
Тимошенко Г. Работа с телом в психотерапии
.pdfЧАСТЬ I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕЛЕСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
КОДЕКС ЭТИЧЕСКИХ НОРМ АССОЦИАЦИИ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ (АТОП)
«...ЭТИКАПСИХОТЕРАПИИ
1. Взаимоотношения между терапевтом и клиентом (груп пой) строятся на основе контракта, заключаемого в пись менной или устной форме. Контракт определяет методы работы, частоту и продолжительность сессии, продолжи тельность психотерапии (если известно), вопросы оплаты, конфиденциальность работы, ответственность клиента за нарушение условий психотерапии.
Рекомендуемая форма контракта — письменная.
2.Психотерапевт обязан строго соблюдать конфиден циальность в отношении клиента (группы). Нарушение кон фиденциальности возможно только когда речь идет о нару шении закона или опасности для жизни клиента или дру гих людей. В этом случае клиент (группа) немедленно информируется о необходимости нарушения терапевтом принципа конфиденциальности.
3.Психотерапевт стремится к сохранению однозначно сти отношений с клиентом (группой). Он избегает множе ственных отношений или проясняет их влияние на процесс психотерапии.
4.Психотерапевт несет ответственность за собствен ную сексуальность и ее использование в психотерапевти ческой работе. Использование сексуальности в личных целях является нарушением этики (так в тексте).
5.Психотерапевт несет ответственность за уровень и объем своей компетенции (научные знания и практичес кие умения). Он стремится находиться в процессе непре рывного профессионального роста.
6.Психотерапевт осознанно и ответственно относится
кограничениям своей компетенции и личных возможнос тей, о чем в случае необходимости открыто говорит клиен ту (группе).
7.Психотерапевт несет ответственность за прохожде ние личной психотерапии по мере необходимости...».
40
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КЛИЕНТСКОЙ РАБОТЫ В ТОП
Мы опустили в приведенном тексте части Кодекса, ка сающиеся супервизии, обучающего тренинга, профессио нальных отношений и публичных заявлений и выступле ний. Все прочее приведено в точном соответствии с Кодек сом, принятым общим собранием АТОП.
Честно говоря, не все вышеперечисленные принципы — как ЕАВР, так и АТОП — нам вполне ясны. Поэтому мы попытались сформулировать свой собственный взгляд на этические нормы психотерапевтической работы с телом, сложившиеся у нас на основе многолетнего собственного опыта практической работы и кажущиеся нам совершен но необходимыми — и в то же время вполне достаточными.
Принцип контракта. Наше представление об этом прин ципе несколько отличается от принятого в ЕАВР и АТОП. Нам кажется необходимым добавить следующее условие:
все |
диагностические и терапевтические версии должны |
быть |
четко сформулированными и предъявленными клиен |
ту; кроме того, столь же четко и открьипо должен предъяв ляться клиенту смысл каждого предлагаемого ему упражне ния. Основывается это условие на том, что клиент является равноправным участником процесса психотерапии, и пси хотерапевт не имеет права осуществлять какие-либо свои воздействия под предлогом их «полезности» или обещания «полезного» эффекта в будущем. В конце концов, упражне ния, используемые в телесно-ориентированной психотера пии не являются медицинскими или магическими манипу ляциями, гарантирующими непременный эффект независи мо от участия клиента в их осмыслении.
Принцип конфиденциальности. Это — единственный из приведенных выше принцип, с которым мы готовы согла ситься целиком, полностью и безоговорочно — как в вари анте индивидуальной, так и групповой психотерапии.
Принцип границ. Этот принцип, на наш взгляд, является очень значимым для грамотной терапевтической работы и звучит он следующим образом: психотерапевт обязан чет ко определять границы своих интересов и возможностей, отделять их от интересов и возможностей клиента и дей ствовать, ориентируясь исключительно на последнее.
