
- •Тема 13.
- •Советское государство и право в период
- •Новой экономической политики и становления
- •Авторитарного режима (1921-1941 гг.)
- •Правовые основы новой экономической политики и отказ от принципов нэПа.
- •2. Развитие союзных органов государственной власти и управления в соответствии с конституциями ссср 1924 и 1936 годов.
- •3. Развитие права.
3. Развитие права.
20-е годы вошли в историю Советского права как период обширных кодификационных работ. В РСФСР к концу 1922 г. было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. В условиях НЭП требовалась четкая и логически стройная система правовых актов, что нашло отражение в составлении кодексов законов.
После большой и кропотливой работы в 1922-1923 гг. в РСФСР были приняты 7 кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, КЗОТ, Гражданско-процессуальный, Лесной.
В них парадоксальным образом сочетаются два противоположных процесса: отмена чрезвычайных норм и классового подхода с упором на законность и усиление репрессивного механизма (теперь уже узаконенного) для предотвращения “государственных” преступлений. Правовая система в своей особой части начинает поворот от борьбы с классовым врагом к борьбе против оппозиции внутри самой советской системы.
Гражданское право. ГК РСФСР исходил из наличия многоукладной экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных отношений, хотя и отдавал предпочтение социалистическому укладу. Вводились статьи, направленные “против злоупотребления НЭПом”. ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений.
ГК устанавливал равенство в гражданских правоотношениях независимо от пола, вероисповедания, национальности, социального происхождения. Права физических лиц охранялись лишь в случае признания их государством и соответствующим его интересам.
Устанавливались 3 формы собственности: * государственная; * кооперативная; * частная.
В частной собственности могли находиться только маломерные строения и только мелкие промышленные предприятия с числом работающих не более 10 при двигателе и не более 20 при ручном производстве.
Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными.
Во второй половине 30-х гг. продолжалось усиление административных правоотношений и сужение гражданского оборота. В 1935 г. руководителям предприятий запрещалась передача основных фондов иным юридическим лицам за деньги. Данные действия могли приниматься только по решению СНК. Вводилась система типовых договоров, утверждаемых СНК. Хозяйственная деятельность предприятий полностью регулировалась плановым заданием, оборотными средствами распоряжались вышестоящие органы.
Наследственное право было ограничено суммой оценки наследства не более 10 тыс. руб. Вводился прогрессивный налог на наследуемое имущество, оцениваемое в размерах свыше 1 тыс. руб.
В 1928 г. в институт наследственного права были введены несовершеннолетние наследники по закону.
В 1923 г. ВЦИК принимает Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (1923 г.), согласно которому процесс основывался на началах гласности и публичности, с делопроизводством на языке большинства населения данного района. Основанием для процесса служил иск. Стороны в процессе представляли доказательства, однако, суд по своей инициативе мог привлечь и другие доказательства. На любой стадии процесса в дело мог вступить прокурор. Закон допускал представительство сторон в процессе. Верховный Суд РСФСР регулировал порядок исполнения судебных решений и определений.
Земельное и колхозное право. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. уделил основное внимание правовому режиму сельскохозяйственных земель. Он подтвердил, что право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР “отменено навсегда”.
15 декабря 1928 г. ЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик, которыми регулировались отношения, связанные с землепользованием и землеустройством.
Колхозное право зародилось с началом коллективизации, преследовало целью ввести в нормативные рамки деятельность колхозов, погасить недовольство крестьянства. Его источником явился примерный устав сельхозартелей, утвержденный ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г., а затем и в "Уставе сельхозартелей", одобренном II съездом колхозников-ударников и утвержденным ЦИК и СНК СССР в 1935 г.
Устав закреплял использование земель как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. Размеры приусадебного участка устанавливались наркомземами союзных республик. Они колебались от 1/4 до 1/2 га, кое-где доходя до 1 га.
Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням.
Оплата труда производилась на основе выработки трудодней. Начиная с 1939 г. установлен обязательный минимум трудодней в году (от 60 до 100, в зависимости от местных условий) для каждого трудоспособного колхозника.
С 1941 г. велись попытки преодолеть “уравниловку” в оплате труда колхозников введением дополнительных вознаграждений за перевыполнение плана по урожайности или продуктивности.
Земли колхозов закреплялись за ними в бессрочное пользование, однако это право ограничивалось лишь правом пользования и владения.
Семейное право. 19 ноября 1926 г. ВЦИК РСФСР принял новый Кодекс о браке и семье. В отличие от КоБС 1918 г. новый кодекс приравнивал фактический брак к зарегистрированному. Фактический брак устанавливался судом, зарегистрированный - по предъявлению свидетельства о браке.
