
- •19. Неофрейдизм
- •21. Экзистенциальная философия о человеке, обществе и истории
- •23. Русская философия конец 19 - начало 20 вв.
- •25. Материя в философии: формы движения материи
- •26.Классическое и релятивистское понимание времени и пространства
- •29.Познание как философская проблема
- •30.Природа познавательного отношения. Объект и субъект познания
- •Философия познания
- •Субъект и объект познания в философии
- •31. Истина как процесс
- •Методы эпистемологии
- •1. Трансцендентальный метод Канта
- •А) Основные положения "Критики чистого разума"
- •33. Структура научного знания, его формы и методы
- •34. Социальная философия
- •Специфика философского познания социальной действительности
- •Модели социальной реальности Натуралистическая модель
- •Реалистическая модель
- •Деятельностная модель
- •35.Общество и его структура
- •37. Общество и история. Понятие истории. Проблема нравственности исторического процесса. Формационный и цивилизационные подходы.
- •О формационном подходе к истории
- •О сущности цивилизационного подхода к истории
- •39. Человек и его ценности
- •Решение проблемы классификации ценностей в философии
- •40. Жизньчеловека как ценность
- •В чем смысл жизни человека?
- •. Разнообразные подходы к пониманию смысла жизни человека
- •41. Моральные ценности
- •42. Религиозные ценности и свобода совести .Вера
- •Товарищество, дружба, любовь.
- •44. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- •Философия творчества
Товарищество, дружба, любовь.
Товарищество — это пожалуй, самый древний и традиционный вид отношений людей. Он зародился тогда, когда между людьми могло еще не быть социальной вражды и конкуренции и когда им вместе приходилось добывать себе пищу, активно поддерживая и помогая друг другу в борьбе за существование. И в дальнейшем люди постоянно стремились развить и упрочить такие взаимоотношения друг с другом.
Товарищеские отношения строятся не разумной основе, и люди, вступающие в эти отношения, готовы принять и соблюдать кодекс товарищества. Этот кодекс предполагает полное доверие и открытость людей по отношению друг к другу. У настоящих товарищей нет опасений, что их сокровенные мысли и чувства можно использовать друг другу во вред.
Добросовестность в сфере деловых отношений у настоящих товарищей означает такое отношение каждого из них к работе, при котором они честно и ответственно выполняют порученную им часть работы, причем независимо от того, контролируются или не контролируются их действия со стороны.
Под дружбой понимается такой вид глубоких личных человеческих отношений, которые чаще всего возникают между людьми одинакового возраста и одного и того же пола. Для друзей главное — психологическое единство и постоянная нужда друг в друге. Друзья помогают, поддерживают друг друга в трудные минуты, особенно при решении личных вопросов. Этим моментом дружба отличается от товарищества, хотя и те и другие отношения примерно одинаковой степени психологической близости и взаимозависимости людей. Друзья без страха доверяют друг другу самое интимное, всегда и во всем могут друг на друга положиться, никогда не оставляют друг друга в беде.
Высшее человеческое чувство, наиболее глубокий вид отношений между людьми — любовь. Люди любят детей и родителей, есть любовь к отечеству, к Богу, к человеку противоположного пола. Первые два вида любви основывается на традиционных родственных семейных связях и бытовой морали, они возникают между людьми, которые живут одной семьей, отвечают друг за друга, заботятся, посвящают себя друг другу.
Другой род любви — человека к Богу —возникает верующих, тех, кто не всегда находя утешение и полное жизненное удовлетворение в земной или светской жизни, обращаются к Богу и отдают ему свои самые лучшие чувства, связывая с ним большие надежды. Этот тип любви характерен для людей способных получить глубокое эмоциональное удовлетворение от своего приобщения к высшему духовному существу.
Любовь к отечеству выражается в любви к своему дому, народу, Родине, на ней основывается чувство патриотизма.