41
ЧАСТЬ I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕЛЕСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Сформулированный в таком своем наиболее общем виде, этот принцип регулирует взаимоотношения терапевта с клиентом сразу в нескольких сферах.
Именно на нем, например, основано понимание терапев том границ своих возможностей в работе с предъявленным запросом клиента и его личностной спецификой, что и зас тавляет терапевта при осознании недостаточности собствен ной профессиональной подготовки направлять клиента к своему более опытному коллеге, психиатру, невропатологу, мануальному терапевту, обращаться за супервизией и т. п.
Кроме того, осознание границ собственных интересов и возможностей позволяет терапевту понимать разницу меж ду своими впечатлениями о чувствах клиента и его реаль ными чувствами, осознавать собственные диагностические и терапевтические версии именно как версии, соблюдая при этом известный принцип «карта не есть территория».
Принцип границ затрагивает и вопросы сексуальнос ти, которые оказываются особенно значимыми в ситуа ции непосредственного телесного контакта психотерапев та с клиентом.
Важно и то, что терапевт, который четко осознает грани цы собственных интересов, не станет добиваться привя занности клиента, «подсаживать» его на зависимость от себя самого или от психотерапевтического процесса, ори ентироваться на благодарность клиента или на выражение им каких-либо иных чувств.
Речь идет и о том, что психотерапевт имеет право прояс нять с клиентом только те вопросы и осуществлять только те интервенции или взаимодействия, которые находятся в непосредственной связи с запросом клиента и поставлен ной психотерапевтом целью психотерапевтической рабо ты с ним. Даже в том случае, когда жизнь клиента по ка ким-либо причинам (его профессиональных занятий, обра за жизни, религиозных или иных воззрений, сексуальных пристрастий и пр.) оказывается исключительно значимой и интересной для психотерапевта, он все равно не имеет пра ва действовать исходя из собственных интересов — даже если такое действие не наносит вреда интересам клиента.
42
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КЛИЕНТСКОЙ РАБОТЫ В ТОП
Осознание собственных границ и границ клиента зас тавляет терапевта также воздерживаться от проявления каких бы то ни было своих этических, религиозных, нацио нальных, сексуальных, философских и прочих предпочте ний — и уж тем более от того, чтобы основывать на них стра тегии и тактики своей профессиональной деятельности. Клиент имеет право как верить в Бога, так и быть атеистом, совершать действия, противоречащие нравственным воз зрениям терапевта и принятым в обществе нормам, и вооб ще — не считать естественным и обязательным то, что пред ставляется таковым терапевту.
И, наконец, соблюдающий принцип границ терапевт все гда сумеет увидеть ограничения предпочитаемого им подхо да и метода психотерапии и не ставить свое стремление ра ботать тем или иным способом выше интересов клиента.
Принцип включенности. Речь идет о том, что в каждый конкретный момент сессии терапевт должен быть вклю ченным в полноценный глубокий контакт с клиентом всей целостностью своей личности. Понятно, что в телесно-ори ентированной психотерапии, предполагающей непосред ственный телесный контакт терапевта с клиентом, этот принцип приобретает особое значение.
Принцип честности. Психотерапевт имеет право пред лагать клиенту только те задачи для совместной работы и только такие способы действий, на которые способен сам. Этот принцип предполагает, например, что курящий терапевт не может работать с никотиновой зависимостью у клиента — как и вообще терапевт, не способный спра виться с какой-либо своей личностной проблемой, не дол жен работать с аналогичной проблемой у клиента.
Важно и то, что если терапевт полагает открытость кли ента необходимым условием эффективной работой, ему са мому следует быть предельно открытым во всех своих про явлениях, не отговариваясь — в явном или скрытом виде — неравноправием своего положения и положения клиента.
