Оказание поддержки
Весь процесс консультирования представляет собой акт поддержки. Консультант большую часть времени является адвокатом клиента. Его целью становиться оказание помощи клиенту. То есть все вмешательства, совершаемые в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы и поддержки. Никогда целью консультирования не ставится чтение нотаций или «исправление жизни» другого человека. На самом деле задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных самим клиентом жизненных проблем. В этой ситуации консультант выступает в качестве «сопровождающего», а не в качестве человека, лучше оснащенного для жизни, по сравнению с клиентом. Это одна из причин, по которым консультанту следует быть скромным. Как бы долго человек ни занимался консультированием, все равно это никогда не сделает его «лучшим» человеком. Любой консультант всего лишь живой человек, который допускает ошибки точно так же, как и любой клиент.
Проблемы и ловушки, и как из них выбираться
Зависимость
Зависимость — проблема, подобная палке о двух концах. С одной стороны, большинству людей нравится мысль о том, что люди в них нуждаются. Но, с другой стороны, многие понимают также и то, что человеку необходимо действовать и думать самостоятельно. Лишь сам факт, что консультирование имеет место, уже предполагает то, что люди, им занимающиеся, готовы, по крайней мере на минимальном уровне, взять на себя некоторую ответственность за часть жизни другого. Даже если они просто выслушивают человека, то тем самым они берут на себя ответственность за собственную реакцию на слова собеседника.
По-видимому, любое самораскрытие несет с собой определенную степень зависимости. Если можете, то представьте, что есть что-то, о чем вы никому никогда не рассказывали. А сейчас подумайте о том, какие отношения у вас были бы с человеком, которому вы бы вдруг об этом рассказали. Кроме того, подумайте о том, как эти отношения могли бы развиваться, если бы эта тема часто обсуждалась с данным человеком. Вполне разумно предположить, что у вас могла бы сформироваться зависимость от этого человека. Тот факт, что другой человек соглашается слушать об очень личных и зачастую весьма болезненных для вас вещах, не только заставляет вас испытывать благодарность по отношению к этому человеку, но и способствует тому, чтобы вы начали полагаться на него и обращаться к нему за поддержкой. Это и есть как раз тот паттерн, который часто повторяется в рамках терапевтических отношений.Однако уже на начальной стадии работы важно убедиться в том, что участники владеют формальным определением теории консультирования. Не следует проводить тренинг, строя его лишь на материале, полученном в ходе обсуждения.
Перед тем как участники приступят к выполнению упражнений, важно определить набор навыков, которыми они могут захотеть воспользоваться. В предыдущей главе вашему вниманию была предложена одна такая схема. (Тогда мы говорили о навыках слушания, навыках предоставления информации и предложения советов, навыках, позволяющих «разговорить» собеседника, о навыках провоцирования и способах оказания поддержки.)
Джон Хирон (Heron, 1975) предлагает в качестве альтернативного варианта другой набор навыков, который он назвал «Анализом шести категорий вмешательств» (Six Category Intervention Analysis). Хирон выделяет следующие категории:
-
информативные;
-
предписывающие;
-
конфронтационные;
-
катартические;
-
каталитические;
-
поддерживающие вмешательства.
Первые три категории вмешательств (предписывающие, информативные и конфронтационные) Хирон называет «авторитарными» и считает, что практик, использующий в работе данные вмешательства, сохраняет контроль над отношениями. Три другие категории (катартические, каталитические и поддерживающие) он называет «фасилитативными» и полагает, что использование данных вмешательств дает клиенту возможность сохранять контроль над отношениями. Другими словами, первые три категории можно назвать «специалист-центрированными», а оставшиеся три категории — «клиент-центрированными». (Различия между двумя группами вмешательств заключаются еще и в том, что первые три можно назвать «Ты скажешь мне» вмешательствами, а остальные три — «Я тебе скажу».)
Тут возникает вопрос, а что же полезного может дать подобная схема терапевтических вмешательств? Во-первых, с ее помощью можно определить их набор, подходящий для клиента и консультанта. Очень часто получается так, что в повседневных взаимодействиях с другими людьми мы прибегаем к повторяющимся формам коммуникаций и выдаем достаточно простые реакции, не осознавая при этом доступность других поведенческих паттернов. Подобная схема предлагает исчерпывающий набор возможных вмешательств, доступных человеку. А во-вторых, определяя, какие из них находятся в нашем распоряжении, мы можем действовать более осознанно и целенаправленно. В результате отношения консультант/клиент становятся более индивидуальными и менее случайными: мы знаем, что мы говорим и как мы это говорим. В межличностном плане мы приобретаем большую свободу выбора. В-третьих, схему можно использовать в ходе тренинга в качестве инструмента. После определения категорий их могут использовать участники и другие специалисты для определения своих сильных и слабых сторон в плане межличностного общения. Следуя предложенному пути, консультанты могут заниматься развитием у себя ряда разносторонних и всеобъемлющих коммуникативных навыков.