Скачиваний:
564
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
4.94 Mб
Скачать

Глава 11 Социально-когнитивная теория

ТЕЗИСЫ

• Понимание сути как социальных, так и когнитивных процессов необходи­мо для понимания мотиваций, эмоций и действий. У людей имеются пять ос­новных когнитивных способностей: символизации, предвидения, опосредова­ния, саморегуляции и самоанализа. Люди взаимно детерминируют друг друга и детерминируются окружающей средой.

• Большая часть человеческого поведения заучивается посредством наблю­дения за моделями. Научение через наблюдение включает в себя четыре глав­ных процесса: проявление внимания, сохранение, продуцирование и мотива­цию.

• Научение через последствия реакции является, главным образом, когни­тивным процессом. Последствия реакции создают скорее ожидания, чем свя­зи типа стимул — реакция. Дополнительные источники прогнозирующей ин­формации могут быть косвенными (здесь для получения информации наи­большее значение имеют наблюдения за другими) и символическими (здесь акцент делается на выслушивании объяснений).

• Три основные регулирующие мотивационные системы — это системы, ба­зирующиеся на внешних, косвенных и самопродуцированных результатах. Саморегулирование поведения включает в себя самонаблюдение, оценочные процессы и самореактивные процессы (самоответ).

• Концепции личной эффективности являются наиболее важными для лю­дей, стремящихся к действию. Осознание самоэффективности индивида — это суждение о способности данного человека достичь определенного уровня выполнения задач. Источником информации об эффективности является до­стигнутое при совершении действия, косвенный опыт, вербальное убеждение и физиологические состояния. Информация об эффективности обрабатыва­ется когнитивно с различными степенями точности.

• Люди ставят перед собою цели, что приводит к нарушению равновесия; таким образом появляется мотивация для действия. Осуществление целей также важно для развития самоэффективности.

• Кратко описаны моделирование через участие, отличительные черты под­хода к консультированию, разработанного на базе социально-когнитивной теории. Методы социально-когнитивной теории применяются при консульти­ровании в сферах карьеры и развития, при формировании мотивации и раз­витии способности к достижению успеха в образовательной сфере, при фор­мировании привычки к здоровому образу жизни.

Введение

Название «социально-когнитивная теория» отражает признание как влияния соци­ума на мысли и действия людей, так и большой роли когнитивных процессов в форми­ровании мотиваций и эмоций и в совершении действий. Бандура является, прежде все­го, академическим психологом, и его работы рассматриваются в данной книге по следу­ющим причинам. Во-первых, Бандура «бросает вызов» Скиннеру, с другой точки зре­ния рассматривая принципы подкрепления. Во-вторых, работа Бандуры, посвященная научению через наблюдение, внесла большой вклад в понимание того, как у клиентов формируются полезное и вредное мышление и поведение. В-третьих, Бандура представ­ляет и разрабатывает когнитивные концепции (такие, как концепция самоэффективно­сти и концепция саморегулирования), которые заслуживают внимательного рассмот­рения всеми консультантами. В-четвертых, Бандура является усердным исследовате­лем, причем он регулярно знакомится с результатами исследований, проведенных дру­гими специалистами. На его примере можно продемонстрировать, как результаты ис­следований информационно обогащают теорию.

Альберт Бандура

Альберт Бандура родился в 1925 году в Мундаре — на севере канадской провинции Альберта.

Бандура пришел в психологию случайно. Он ежедневно ездил в университет Бри­танской Колумбии, являясь участником автопула (студенты договорились по очереди обеспечивать автомашину для доставки группы к месту учебы), у остальных членов которого занятия начинались раньше. Бандура записался на курс психологии, чтобы заполнить свободные ранние часы.