В равной мере этот принцип действует, когда терапевт добивается от клиента осознанности действий, чувств и же ланий, ясности в постановке целей и пр. Нет смысла зада-
43
ЧАСТЬ I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕЛЕСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
вать клиенту вопрос о том, что он чувствует в тот или иной момент сессии, если сам терапевт не способен ответить на этот вопрос как самому себе, так и — при необходимости — клиенту. Речь не идет о том, что терапевт должен столько же говорить о себе, сколько и клиент — но он должен быть готов в любой момент сделать это, если того потребуют интересы клиента и задачи терапевтического процесса.
В телесно-ориентированной психотерапии принцип чес тности имеет еще и свою специфическую представленность: терапевт должен быть в состоянии выполнить — а это зна чит и показать, если будет нужно — любое упражнение, предлагаемое им клиенту.
Мы предложили вниманию читателей пять этических принципов психотерапевтической работы с телом. Какието из принципов, сформулированных ЕАВР и АТОП, мы со хранили при этом в неприкосновенности, для других пред ложили свою трактовку, а от каких-то сочли возможным от казаться, потому что полагаем их не столько этическими нормами, сколько необходимыми условиями грамотной, понастоящему профессиональной работы. Еще раз оговорим ся — все сказанное является нашим собственным взглядом на проблему этики в телесно-ориентированной психотера пии, и у каждого из наших читателей есть выбор — прини мать в своей практике этические принципы ЕАВР и АТОП, принципы, предложенные нами или какими-либо иными авторами, или сформулировать свои собственные.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КЛИЕНТСКОЙ РАБОТЫ
Одной из главных организационных особенностей рабо ты с телом являются довольно специфические требования к помещению, где она проводится. Очевидно, например, что такой вариант психотерапевтической работы требует на много большего помещения — даже для индивидуального приема, — нежели любое другое направление психотера пии, при котором вполне допустимо принимать клиента даже в очень небольшом кабинете, где нет ничего, кроме
44
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КЛИЕНТСКОЙ РАБОТЫ В ТОП
стола и пары стульев. Для телесно-ориентированной же работы площадь помещения должна быть такой, чтобы в нем свободно разместились два лежащих человека. Совсем хорошо, если есть возможность обеспечить клиенту место для переодевания — ведь достаточно часто прием осуще ствляется вечером после рабочего дня клиента, а офисная одежда мало пригодна для телесной работы. Кроме того, нам представляется важным, чтобы и традиционные стол и сту лья (или, еще лучше, кресла) в таком кабинете тоже присут ствовали. Дело в том, что для среднестатистического клиен та сразу сесть на пол — пусть даже покрытый совершенно чистым и очень мягким ковром — может стать весьма и весь ма фрустрирующей задачей. С одной стороны, в этом, бес спорно, есть свои плюсы — мгновенное разрушение имею щегося коммуникативного стереотипа, — но есть и серьез ные минусы, состоящие в усилении имеющихся у клиента психологических защит, что автоматически усложняет ра боту терапевта. Проще говоря, терапевт должен еще добить ся от клиента такого уровня доверия, который позволил бы перейти к непосредственному физическому контакту.
Не менее важно, чтобы в помещении была хорошая зву коизоляция, что оказывается весьма существенным, напри мер, при работе с голосом. Рабочий кабинет телесно-ориен тированного психотерапевта должен быть хорошо провет риваемым, в самом ближайшем доступе должны находиться туалет и водопровод, и уж совсем, наверно, лишним будет напоминать, что пол в кабинете всегда должен быть чистым.
Кроме того, нам кажется, что помещение для телесно-ори ентированной работы не может быть чересчур строгим — этаким подобием офисного, с компьютером и прочими де ловыми аксессуарами. Наличие телефона тоже абсолютно противопоказано — даже в большей степени, чем в любом другом психотерапевтическом кабинете. Но и налет избы точной интимности — сильно приглушенный свет, роман тического стиля шторы и мебель — также не способствует установлению по-настоящему рабочего контакта с клиен том. Намного лучше, если обстановка кабинета будет теп лой, уютной, возможно, даже немного экзотичной. Однако
45
ЧАСТЬ I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕЛЕСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
это не обозначает, что в рабочем помещении может при сутствовать любого рода религиозная или мистическая символика — это, в принципе, не кажется нам этичным при любом варианте психотерапевтической работы, но особен но — работы с телом, отношение к которому во многих ре лигиях весьма неоднозначно.