Кодекс устанавливал общность имущества, нажитого супругами за время брака, и права на алименты на несовершеннолетних детей в случае развода.
Нормы права в 30-е годы были направлены на укрепление семьи, защиту интересов детей и здоровья матери. Важное значение в то время приобрел институт патроната: дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться на воспитание в семьи трудящихся. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, или сельсоветами с лицами, берущими детей на воспитание.
27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР “О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах”. Оно было подкреплено крупными бюджетными ассигнованиями.
Был установлен единый для мужчин и женщин брачный возраст-18 лет, отменен судебный порядок развода - эту процедуру во всех случаях осуществляли органы ЗАГС. Однако споры о взыскании алиментов разрешались судом. Восстанавливался ранее отмененный порядок усыновления.
Трудовое право. Переход к НЭПу в начале 20-х гг. обуславливал изменение трудового законодательства. В условиях безработицы была отменена всеобщая трудовая повинность. В 1921 г. Декрет СНК РСФСР отменил чрезвычайные повинности - топливную, гужевую, трудовые мобилизации и др.
С 19 мая 1921 г. Постановлением СНК вводится облегченный порядок при переходе с одного предприятия на другое.
Развитие трудового права в 30-е гг. отражало общую тенденцию централизации и использовало главным образом меры внеэкономической эксплуатации, проводившееся в жизнь административно-командными методами.
Уголовное право. Уголовное законодательство было кодифицировано в Уголовный кодекс РСФСР, который был введен в действие с 1 июня 1922 г. В соответствии с УК уголовный закон имел обратную силу.
УК состоял из Общей и Особенной частей. В Общей части формулировались задачи и принципы Советского уголовного права, определялись его основные институты и понятия.
Особенная часть содержала нормы о конкретных преступлениях и наказании за них. Общая часть состояла из 5 разделов: 1. Пределы действия Уголовного кодекса. 2. Общие начала применения наказания. 3. Определение меры наказания. 4. Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты. 5. Порядок отбывания наказаний.
Преступлением признавалось всякое общественно опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени. (ст. 6).
Преступления разделялись на 2 категории: 1. Направленные против основ советского строя, которые признавались особо опасными, по которым кодекс определял только низкий предел наказания не подлежащий понижению судом. 2. Все остальные, по которым устанавливался высший предел наказания.
Предусматривались следующие виды наказаний: o изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; o лишение свободы; o принудительные работы без содержания под стражей; o условное осуждение; o конфискация имущества; o штраф; o поражение в правах; o увольнение с должности; o общественное порицание; o возложение обязанности загладить вред.
Расстрел объявлялся высшей мерой наказания, имеющий временный характер, и не включался в общий перечень наказаний.
После принятия УК ОГПУ было предоставлено право применять наказание не только к лицам, совершившим преступления, но и просто признанным социально опасными. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Особенная часть УК состояла из 8 глав: 1. государственные преступления (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления); 2. должностные (служебные) преступления; 3. нарушение правил отделения церкви от государства; 4. хозяйственные преступления; 5. преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; 6. имущественные преступления; 7. воинские преступления; 8. нарушение правил, охраняющих общественную безопасность и публичный порядок.
УК РСФСР ввел понятие воинского преступления, определив круг его субъектов военнослужащими, служащими Вооруженных Сил, лицами, подлежащими призыву на военную службу.
С принятием Положения о воинских преступлениях 1927 г. уголовно-правовая охрана порядка несения воинской службы стала более полной и логически стройной.
Установление авторитарного режима в стране и централизация управления породили начавшуюся с конца 20-х гг. тенденцию к усилению уголовных репрессий с целью всемерного укрепления социалистической собственности и порядка управления.
В феврале 1931 г. была установлена уголовная ответственность за порчу или поломку принадлежавших колхозам, совхозам и МТС тракторов и сельхозмашин. Если порча была вызвана халатным отношением, наказанием были принудительные работы на срок до шести месяцев. За те же неоднократные или повлекшие крупный ущерб действия - лишение свободы на срок до трех лет. 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности”. Оно возвело расхитителей в ранг врагов народа, приравнивало хищения к государственным преступлениям, предполагало суровые репрессии и ограниченный выбор у суда мер наказания.
В 1940 г. был признан преступлением выпуск продукции недоброкачественной, некомплектной или с нарушением стандартов, и виновные лица (директор, главный инженер, начальник ОТК) наказывались лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.
10 августа вышел Указ Президиума ВС СССР “Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве”, по которому мелкие кражи наказывались лишением свободы сроком на один год.