В 1949 году Бандура закончил учебу в университете Британской Колумбии, при­чем его специализацией была психология. В 1952 году он поступил в докторантуру по клинической психологии (возможность повышать квалификацию в докторантуре была предоставлена Бандуре Университетом штата Айова). После окончания докторантуры Бандура в течение года занимался по программе постдокторской интернатуры в Кон­сультационном центре Вичиты. Затем он стал преподавать в Стэнфордском универси­тете в Калифорнии и в 1964 году был назначен профессором. В 1974 году Бандура так­же был избран президентом Американской психологической ассоциации. Он получил множество наград, в том числе награду Американской психологической ассоциации за большой вклад в развитие психологической науки (в 1980 году).

В период жизни в штате Айова Бандура встретил на поле для гольфа Вирджинию, которая вскоре стала его женой. У них две дочери. Увлечениями Бандуры, помимо голь­фа, являются пеший туризм (Бандура отдает предпочтение высокогорным районам ка­лифорнийской Сьерры), посещение оперы и ресторанов.

Бандура опубликовал в журналах множество статей, в которых представлены ре­зультаты проведенных им исследований.

Основные темы этих статей следующие: моральное развитие; научение через на­блюдение; формирование чувства страха; стратегии лечения с использованием мето­да моделирования через участника; влияние средств информации и когнитивного ре­гулирования поведения, особенно механизмов человеческой активности (agency) и восприятия людьми своей эффективности при воздействии на события, которые име­ют большое значение в их жизни.

Бандура написал книги: «Социальное научение и развитие личности» (Social Learning and Personality Development), эту книгу он написал в соавторстве с Ри­чардом Уолтерсом); «Принципы модификации поведения» (Principles of Behaviour Modification); «Агрессия: анализ с позиции социального научения» (Aggression: A Social Learning Analysis); «Теория социального научения» (Social Learning Theo­ry); «Социальные основы мышления и поведения: социально-когнитивная теория» (Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory); «Самоэф­фективность в меняющихся обществах» (Self-efficacy in Changing Societies) (дан­ная книга вышла под редакцией Бандуры) и «Самоэффективность: тренировка конт­роля» (Self-efficacy: The Exercise of Control) (эта книга готовится к печати).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Человеческая природа

У людей с рождения есть элементарные рефлексы, но люди не имеют врожденных репертуаров поведения и, следовательно, должны их приобрести в процессе научения. Биологические факторы, однако, ограничивают процесс научения. Например, гены и гормоны влияют на физическое развитие, от которого, в свою очередь, зависят потен­циальные поведенческие возможности. Кроме того, существуют рудиментарные есте­ственные способности, на основе которых посредством научения можно сформировать новые реакции (например, так происходит при развитии речи). Часто бывает трудно четко разделить поведение, основанное на опыте, и физиологическое влияние, поэто­му представляется целесообразным анализировать детерминанты поведения, а не пы­таться выделять такие категории поведения, как выученное и врожденное поведение. Человеческая природа обладает большим (ограниченным определенными биологиче­скими факторами) потенциалом, который преобразуется при прямом и опосредован­ном приобретении опыта в самые разные формы.

Процесс мышления — это психонейронный процесс. Важно, однако, проводить раз­личие между психологическими и биологическими законами. Следует избегать упро­щенного редукционизма — урезания психологии до биологии, которая урезана до хи­мии, урезанной, в свою очередь, до физики, представленной как наука, изучающая лишь законы движения атомных частиц. Психологи фокусируют свое внимание, на­пример, на том, как лучше всего создавать системы верований (убеждений) и разви­вать личные способности. Решить эти проблемы невозможно, изучая лишь нейрофизи-ческие механизмы. Интересный вопрос — как люди активизируют происходящие в го­ловном мозге процессы, которые выходят за пределы существующих когнитивных структур с целью порождения новых когнитивных событий и которые характеризуют проявления личностной активности.

Человеческие способности

В то время как распространенная ранее концепция классического обусловливания (и даже концепция оперантного обусловливания) может рассматриваться как модель типа S ^ R, или стимул т> реакция, социально-когнитивная модель Бандуры — это, скорее, модель типа S ^ О -^ R, или стимул ^ опосредованные организмом когнитив­ные процессы Н> реакция. Но даже эта модель, состоящая из трех звеньев, не полно­стью соответствует представлению Бандуры о взаимодействии личностного обуслов­ливания и обусловливания окружающей средой.