Сходные требования приложимы и к внешнему виду са мого психотерапевта. Его одежда должна быть совершенно удобной для работы с телом без предварительной подготов ки, мягкой, не производящей лишнего шума и не слишком пестрой. При определении допустимой степени открытости одежды — даже в самые жаркие дни — стоит руководство ваться наиболее общими деловыми стандартами, дабы из лишняя «оголенность» не препятствовала соблюдению уже описанных этических профессиональных норм. Все тот же гипотетический среднестатистический клиент вполне спо собен, например, с известной напряженностью отнестись к тому, что терапевт работает с босыми ногами.
И особенно осторожным терапевту стоит быть со все возможными запахами, которые могут исходить от его тела. При близком телесном взаимодействии запах изо рта, за пах пота и даже (а может быть, особенно) запах духов могут надолго отбить у клиента готовность к подобным контак там. Кроме того, обоняние в наименьшей степени подвер жено сознательному контролю, и, например, то, что тера певт и бросившая клиента жена пользуются одними и теми же духами может серьезно воспрепятствовать доверитель ному контакту и конструктивной работе.
3. ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛИЕНТСКОЙ РАБОТЫ
3.1. Эмоциональное выгорание
Миф об эмоциональном выгорании, много и чрезвычай но активно муссирующийся в психотерапевтическом со обществе, в телесно-ориентированной психотерапии име ет две совершенно специфические формы — одну совер шенно неконструктивную, другую вполне рациональную.
46
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КЛИЕНТСКОЙ РАБОТЫ В ТОП
Хотя сначала, наверное, надо пояснить наше отношение к эмоциональному выгоранию (просьба не путать с обыкно венной усталостью!) как к мифу. Помните, как в незабвен ной книжке говорил Буратино: «Я же не дам Некту яблоко, хоть он дерись!»? Так вот, на наш взгляд, «эмоционально выгорать» психотерапевт может только в одном случае — если его личные границы находятся в полуразрушенном состоянии, и то, что происходит с его клиентом, в изрядной степени происходит и с ним самим (более подробно мы по говорим о границах в пятой части книги, посвященной опы ту систематизации метафорической работы с телом).
В современной телесно-ориентированной психотерапии даже существует специальный термин для обозначения того же самого явления, которое называется эмоциональ ным выгоранием, а мы склонны считать элементарной соб ственной психологической непроработанностью терапевта. И термин этот — «соматический резонанс», предполагаю щий чисто телесный ответ терапевта на некие эмоциональ ные или телесные проявления клиента. Существуют доволь но обширные исследования на эту тему, отграничивающие соматический резонанс от обычного контртрансфера, рас ширяющие представления профессионалов о том, как с этим резонансом можно бороться и как его в себе распоз навать. Мы тем не менее продолжаем считать, что появле ние соматического резонанса в клиентской работе свиде тельствует о непрофессиональной степени включенности терапевта в переживания клиента и требует немедленной личной терапии самого психотерапевта.
По своей глубинной сути это явление основано на впол не безнравственном представлении об изначальном нера венстве клиента и терапевта, предполагающем, что, помо гая клиенту, хороший терапевт не остановится и перед тем, чтобы потерять частицу собственной души. В отдельных случаях в этом видится даже некоторая профессиональная доблесть — дескать, чем ярче и сильнее соматический ре зонанс у терапевта с клиентом, тем глубже и тоньше кон такт между ними. Между тем истинный эмпатический кон такт отнюдь не означает слияния на эмоциональном уровне,
47
ЧАСТЬ I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕЛЕСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
а терапевтический альянс — не то же самое, что симбиоз сиамских близнецов с общими телесными ощущениями. Проще говоря, терапевт, будучи достаточно профессиональ ным, не имеет права жить переживаниями клиента — даже во время сессии. Эмпатия — это не одинаковые с клиентом чувства терапевта, это, скорее, живые и естественные чув ства терапевта по поводу чувств клиента.
