Скачиваний:
563
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
4.94 Mб
Скачать

Введение

Слово «существование» («экзистенция») происходит от латинского слова existere, буквально означающего «выделиться, появляться». Существование — не статический процесс, существование связано с возникновением или становлением (May, et al., 1958). Экзистенциальные подходы к консультированию имеют отношение к науке и процессам бытия. Наука бытия известна как онтология (это слово произошло от гре­ческого слова ontos, означающего «бытие»). Экзистенциальные консультанты помога­ют клиентам выстоять или утвердить свое существование, несмотря на ограничения, с которыми связано существование, и в пределах этих ограничений.

В основе экзистенциальных подходов консультирования лежит экзистенциальная философия. Наиболее выдающимися экзистенциальными философами были Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер и Сартр. Экзистенциализм Кьеркегора не выходит за рамки христи­анства; Кьеркегор считал, что страх, тревога и отчаяние — «болезни, ведущие к смер­ти» — свойственны людям, отдалившимся от своей природной сущности (Kierkegaard, 1954). Ницше был атеистически настроенным экзистенциалистом, в его работах пред­ставлена нигилистическая картина мира, в которой «Бог мертв»; на фоне этой картины люди самоутверждаются (Tillich, 1952). Хайдеггер (Heidegger, 1962) в своей работе «Бытие и время» (Being and Time) концентрирует свое внимание на поисках бытия и анализирует концепцию dasien, «бытия здесь», или существования. Сартр, будучи марксистом, разделял идеи Ницше относительно безбожного мира. Он подчеркивал, что, сопротивляясь отчаянию и небытию, люди постоянно испытывают потребность делать выбор, который формирует сущность их существований (Sartre, 1956). Пока люди живы, они не имеют никакой возможности уклониться от потребности в самооп­ределении.

На развитие экзистенциальных подходов консультирования также повлияли рели­гиозные философы; особенно сильное влияние оказали Бубер, еврейский богослов, и Тиллих, протестантский христианский богослов. Бубер (Buber, 1965, 1970) считал, что люди являются не отдельными существами, а «срединными» созданиями. Бубер выде­лял два типа «срединных» отношений — отношения «Я — Оно», включающие в себя функциональные отношения, в рамках которых другие люди рассматриваются как объекты, и отношения «Я — Ты», включавшие в себя взаимное влияние и переживание чувств другого человека. В своей книге «Мужество быть» (The Courage to Be) Тиллих (Tillich, 1952) анализирует человеческое существование в рамках религиозного подхо­да. Для Тиллиха мужество быть — это «этический акт, посредством которого человек подтверждает свое собственное бытие, несмотря на те элементы, которые противоре­чат его самоутверждению» (р. 3).

Экзистенциальные подходы консультирования используются не только для разре­шения лежащих на поверхности проблем, но и для оказания клиентам помощи в их противостоянии основным проблемам существования, связанным с тревогой, отчаяни­ем, смертью, одиночеством, отчуждением и бессмысленностью. Все перечисленные проблемы могут стать источником «экзистенциальной боли» (Yalom, 1989, р. 4). Экзи-стенциальные подходы консультирования также могут быть использованы для реше­ния проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потен­циалом.

Ялом отмечает, что подходы консультирования «отражают патологию, которую с их помощью можно излечивать, и формируются этой патологией» (Yalom, 1980, р. 223). Ялом указывает на различие между консультационными потребностями ограниченных запретами и сексуально скованных жителей Вены конца девятнадцатого столетия и консультационными потребностями носителей «вседозволяющей» американской куль­туры конца "двадцатого столетия. В прошлом существование большинства людей было предопределено, в то время как в наше время люди имеют достаточно большой выбор, позволяющий им определять собственное существование различными способами.

Существует много экзистенциальных подходов консультирования. Экзистенциаль­ное консультирование Ялома и Мэя и логотерапия Франкла — два таких подхода, ко­торые наиболее часто используются в современном консультировании. В данной главе рассматриваются теория и практика экзистенциального консультирования Ялома и Мэя, а в следующей главе — логотерапия Франкла.

Ирвин Ялом и Ролло Мэй

Ирвин Ялом

Ирвин Ялом родился в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1931 году. Его родители были российскими иммигрантами. В 1920-х годах они без гроша в кармане прибыли в Соеди­ненные Штаты. Ялом писал: «В детстве я провел очень много часов, тихо ненавидя злоб­ный язык моей матери» (Yalom, 1989, р. 147). Своим же отцом Ялом восхищался. Он столкнулся в детстве с двумя дополнительными экзистенциальными трудностями, ко­торые позже описал так: «На улицах черные набрасывались на меня из-за моей белиз­ны, а в школе белые нападали на меня из-за того, что я еврей» (Yalom, 1989, р. 88). В 1952 году Ялом получил степень бакалавра гуманитарных наук в Университете Джор­джа Вашингтона, а в 1956 году — степень доктора медицины в Бостонском университе­те. В течение следующих шести лет он был интерном в Нью-Йоркской больнице Горы Синай, ординатором-психиатром, прикомандированным к Балтиморской больнице Джо­на Хопкинса, консультантом в Институте Патуксент, штат Мэриленд, а также капита­ном Американской армии в Гонолулу. В 1962 году Ялом был назначен преподавателем психиатрии в Школе медицины Стэнфордского университета, а затем — ассистентом профессора, кандидатом на должность профессора и профессором в 1963,1968 и 1973 го­дах соответственно. Ялом женился в 1963 году, и они с женой Мэрилин воспитали че­тырех детей. Хотя в 1993 году Ялом перестал работать в Стэнфорде, он остается очень активным и продолжает проявлять себя как автор научных работ и психотерапевт.