Ниже перечислены пять основных когнитивных способностей, которые характери­зуют людей. Во-первых, люди обладают способностью символизации. Они могут пре­образовывать свой опыт в символы и обрабатывать эти символы. Они могут создавать идеи, выходящие за пределы их сенсорного опыта. Тот факт, что люди способны симво­лизировать, не обязательно означает, что они разумны. Мышление может быть и по­лезным, и вредным, в зависимости от качества навыков мышления людей и адекватно­сти доступной им информации. Во-вторых, люди обладают способностью предвиде­ния. В большинстве случаев регуляции поведения людей главную роль играет скорее предусмотрительность, чем реакция непосредственно на окружающую среду. Люди предвидят последствия своих действий и ставят перед собою цели. Предвидение — это не просто учет суммы имевших место ранее последствий, а результат размышлений.

В-третьих, люди обладают способностью опосредования (викарной способно­стью). Фактически в основе человеческого научения лежит не прямой опыт, а наблю­дения за поведением других людей и его последствиями. Опосредованное (викарное) научение сокращает время, которое требуется людям на приобретение необходимых навыков. Некоторые навыки, например языковые, являются настолько сложными, что ма­ловероятно, чтобы им можно было научиться без использования моделирования. В-чет­вертых, люди обладают способностью саморегуляции. Они развивают внутренние стандарты, с помощью которых оценивают свое поведение. Такая самооценка влияет на поведение людей в дальнейшем. В-пятых, люди обладают способностью самоана­лиза. Способность рефлективного самоосознания является чисто человеческой. Люди могут анализировать свой опыт и оценивать адекватность своих мыслительных про­цессов. Наиболее важный и распространенный тип мышления, связанный с самонаб­людением, — это суждения людей о своей способности иметь дело с различными вари­антами реальности.

Человеческая агентность - и взаимный детерминизм

Человеческая агентность — это способность осуществлять самоуправление через контроль над собственными мыслительными процессами, мотивациями и действиями. Человеческая агентность концептуализирована в трех основных понятиях. Эти поня­тия следующие: автономная агентность (люди являются полностью независимыми агентами своих действий); механическая агентность (данная агентность базируется на детерминантах окружающей среды); взаимодействующая агентность (данная агент­ность возникает на основе двух других типов агентности и является моделью социаль­но-когнитивной теории).

В основе взаимодействующей агентности лежит модель триадической взаимности. Взаимность связана с причинной обусловленностью трех факторов. Поведение (В — behaviour), когнитивные и личностные факторы (Р — person) и влияние окружающей среды (Е — environment) действуют как независимые взаимные детерминанты. На рис. 11.1 схематически изображена позиция взаимного детерминизма. «Влияния характеризуются различной избирательной силой и не оказываются одновременно» (А. Бандура, личное общение, 1 февраля 1994 года).

Хотя влияние окружающей среды исследовалось скрупулезно, значение личного контроля явно недооценивалось. Установлено, что формирование окружающей среды имеет как причины, так и следствия. Сторонники средового детерминизма, например Скиннер, являются непоследовательными, когда утверждают, что людьми управляют внешние события, и в то же самое время заявляют, что они используют технологию изменения поведения, позволяющую контролировать окружающую среду. Более того, психологические взгляды на детерминизм влияют на поведение. Например, личност­ные детерминанты в большей степени способствуют развитию самоуправляемой лич­ности. В конечном счете человеческое поведение — это результат взаимодействия вне­шних событий и личных детерминант (в частности, генетического фонда), приобретен­ных умений, рефлективного мышления и самоинициативы. Люди свободны в той степе­ни, в какой они способны оказывать влияние на самих себя и определять свои действия.