При управлениях милиции на уровне области были созданы милицейские “тройки”, для рассмотрения дел рецидивистов и неработающих лиц, связанных с преступной средой (в основном скупщиков краденого и держателей притонов). Дела разбирались в присутствии обвиняемого и прокурора. Применяемые ими репрессии были в большой мере превентивными - они не столько наказывали индивидуального преступника, сколько разрушали преступную среду, что несовместимо с нормами правового государства. Этими мерами волна преступности была сбита, за один год число грабежей снизилось почти вдвое, квалифицированных краж - на треть, конокрадства - в три раза. Сильный удар с помощью внесудебных репрессий был нанесен организованной преступности.
С 1940 г. все виновные в мелких кражах на предприятиях карались лишением свободы на срок не менее 1 года. Была введена уголовная ответственность за дисциплинарные проступки.
В 1934 г. в уголовном праве появилась статья об измене Родине (действия, совершенные гражданами СССР в ущерб его военной мощи, государственной независимости или неприкосновенности его территории). При смягчающих обстоятельствах измена Родине каралась лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества, а для военнослужащих - высшей мерой с конфискацией имущества.
Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. за особо опасные государственные преступления - шпионаж, вредительство, диверсию повышался срок наказания с 10 до 25 лет лишения свободы.
Убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. было использовано для ужесточения норм в отношении преступлений, относимых к государственным. Был установлен особый порядок производства по делам о “террористических организациях” с необычайно кратким сроком расследования дел - не более 10 суток. Вместо 3 суток копия обвинительного заключения вручалась обвиняемому за сутки до слушания дела. Прокурор не участвовал в таких процессах, т.е. был устранен надзор прокуратуры за соблюдением законов. Защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Отменялись обжалование приговора в кассационном порядке и возможность ходатайства о помиловании. Позже аналогичные нормы стали действовать по отношению к обвиняемым во вредительстве и диверсиях. Созданное в 1934 г. Особое совещание при НКВД вообще действовало вне процессуальных норм и не было строго связано нормами права.
В ноябре 1929 г. ЦИК СССР принял Постановление об объявлении вне закона советских граждан оставшихся за рубежом. Объявление вне закона влекло за собой расстрел в течении 24 часов с момента установления личности и конфискацию имущества. Этот закон имел обратную силу.
В 1935 г. минимальный возраст, с которого могла наступать уголовная ответственность, был снижен с 14 до 12 лет.
В военно-уголовном законодательстве была введена уголовная ответственность за самовольную отлучку сроком свыше 2 часов.
Тем не менее, примечателен сам факт, что принимались специальные усилия, чтобы создать правовое обеспечение политических репрессий. Советское государство не пошло по пути возложения репрессий на неформальные организации и никогда не выпускало из рук монополии на физическое насилие.
1В то время в России было5 общественно-экономических укладов: социалистический, капиталистический, мелкотоварное производство (большинство крестьянских хозяйств, продававших излишки хлеба), госкапитализм, патриархальное хозяйство (не связанное с рынком).
2В годы перестройки было проведено моделирование варианта Бухарина. Расчеты показали, что при продолжении НЭПа рост основных производственных фондов был бы в интервале 1-2% в год. При этом не только нарастало бы отставание от Запада, но и от роста населения СССР (2% в год); что не только предопределяло поражение при первом же военном конфликте, но и внутренний социальный взрыв из-за нарастающего обеднения населения.
3При создании адвокатуры возник вопрос, могут ли коммунисты защищать преступников, т.е. быть адвокатами. ЦК РКП(б) в специальном документе разъяснил, что да, коммунисты могут работать адвокатами.
4Как социальный институт ГУЛАГ “лагерем смерти” не был - смертность в нем не слишком превышала смертность тех же возрастных категорий на воле (около 3%; лишь в 1937-1938 гг. она подскочила до 5,5 и 5,7%, когда назначенный наркомом внутренних дел Ежов приказал уменьшить рацион питания).
5Это можно пояснить на примере уже изученного старого явления: репрессий Ивана Грозного. За 35 лет его правления было казнено от 3 до 4 тыс. человек. В те же годы в Париже за одну ночь (“Варфоломеевскую”) было казнено, по разным данным, от 4 до 12 тыс. человек, а и Голландии за короткий срок - около 100 тысяч. Однако по ряду причин в общественном сознании был создан образ Ивана IV как кровожадного зверя, а в действиях французского или испанского королей не видят ничего необычного. Поразительно, что из массового сознания это представление перешло в учебники истории, даже фундаментальные.