И если согласиться с идеей о том, что самочувствие тера певта в сессии ничуть не менее значимо, чем самочувствие клиента, то весьма важным становится сформулировать базовое тактическое правило телесно-ориентированной психотерапии: прежде чем вступать в любое взаимодей
ствие с клиентом, терапевт обязан позаботиться о себе.
Это предполагает, например, необходимость выбора тера певтом максимально удобной позы в каждом взаимодей ствии. В самом деле, много ли собственных переживаний сумеет испытать клиент, если все его внимание будет при ковано к тому, как дрожат руки у терапевта, измученного собственной некомфортной позой? Ну, разве что чувство вины или тревогу — например, «почему он так волнуется, может быть, со мной что-то не в порядке?!».
Казалось бы, все сказанное выше касается не слишком значимого аспекта взаимодействия терапевта с клиентом, но тем не менее умение тонко чувствовать собственное тело, мгновенно реагировать на изменение собственных ощуще ний, ювелирно находить для любого упражнения необходи мую дистанцию между своим телом и телом клиента и пре дельно функциональное положение своего тела — совер шенно необходимое умение телесно-ориентированного психотерапевта, практически не имеющее аналогов в дру гих направлениях психотерапии.
3.2. Соотношение силы терапевта и силы клиента
Второе чрезвычайно важное тактическое правило теле сно-ориентированной психотерапии гласит, что в физичес
ких взаимодействиях сила терапевта не должна превы шать силу клиента. Действует это правило во всех взаимо действиях, в которых терапевт оказывает хоть какое-то
48
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КЛИЕНТСКОЙ РАБОТЫ В ТОП
сопротивление любым физическим действиям клиента. Не стоит забывать о том, что любое событие, происходящее на протяжении сессии, содержит в себе целый ряд смыслов или, иначе говоря, метафорических посланий, осознанно или неосознанно считываемых клиентом. И если в какомто взаимодействии с терапевтом (который в ходе сессии яв ляется как бы «эмиссаром» окружающего мира) клиент сталкивается с непреодолимой для него силой, то он, по сути дела, в этот момент получает катастрофическое послание, что против мира он бессилен.
Сказанное, однако, отнюдь не обозначает, что терапевт должен вести себя с клиентом как со слабеньким, не слиш ком разумным ребенком и поддаваться ему на каждом шагу. Ведь вся телесно-ориентированная психотерапия основана на непреложной идее о том, что наше тело по своей природе категорически не способно врать и притворяться. И когда оно (в смысле — тело терапевта) врать все же пытается, то тело клиента это вранье немедленно распознает — пусть хотя бы на уровне ощущений. И как дети незамедлительно реагируют на фальшь в словах взрослого, так и тело клиента получит не менее патогенное послание — о том, что клиент по своей природе слаб и серьезного сопротивления и ува жения со стороны окружающего мира не достоин.
Посему от грамотного терапевта, работающего с телом, требуется филигранное умение находить ту тонкую грань между принципиально возможным для клиента и тем, чего он, клиент, не способен сделать в принципе. Иначе говоря, терапевт должен уметь оказать клиенту достойное сопро тивление, требующее активизации всех необходимых в дан ный момент ресурсов, но все же дать ему возможность че рез это сопротивление совершить необходимое действие.
3.3. Привычные паттерны клиента
Представления о степени активности терапевта в ходе сессии в профессиональной литературе варьируют от пол ного ее отсутствия (терапевт как «чистый экран») до идеи о том, что основным инструментом терапевтического воздей ствия является сама личность терапевта. Соответственно,
4-6714 |
49 |