Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
86
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
135.17 Кб
Скачать

Характеристика психологического старения

Личностно-психологические изменения позднего возраста обусловлены взаимо­влиянием биологического и социального в биопсихосоциальной сущности человека. Доказано, что психическое старение тем гармоничнее, чем сохраннее физическое здоровье и благоприятнее социальные условия в старости. Определенное значение имеет и система ценностных ориентаций личности, сложившаяся в течение жизни, жизненный опыт, прошлая профес­сиональная деятельность, весь комплекс социокультурных факторов, этические и половые особенности. Успешному приспособлению к утрате активных социальных позиций способствует эмоциональная стабильность, свойственная человеку в среднем возрасте, и удовлет­воренность, которая дает возможность заниматься любимым делом.

Обычно психические изменения, наблюдающиеся у пожилых людей, связаны с процессами старения их центральной нервной системы. На психические изменения в также су­щественное влияние оказывает вся биологическая и психосоциаль­ная история предшествующих периодов жизни, приобретенные личностные качества, психические и социальные характеристики, составляющие жизненный опыт данного человека. Поэтому старческие изменения силы и подвижности психических процессов сугубо индивидуальны. Кроме того, отдельные психические функции, в том числе познавательные способности, зависят в большой степени от врожден­ных психических особенностей индивида, включая приобретенные знания, социальные роли, интеллектуальную деятельность, ее тре­нированность и т. д. Поэтому можно говорить лишь о вероятности, риске выявления такого снижения и возрастных из­менений основных психических функций, которые находят отра­жение в объективных показателях силы и подвижности интеллектуально-мнестических функций (памяти, внимания, мышления).

Снижение функции памяти, ассоциируемое со старением как одним из ее частых признаков, наблюдается не у всех старых лю­дей. Свыше 90 % людей в возрасте 65 лет и старше показывают лишь несущественные ухудшения памяти. Жалобы преста­релых на нарушения памяти обычно не соответствуют их реальной способности к запомина­нию. Расстройства памяти являются первым симптомом возрастных органических психозов позднего возраста, деменции (болезнь Альцгеймера). Различные функции памяти с возрастом понижаются неравномерно. В частности, отмечается непатологическое снижение когнитивных (познавательных) функций, при котором особенно страдает память на недавние события, тогда как долговременная память достаточно сохра­нена. Вполне нормальной является легкая забывчивость на име­на, цифры и даты, особенно недавних событий, поскольку оперативная память ухуд­шается быстрее по сравнению с кратковременной и объемом непо­средственной памяти. Ослабление запоминания имеет приспособительный характер, который приводит к преобладанию запоминания только логического и систематизированного материала.

У людей в возрасте до 80 лет при определенных условиях ухудшение памяти частично обра­тимо. Процесс старения памяти носит прерывистый характер с двумя периодами спада: 1) 60 - 70 лет и 2) после 80 лет. 70 - 80 лет — пери­од относительной стабильности. Существует феномен особой, эмоционально окрашенной обра­щенности пожилых людей к прошлому. Это непро­извольно возникающие в сознании пожилого человека воспомина­ния конкретного прошлого события, которое не имеет для него осо­бого значения. У здоровых пожилых имеется негативное соотно­шение между объемом таких воспоминаний и склонностью к депрессии.

В то же время более грубая забывчивость, например, когда пожилой человек забывает, уходя из дома, выключить плиту или закрыть дверь на ключ, говорит уже о психической патологии.

Интеллект. Старый человек, как правило, сохраняет свой интел­лект, и по данным многочисленных наблюдений, только у неболь­шого процента старых людей можно отнести ослабление его за счет возраста. Как правило, это период мудрости, когда рассудительность достигает полного расцвета и в то же время сохраняется социальная компетентность. Изменения интеллекта при старении весьма индивидуальны. Есть некоторые способности, которые стойки в процессе старения, не уменьшаются с возрастом и могут даже улучшаться. Речь идет о жизненном опыте, диапазоне знаний, практической сметке, способ­ности находить выход из трудного положения, владении иностран­ным языком и т. д.