Ялом опубликовал большое количество научных трудов. Он написал следующие книги: «Теория и практика групповой психотерапии»*, «Экзистенциальная психотера­пия» , «Групповая психотерапия стационарных больных», «Палач любви и другие рассказы о психотерапии» (The Theory and Practice of Group Psychotherapy, Existential Psychotherapy, Inpatient Group Psychotherapy, Love's Executioner and Other Tales of Psychotherapy"). Кроме того, Ялом является соавтором следующих книг: «Группы встреч: первые факты», «Каждый день понемногу сближает» и «Краткое руководство по группо­вой психотерапии» (Encounter Groups: First facts, Everyday Gets a Little Closer и Concise Guide to Croup Psychotherapy). Ялом также написал вместе с терапевтом Ролло Мэем главу, посвященную экзистенциальному консультированию, в книге «Современная пси­хотерапия» (Current Psychotherapies) (May, Yalom, 1989). В 1993 году работа Ялома «Когда Ницше плакал» (When Nietzsche Wept) получила золотую медаль Клуба Содру­жества наций в номинации «Лучший роман 1992 года». Следует отметить, что все книги Ялома написаны в классическом стиле, но при этом очень доходчиво.

Ролло Мэй

Ролло Мэй (1909-1994) родился в штате Огайо. Он был одним из семерых детей в се­мье; его отец, секретарь YMCA (Young Men's Christian Associons), довольно часто пере­возил семью с места на место. Взаимоотношения родителей Мэя были сложными, и его жизнь в родительском доме была нерадостной, что обусловило развитие у него позже интереса к консультированию. Мэй описывает свою мать как «суку — киску на колесах» (Rabinowitz, Good, Cozad, 1989, p. 437). Единственная сестра Мэя, которая была стар­ше его, была психотиком и провела некоторое время в психиатрической больнице. Для того чтобы отдохнуть от семейных проблем, Мэй уходил спокойно посидеть и поиграть на берега реки Сент-Клер. В школе его считали мятежником. Мэй изучал свободные искусства в Оберлинском колледже и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1930 году. Затем Мэй поехал в Грецию, где в течение трех лет преподавал гуманитар­ные предметы мальчикам в возрасте 12-18 лет и изучал историю древнегреческой ци­вилизации. Кроме того, во время одних летних каникул Мэй поехал в Вену, где остано­вился с целью изучения индивидуальной психологии под руководством Альфреда Ад­лера. В 1938 году Мэй получил степень бакалавра богословия в Теологической семина­рии Соединенных Штатов. Здесь он встретился с Полем Тиллихом, который незадолго до этого был выслан из нацистской Германии. Эта встреча положила начало их дли­тельной дружбе. Тиллих сильно повлиял на мышление Мэя. В 1949 году Мэй получил степень доктора философии, специализируясь в области клинической психологии в Колледже преподавателей Колумбийского университета. Добиваясь докторской сте­пени, Мэй заболел туберкулезом. На выздоровление ушло почти два года. Все это вре­мя Мэй провел в постели в санатории, расположенном в сельской местности в штате Нью-Йорк. Во время болезни он много читал и размышлял о природе тревоги. Свои идеи Мэй изложил в книге «Смысл тревоги» (The Meaning of Anxiety). В период жиз­ни в Нью-Йорке Мэй практиковал в качестве частного психиатра, писал книги и ста­тьи, был адъюнкт-профессором в Новой школе социальных исследований при Нью-Йор­кском университете и обучающим аналитиком и наблюдателем в Институте Уильяма Алансона Уайта. Затем Мэй жил в Сан-Франциско, где он писал, преподавал и встре­чался с клиентами. Мэй дважды разводился и в 1989 году честно признался: «У меня всегда были хорошие друзья и возлюбленные, но я до смерти напуган браком» (Rabi-nowitz, Good, Cozad, 1989, p. 437). Мэй умер 22 октября 1994 года в возрасте 84 лет.

В молодости Мэй проявлял большой интерес к английской литературе, что обусло­вило его писательскую плодовитость. В течение длительного периода времени он, зани­маясь консультированием, активно разрабатывал экзистенциальные и гуманистические идеи. Мэй написал книги «Искусство психологического консультирования»* (The Art of Counseling), «Смысл тревоги» (The Meaning of Anxiety), «Психология и человеческая дилемма» (Psychology and the Human Dilemma), «Любовь и воля» (Love and Will), «Власть и невинность: поиск источников насилия» (Power and Innocence: A Search for Sources of Violence), «Мужество творить» (The Courage to Create), «Свобода и судьба» (Freedom and Destiny) и «Мои поиски красоты» (My Quest for Beauty). Мэй отредакти­ровал книгу «Существование: новое измерение в психиатрии и психологии» (Existence: A New Dimension in Psychiatry and Psychology), в которую вошли две важные главы, написанные Мэем. Хотя Мэй был доволен своей жизнью в преклонном возрасте, он от­мечал: «Я не хотел бы пройти через эту жизнь снова. Я думаю, что одного раза достаточ­но. Я не знаю, сделал бы я что-нибудь по-другому, но это было бы слишком скучно» г, Good, Cozad, 1989, p. 439).