Следующий род любви — к человеку противоположного пола — возникает между мужчиной и женщиной, Юношей и девушкой. Влюбленные чувствуют сексуальное влечение друг к другу, но их отношения вовсе не сводятся к нему. Однако без взаимного полового влечения этот вид любви превращается в дружбу между людьми разного пола.
Брак по любви предполагает взаимность: любовь оплачивается лишь любовью. Здесь нельзя подойти со спасительным «но»: «я его не люблю, но он перспективен, я с ним проживу всю жизнь безбедно». Иногда человек идет на брак расчетливо, зная, что другой его любит, но вряд ли такой брак будет счастливым. Даже брак ради материального благополучия, заключенный с обоюдного согласия, может быть прочным, но счастливым — сомнительно.
Хорошо сказано: «Душа нам дана, чтобы верить, сердце дано, чтоб любить, ум дан, чтобы знать, во что верить, и чтобы знать, кого любить». Бывает, что глубокое и сильное чувство можно испытать и к тому, с кем мы не можем ужиться. Зачастую реальный человек и идеализированный образ имеет одну-две общие черты, ж то второстепенные. Порой девушка выбирает себе спутника жизни на основании его внешних данных: высокий рост, физически развитое тело, броская внешность. Пределом мечтаний юноши о жене являются: осиная талия, правильные черты лица, нежный голос. Молодежь часто выбирает себе спутника по внешним данным, а для семейной жизни оказываются главными внутренние качества: честность, справедливость, ум, доброжелательность, покладистый характер, нежность, заботливость, уступчивость, а также умение и желание активно участвовать в ведении домашнего хозяйства.
У мужчин и женщин, вступающих в брак, желательны: близкие культурный уровень, образование и материальные запросы, что способствует полному взаимопониманию, единству интересов. Не могут вместе ужиться два лидера, то есть два человека, у которых ярко выражены черты руководителя. Не уживутся вместе правдивый и лживый, щедрый и скупой, трудолюбивый и ленивый. Не поладят люди с ориентацией на разные нравственные и духовные ценности.
Ранний брак — это нелегкая задача для родителей: свекра и свекрови, тещи и тестя, — ведь очень многое в судьбе юной пары будет зависеть от помощи и поддержки старшего поколения.
С другой стороны, неопытность молодых — плохой советчик при выборе супруга (супруги). Здесь чаще бывают ошибки при решении важных семейных проблем, поспешность, неосмотрительность.
Что есть Эрос: некий бог, или демон, или страсть души? Рассмотрение любовных страстей души (гл. 1). Эрос как бог. Произошел ли он из Афродиты или вместе с ней? Две Афродиты: одна — небесная, другая — имеющая отношение к здешним бракам; Афродита небесная — божественнейшая Душа, порождающая столь же прекрасный Эрос (гл. 2). Эрос сущностно существует; он возник из созерцания Души. Афродита земная есть душа этой Вселенной и порождает собственный Эрос (гл. 3). Каждая душа обладает своим эросом, который относится ко всеобщему Эросу—как частная душа к мировой Душе. Эрос высшей Души есть бог, Эрос же смешанной — демон (гл. 4). Эрос, который есть демон, не является космосом, как думают некоторые (гл. 5). Толкование мифа о рождении Эроса в Пире: прежде всего, демоны отличны от богов, будучи подвержены страстям через участие в умопостигаемой материи (гл. 6). Родители Эроса: Порос (Богатство) есть умопостигаемая сущность, Пения (Бедность) — умопостигаемая материя, неопределенная и, тем самым, сообщающая Эросу беспредельное стремление. Все демоны произошли от таких же двух начал; противоестественные стремления, как и ложные мысли, не имеют сущности своим основанием, но являются претерпеваниями души (гл. 7). Зевс и Афродита суть Ум и Душа (гл. 8). Порос, его опьянение нектаром, «сад» — все это разными способами изображает одно и то же; просияние славы и истечение Логоса из Ума в Душу. Мифы дают возможность размышляющему о них свести воедино положенное ими в раздельности (гл. 9).
