1,2 право Страсбурга
.doc26. Жены же, которые до сих пор не имели обыкновения оплачивать долги своих мужей, отныне будут обязаны уплачивать, уличенные свидетельством, те долги, которые были объявлены их кредиторами в присутствии скабинов-свидетелей.
27. Кроме того, установлено, что если кто-либо в городе не пожелает прибегнуть к призыву свидетелей для доказательства долга, то он не может угрожать своему должнику поединком, но тот, дав клятву, пусть останется невредимым.
28. Наконец, каждый, кто будет ночью ходить с ножом или иным оружием, пусть будет наказан как подозреваемый в злодеяниях, если не сможет оправдаться законным образом.
29. Установлено также, что никто из наших горожан, которые имеют пекарни, не должен в праздник св. Мартина приносить своим пекарям вино или иные подарки и на рождество, или в другие праздники приглашать их к трапезе.
30. Подобным же образом, кто имеет каменотесов или каретных мастеров, пусть не приглашает их к обеду и к трапезе в праздничные дни.
31. Каждый, кто нарушит это постановление, давая подарки или приглашая к трапезе, уплатит городу 20 солидов.
32. В пределах города никто не должен держать свиней вне своего дома. И каждый, кто захватит свинью, бродящую по улице без присмотра, пусть задерживает ее, если захочет, пока не получит 6 солидов от владельца.
33. Те же из горожан, которые называются лодочниками, пусть бесплатно перевозят туда и обратно всех наших горожан, богатых и бедных, как их самих, так и лошадей, на которых они едут, и так проворно, чтобы никто не мог их обвинить, что они помешали выгодному делу и задержали его самого. Тот же, кто будет в этом уличен, пусть уплатит городу 20 солидов.
34. Купцы, а также наши горожане, пусть платят установленную плату за перевоз скота или иных товаров, которых они не могут нести сами или везти на коне, на котором едут сами. За свою же персону, будь они верхом или пешком, ничего не платят.
35. В качестве вознаграждения за этот труд установлено, чтобы никто никого не перевозил, кроме вышеназванных лодочников, которые получили право перевоза от господина фогта.
37. Запрещено выставлять и продавать вино на лодках по реке Брейше или на телегах против монастыря до заутрени.
39. Не допускаются и окончательным решением с общего согласия запрещено, чтобы кто-либо из наших горожан, мужчина или женщина, приносили в дар свое имущество, расположенное в городе, чужаку вне города, в области, но делали это только в городе, публично, в присутствии почтенных мужей.
40. Когда бы ни пришли господа (сеньоры) в любой дом, если там в это время будет жонглер, хозяин дома уплатит городу 1 фунт, если жонглер не пришел в город из области вместе с гостями.
42. Никто в городе не должен находиться в толпе в панцире или в ином вооружении.
44. Также тот, кто станет отмеривать вино незаконно (т. е. неправильной мерой), пусть будет сброшен в навоз, а хозяин, кому принадлежит вино, пусть даст талант.
45. Далее, запрещены следующие обычаи, а именно: посетительские кольца, обручальные кольца и всякие дары которые, случается, раздают вместо колец.
47. На свадебном пиру не должно оставаться за столом более чем 8 мужчин и 8 женщин, приглашенных поровну от той и другой родственной стороны, и 4 жонглера мужчин, а не женщин. Никакой иной жонглер, мужчина или женщина, пусть не допускается, и подарки им пусть не подносят.
48. Каждый, кто будет иметь на свадьбе больше, чем разрешено мужчин, женщин или жонглеров, или осмелится раздавать кольца, пусть пребудет в течение месяца вне города, за пограничным столбом, и не войдет в город, покуда не уплатит консулам 5 фунтов.
49. Если же какой-либо жонглер, мужчина или женщина, дерзнет без приглашения есть за столом у кого-либо, пусть хозяин дома даст в наказание 10 солидов, а слуги судей получат одежду жонглера.
50. Если же кто-либо из наших горожан дерзнет преступить или нарушить какое-либо из вышеназванных установлений, пусть в наказание уплатит 10 фунтов денариями, половина из которых поступит в пользу города, а другая половина консулам города и стражам названных установлений.
51. Стражей назначают 4-х ежегодно при обновлении городского совета, а именно 2-х из консулов и 2-х из скабинов, каковые пусть поклянутся ревностно охранять предпосланные установления.
52. Если во время войны кто-либо из наших горожан уйдет со своим оружием в другой город без разрешения магистра горожан и совета и с чужими горожанами выступит и станет действовать, уплатит 5 фунтов штрафа и будет отлучен от права нашего города.
53. Если кто-либо, пожалуясь магистру, предъявит нанесенную ему рану или ущерб и будет вторично обижен из-за принесенной жалобы, тот, кто содеял это безрассудство, пусть уплатит городу тройной штраф, а именно 15 фунтов, за новое нарушение порядка, и каждый из его сообщников уплатит 5 фунтов.
54. Когда между нашими горожанами будут иметь место гнев и распря и магистр с консулами прикажет для блага мира соблюдать перемирие, каждый, кто воспротивится магистру и не пожелает соблюдать перемирие, если он консул или скабин, пусть будет отстранен от чести своей должности. Всякая же иная персона, не консул и не скабин, пусть уплатит 5 фунтов и будет на год изгнан из города.
55. Судьи города должны заседать в суде при первом звоне к заутрене. Обвинители же пусть приходят в суд, пока не закончен второй звон к заутрене, и затем могут уйти. Но если в течение этого времени обвинитель не придет, он уплатит штраф судье.
56. Серые сукна, которые не имеют ширину в два с четвертью локтя, должны быть сожжены. И если к сукну будут подмешаны волосы, оно также должно быть предано огню. И у приезжих купцов не дóлжно покупать сукна меньшей ширины и с примесью волос. Если же такие сукна будут куплены и скрыты, они подобным же образом должны быть сожжены.
57. Монастыри, которые должны доставлять коней для колесницы со знаменем в случае похода: Эберсхайм, Марпах, Морсмунстре, Нувильре, Шварцах, Генгенбах, Шутерс. Настоятель же св. Арбогаста пусть доставит одного парадного коня, на котором поедет шультгейс в сопровождении колесницы. Знамя изготовляют евреи.
(Там же, с. 107-113).
