы биосферы, имеют по протяженности признаки почвенно-климатических зон или их сочетаний, они учитывают особенности биогеохимической пищевой цепи элементов питания, преобладающие реакции организмов на естественный химический состав среды или его техногенное изменение.

Таксоны 2-го порядка – субрегионы биосферы. Это, по сути, разделение регионов на части, характеризующееся географической непрерывностью, но биогеохимически они могут быть и неоднородны.

Таксоны 3-го порядка – биогеохимические провинции – это части субрегионов, отличающиеся определенными биогеохимическими, биохимическими, а иногда и морфологическими особенностями организмов. Термин «биогеохимическая провинция» был введен в науку в 1938 году А. П. Виноградовым.

Биогеохимическая провинция – это область на поверхности Земли, отличающаяся содержанием химических элементов в почвах, водах и других средах. Причём содержание этих элементов может быть выше или ниже биологического оптимума.

В. В. Ковальский дал не только принципы разделения территории, но и составил ряд карт и картограмм различных уровней организации биосферы, в том числе карту биогеохимических зон и провинций России. На ней он выделил районы распространения ряда заболеваний человека и животных, обусловленных биогеохимическими свойствами почв, вод. Крупные биогеохимические зоны он разделил на биогеохимические провинции двух видов:

Зональные провинции, которые соответствуют общим зональным характеристикам, но отличаются друг от друга концентрациями и соотношением химических элементов.

Азональные провинции – признаки их не соответствуют общей характеристике зоны, как правило, это – геохимические аномалии, связанные с рудопроявлением или техногенным загрязнением.

В настоящее время, когда природные и техногенные потоки веществ образуют единый техно-биогеохимический поток, многие ученые объединяют биогеохимические, техногенные и геохимические аномалии в техно-биогеохимические провинции.

На территории СНГ выявлены и изучены биогеохимические провинции с дефицитом йода в почвах и кормах; дефицитом и избытком фтора в питьевой воде; избытком бора в кормах; избытком и дефицитом меди в почвах, дефицитом кобальта и т. д. Развивая это учение, В. В. Ковальский сформулировал понятие о геохимической экологии – разделе биогеохимии и экологии. Геохимическая экология изучает взаимодействие организмов и их сообществ между собой и с геохимической средой.

В целом, в качестве обобщения, можно сформулировать следующие положения:

Биогеохимические провинции с пониженным содержанием отдельных элементов связаны с особенностями состава почвообразующих пород или интенсивным проявлением элювиального процесса.

Биогеохимические провинции с повышенным содержанием элементов формируются в расположении рудных месторождений, в районах аккумулятивных ландшафтов. Повышенные концентрации могут быть обусловлены выбросами крупных промышленных предприятий и загрязняющим влиянием мегаполисов.

Наряду с заболеваниями, вызванными загрязнениями окружающей среды, существуют заболевания, связанные с аномальным содержанием некоторых элементов в почве, водоемах той или иной географической зоны. Такие заболевания называются эндемическими.

А. П. Виноградов, развивая идеи В. И. Вернадского о роли элементного состава почвы и эволюции живых организмов, создал учение о биогеохимических провинциях.

В живых организмах, в том числе и в организмах людей, проживающих в этих провинциях, протекают специфические биохимические реакции.

В настоящее время твердо установлено, что недостаток определённых химических элементов в почве приводит, соответственно, к пониженному уровню этих элементов в организме людей, проживающих в данной местности, и к тем или иным заболеваниям.

Таким образом, существует тесная связь между живой и неживой природой. Обычно содержание элемента в живых организмах соответствует содержанию этого элемента в земной коре. Макроэлементы обладают оптимальными ионными и атомными радиусами, электронным строением для образования биомолекул. Их природные соединения хорошо растворимы в воде. Большую роль в жизнедеятельности организмов играют и микроэлементы. Так же, как и химические свойства, биологическая роль элементов зависит от их положения в периодической системе элементов Д. И. Менделеева. В живых организмах постоянно происходит обмен химических элементов. В таком обмене в основном принимают участие элементы с близкими физико-химическими характеристиками, такими, как ионные радиусы, энергия ионизации, соединений с биолигандами. При этом наблюдаются как случаи синергизма, так и антагонизма.