Другие интеллектуальные способности более подвержены увяданию. У пожилых людей в норме несколько снижается скорость мышления и живость ума, что, впрочем, почти не сказывается на их повседневной дея­тельности. Ослабление усвоения новой информации и снижение памяти у стариков в значительной мере ком­пенсируется способностью ассоциативного мышления, возможно­стью использовать богатый жизненный опыт. Старение вызывает нарушение тех функций и способ­ностей, которые требуют «подвижной способности», быстроты ос­воения и действия. И наоборот, происходит улучшение действий, включающих использование накопленного опыта. Интеллект начинает снижаться на третьем десятилетии жизни и к 70 годам этот спад достигает примерно 70% от первоначального уровня. Обследование пожилых и стариков показало, что некоторое сни­жение интеллекта происходит, когда он был ограничен и в молодые годы. У людей, имевших в юности высокий исходный коэффициент интеллектуальности, снижение интеллектуальных функций начина­ется намного позже и менее выражено. При этом величина спада интеллекта с возрастом обратно пропорциональна его максимальному значению — чем выше пер­воначальный уровень интеллекта, тем слабее спад в пожилом воз­расте. Доказано, что интеллектуальная активность выступает в качестве одного из усло­вий, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза. У наиболее интеллектуальных людей вместо типичного спа­да часто наблюдается даже повышение уровня интеллекта с возрас­том. Успех в профессиональной деятельности, об­щая удовлетворенность жизнью и семейным положением создают хорошие предпосылки для сохранения интеллектуального уровня и его постоянства.

В характере пожилого человека отмечаются как негативные, так и положительные изменения. Мож­но нередко наблюдать умиротворенность, отход от мелочных инте­ресов жизни к осмыслению главных ценностей. Отрицательные характерологические изменения возникают как результат продолжения и усиления присущих людям в более молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, при­вносимыми самим процессом старения. Например, некоторые люди с тревожно-мнительными чертами становятся еще более мнительными, тревожными и подозрительными. Обыч­но пожилые люди с психопатическим поведением и в молодые годы обнаруживали черты психопатии.

Неблагоприятные проявле­ния характера пожилого человека чаше всего свидетельствуют о поражении его центральной нервной системы.

Эмоции человека — это его эмоционально окрашен­ное отношение к действительности и к самому себе, это совокуп­ность чувств, связанных с окружающими событиями.

Пожилые люди склонны к негативным эмоциям, в основе кото­рых лежат различные физиологические и социально-экономиче­ские факторы. Эти реакции порождают стресс, который в свою оче­редь ведет к снижению мозгового метаболизма. Возникает цереб­ральная ишемия, которая ускоряет гибель нейронов и усиливает степень психологической дезадаптации. У таких людей возникают бессонница, засыпание днем, неряшли­вость по отношению к себе или к дому и т.д.

В процессе нормального старения важна самооценка человека, которая во многом определяет его поведение. Самооценка — это то, что индивид значит сам для себя. В поздний период своей жизни люди вынуждены приспосабли­ваться не только к изменениям социальной ситуации, но и реагиро­вать на изменения в самих себе. В самохарактеристиках пожилых отмечается яв­ный перевес положительных качеств над отрицательными и нарас­тание некритичности к себе, например, неадекватность самооценки в сторону завышения, заметно обозначенную в позднем возрасте.

Выделяют два фактора такого повышения са­мооценки в пожилом возрасте. Первый связан с тем, что с возрас­том уменьшаются расхождения между реальным и идеальным «Я». Происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению своей жизнью. Второй фактор отно­сится к опыту взаимодействия пожилых с другими людьми. Пожилой человек обучен быть гибким. С возрастом появляется умение строить разные отношения с разными людьми. Это, в свою очередь, ведет к тому, что человек в позднем возрасте выстраивает устой­чивый круг общения и получает возможности для обретения помо­щи и поддержки. Весьма велика здесь роль социальной среды. Когда окружающие относятся к старому человеку с уважением, это укрепляет и повышает его собственное мнение о себе, такой человек склонен относиться к окружающему его миру более доброжелательно.

Своеобразие личности пожилого обусловлено не столько изменениями содержания его потребностей, сколько спе­цификой их иерархии. Для пожилого челове­ка характерно смещение ряда важных жизненных потребностей в определенном на­правлении. Так, ведущее положение в иерархии потребностей занимает потребность — избегать страданий. Потребность в любви и творче­стве, обычно играющие решающую роль в жизни человека, оттеснены и имеют незначительный удельный вес.

Творческая продуктивность в позднем возрасте может быть полностью сохранена. Однако, при достаточно высоком уров­не сохранности накопленных знаний и оперировании ими, снижается способность к усвое­нию нового и способность к адаптации. С предъ­явлением новых задач повышенной сложности нарушается привыч­ный стереотип умственной деятельности и может наступить ее упа­док и психическая декомпенсация. В то же время, известно мно­го примеров полной сохранности творческих возможностей до глу­бокой старости, что указывает на отсутствие строгой зависимости между увеличением возраста и снижением творческих способностей.

Личность пожилого человека может формироваться в двух противоположных направлениях. В связи с этим выделяют два основных личностных типа старости, отличаю­щихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудно­стями, отношением к миру и к себе, удовлетворённостью к жизнью. Предста­вители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют бу­дущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Занятие другим интересным делом, уста­новление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать своё окружение порождает удовлетворённость жизнью, и увеличивают её продолжительность.

У предста­вителей второго типа людей, вышедших на пенсию, развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности.

81