
- •Глава 4 Легочный кровоток и метаболизм
- •Давление в легочных сосудах
- •Давление, действующее на внешнюю поверхность легочных сосудов
- •Сопротивление легочных сосудов
- •Измерение легочного кровотока
- •Распределение легочного кровотока
- •Гипоксическая вазоконстрикция
- •Водный обмен в легких
- •Другие функции легочного кровообращения
- •Метаболические функции легких
Гипоксическая вазоконстрикция
Мы убедились в том, что в нормальных условиях сосудистое сопротивление и распределение легочного кровотока зависят главным образом от пассивных факторов. Однако при снижении Ро2 в альвеолярном воздухе наблюдается очень интересная активная реакция—сокращение гладких мышц стенок артериол в гипоксической зоне. Точный механизм этой реакции неизвестен, но показано, что она происходит в изолированных легких, следовательно, не зависит от центральной нервной системы. Поскольку даже отдельные иссеченные сегменты легочной артерии могут сокращаться при недостатке кислорода в окружающей их среде, можно предположить, что гипоксия оказывает местное действие на сами артерии. Была высказана гипотеза, согласно которой в ответ на недостаток кислорода клетки околососудистых тканей выделяют некие сосудосуживающие вещества, однако многочисленные попытки обнаружить такие вещества оказались безуспешными. Интересно, что гипоксическая вазоконстрикция зависит преимущественно от Ро2 в альвеолярном воздухе, а не в крови легочных артерий: при перфузии легких кровью с высоким Ро2 и понижении Рог в альвеолярном воздухе реакция сохраняется.
Возможно, гипоксия сосудистой стенки возникает в результате диффузии кислорода из нее в альвеолы, которые, как уже говорилось, очень тесно соприкасаются с мелкими легочными артериями, т. е. диффузионное расстояние при этом крайне мало (см. рис. 4.3). Зависимость стимул—реакция для гипоксической вазоконстрикции нелинейна. При изменениях Ро2 в области выше 100 мм рт. ст. сосудистое сопротивление меняется мало. Если же Рог в альвеолах падает ниже примерно 70 мм рт. ст., сужение сосудов бывает очень заметным, а при очень низких Ро2 местный кровоток может почти прекращаться.
Благодаря гипоксической вазоконстрикции уменьшает кровоснабжение плохо вентилируемых участков легких, появляющихся, например, в результате бронхиальной обструкции. Такое уменьшение улучшает общий газообмен. На большой высоте может наступать генерализовапное сужение легочных сосудов, приводящее к значительному повышению давления в легочной артерии и усилению работы правого сердца. Однако наиболее важна гипокснческая вазоконстрикция, вероятно, при рождении. Во время внутриутробного периода сопротивление легочных сосудов очень велико и через легкие протекает лишь около 15 % сердечного выброса (см. рис. 9.5). Частично это обусловлено именно гипоксической вазокон-стрнкцией. Когда после первого вдоха в альвеолы поступает кислород, сопротивление легочных сосудов вследствие расслабления гладких мышц резко падает и легочный кровоток мгновенно возрастает.
Обнаружены и другие активные реакции легочных сосудов. Так, они суживаются при низком рН крови—особенно в условиях альвеолярной гипоксии. Существуют также данные о слабом влиянии на эти сосуды вегетативной нервной системы: возбуждение симпатических нервоз приводит к повышению тонуса стенок легочных артерий н вазоконстрикции.
Водный обмен в легких
Альвеолярный воздух отделен от крови легочных капилляров слоем ткани толщиной лишь около 0,5 мкм (рис. 1.1). В связи с этим чрезвычайно важно предохранить альвеолы от переполнения жидкостью. Согласно принятым представлениям, обмен жидкостей через капитярпую стенку описывается законом Старлинга. Сила. под действием которой жидкость стремится выйти из капилляра, равна разности гидростатических давлений в нем и интерстициальной жидкости (Рс—Pi). Сила же, под действием которой жидкость стремится войти в капилляр, соответствует разности коллоидно-осмотических 1) давлений белков в плазме крови и интерстициальной жидкости (лс—лi). Последняя сила зависит также от коэффициента отражения (сигма), показывающего, насколько эффективно стенка капилляров препятствует прохождению белков. Следовательно, результирующий поток жидкости составит:
К[(Рс-Р) - a (Лc-Лi)],
где К—константа, называемая коэффициентом фильтрации.
К сожалению, на практике использование этого уравнения ограниченно, так как нам неизвестны многие входящие в него величины. Онкотическое давление в капиллярах составляет около 28 мм рт. ст. Гидростатическое давление в них, по-видимому, примерно соответствует средней величине между давлениями в легочных артериях и венах, однако у оснований легких оно значительно выше, чем у верхушек. Онкотическое давление интерстициальной жидкости неизвестно. В лимфе, оттекающей от легких, оно составляет около 20 мм рт. ст., однако в тканях, окружающих капилляры, может быть и меньше. Интерстициальное гидростатическое давление также неизвестно, хотя некоторые физиологи полагают, что оно существенно ниже атмосферного. Возможно, результирующее давление в уравнении Старлинга направлено наружу, что приводит к медленному оттоку лимфы (у человека в нормальных условиях его расход, по-видимому, составляет 20 мл/ч).
Какова же судьба вышедшей из капилляров жидкости? Из рис. 4.11 видно, что, поступив в интерстиций альвеолярной стенки, она оттекает по нему к периваскулярным и перибронхиальным пространствам. Здесь проходят многочисленные лимфатические сосуды, по которым жидкость направляется к лимфатическим узлам ворот легких. Кроме того, благодаря низкому давлению в периваскулярных пространствах возникает как бы естественная дренажная система для ее оттока (см. для сравнения рис. 4.2). На ранних стадиях отека легких2) переполняются именно перибронхиальные и периваскулярные пространства (так называемый интерстициальный отек).
1) В отечественной литературе чаще употребляется термин “онкотическое давление”, который мы и будем использовать в дальнейшем, — Прим. перев.
2) Более подробно отек легких разбирается в книге J. В. West, Pulmonary Pathophysiology — The Essentials, ed. 2, Baltimore. Williams and Wilkins. 1982.
' Околососудистое пространство
Рис. 4.11. Два возможных пути потери жидкости из легочных капилляров Прежде всего она поступает в интерстицпальное пространство (1), затем — в периваскулярное и перибронхиальное пространства. Если же этого пути оттока недостаточно, жидкость может проходить в альвеолы через их стенки (2)
На более поздних стадиях отека легких жидкость выходит через альвеолярный эпителий в альвеолы (рис. 4.11), последовательно заполняя их. Вентиляция в таких альвеолах прекращается, и проходящая через них кровь не оксигенируется. Причины проникновения жидкости в альвеолярные пространства неясны. Возможно, это происходит, когда ее поступление в интерстиций превышает максимально возможную скорость оттока из него и давление здесь резко повышается. В норме лимфоотток от легких составляет всего несколько миллилитров в час, однако при длительном повышении давления в легочных капиллярах он значительно увеличивается. Альвеолярный отек значительно опаснее, чем интерстициальный, поскольку при этом страдает газообмен в легких.