одно исходит от благоразумного целомудрия, свойственного самому прекрасному, другое желает достичь своего завершения в неких постыдных деяниях — таковы их начала, и отсюда следует рассматривать их посредством философии. Если же кто-нибудь полагает началом [любви] саму красоту, которая прежде, нежели влечение в душах, и узнавание, и сродство, и алогическое понимание родственного, — прав, я думаю, будет относительно истинной ее причины. Ибо безобразное противоположно и природе, и Богу. Ведь природа творит, взирая на красоту, и возводит свой взгляд к определенному, которое «стоит в одном ряду с Благом», неопределенное же — безобразно и стоит в одном ряду с иным. Природа произошла Оттуда, из Блага и, очевидно, из Красоты. Чем кто-либо восхищается и чему родствен, с образами того и живет он. Если же кто-нибудь исключит эту причину, то не будет в состоянии сказать: каким образом и благодаря каким причинам возникает страсть даже у тех, кто осуществляет любовь, соединяя тела. Ибо и они, конечно же, хотят «рождать в красоте», поскольку нелепо было бы природе, желающей творить прекрасные вещи, желать производить их в безобразии. Конечно, тем, кто движим [стремлением] рождать здесь, достаточно иметь и здешнюю красоту, которая присутствует в образах и телах, поскольку для таких людей Первообраз не присутствует, хотя он и есть причина их любви к здешней красоте в том или ином теле. Те, кто, отталкиваясь от этого, достигают воспоминания Того, те — ласково принимают эту красоту как образ; не достигшие же воспоминания — по незнанию того, что претерпевают, — представляют эту красоту истинной. Остающиеся целомудренными не совершают ошибки в усвоении этой [чувственной] красоты, ошибаются же те, кто падает в [плотское] соединение с ней. Тот, чей эрос красоты чист, ласково приемлет лишь красоту, неважно — вспоминает он при этом или нет, — но тот, чья любовь смешана с иным желанием — «быть бессмертным, насколько это возможно в смертном», тот ищет красоту в постоянном и вечном; идущий согласно природе, он зачинает и рождает в красоте; зачиная в вечности, зачинает он в красоте, благодаря сродству красоты. Ибо, конечно же, вечность сродственна красоте, и вечная природа первично прекрасна, и те вещи, которые от нее, все прекрасны. Значит, то, что не стремится рождать, в большей степени довольствуется собой в красоте, тот же, кто устремлен творить, желает творить красоту, поскольку нуждается в ней и не самодостаточен; ему думается, что если он сотворит красоту, то и сам родит себя в красоте. Те же, что желают рождать в беззаконии и помимо природы, [тем не менее] положат начало пути согласно природе [и лишь затем] они уклонятся от него; словно соскользнув с дороги, лягут они, падшие, не зная — ни куда их вел Эрос, ни куда — стремление рождать, ни для чего нужны образы красоты, ни что есть сама красота. В самом деле, те, кто любят красивые тела, и любят, [плотски] соединяясь с ними, любят их потому, что они красивы; они любят их смешанной любовью, о которой мы уже говорили; они любят женщин, чтобы быть в вечности, если же женщины не таковы [т. е. не предназначены для этого], то они обманываются [в своем стремлении]; те [кто любит чистую красоту] — лучше; впрочем, целомудрены и те, и другие. Однако те, кто окружает благоговейным почитанием [чувственную] красоту, тем этого достаточно; те же, что вспомнили, не обвиняют эту [земную] красоту, видя в ней игру высшей красоты и ее завершение. Они не отягощают красоту безобразием, хотя есть и другие, впавшие в безобразие благодаря красоте, ибо наличие стремления к благу часто приводит к впадению во зло. Вот что можно сказать о [любовных] страстях души.