Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
консультирование литература / Климов Е.А. - Профессиональное консультирование.doc
Скачиваний:
271
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
334.34 Кб
Скачать

О развитии человека как субъекта труда

Поясним вначале на конкретных примерах, какой смысл может иметь выделение понятия “субъект деятельности”.

В межшкольном учебно-производственном комбинате имеется около десяти профессиональных профилей. Один из них — машинопись. Десятиклассница Лена Ф. активно, сосредоточенно осваивает работу на пишущей машинке, досконально вникает в задания, старается их безупречно выполнить, осознать и изжить встречающиеся ошибки. У нее хорошее житейское правило, усвоенное, судя по всему, от мамы: “Если уж приходится тратить время на какое-то дело, надо его “добивать” до конца. Делать так, чтобы не переделывать”. Из беседы с Леной выясняется, что ей нравится работать на пишущей машинке. Вместе с тем на вопрос, собирается ли она дальше работать по соответствующей профессии, Лена широко открыла глаза: “Нет, конечно”. Выясняется: она собирается стать математиком, а что касается навыков работы на машинке, то “это всегда пригодится в жизни”. Лена даже не отвергает мысли, что эти навыки понадобятся ей для печатания будущей диссертации. Итак, мы ,чуть было не оказались в “ диагностической ловушке ”,- поскольку оценку субъекта на уровне действия и частных видов активности могли принять за оценку его на уровне целостной деятельности.

Деятельность учащихся разнообразна, разносторонняя. Так, катаясь на велосипеде, подросток Женя А. отдается этому занятию всей душой. Он научился даже ездить задом наперед, переезжать “прыжком” через канавы и небольшие бревнышки. В этот же период, найдя брошенный кусок жестяной вентиляционной трубы, он погружается в “жестяницкие работы” и делает себе некоторое подобие рыцарских доспехов. Научившись играть на балалайке, “Во саду ли в огороде ль”, он объединяется с другими ребятами, один из которых имеет гитару, а другой — мандолину, и вот они подолгу и с увлечением “репетируют” ансамблем.

Здесь мы видим несколько не связанных между собой (по крайней мере взаимосвязь не очевидна) активных деятельностей, но еще нет единой целостной деятельности. У Лены Ф. же сформированы далекие жизненные цели, в соответствии с которыми, осмысливаются все частные виды активности.

Под субъектом деятельности мы будем понимать системную организацию психики, включающую ряд свойств разных уровней. Что это за свойства и что за уровни? Выделим, прежде всего, два уровня организации активности человека уровень действия и уровень целостной деятельности.

Мы, например, озабочены тем, чтобы ученик приобретал способность усваивать и осуществлять исполнительские операции — двигательные, познавательные, социально-коммуникативные (умел, скажем, сделать полку для книг, подобрать материал по теме, дать поручение другим учащимся и проконтролировать его исполнение). Мы, далее, добиваемся, чтобы ученик умел решать определенные задачи, был способен принять или самостоятельно построить образ цели конкретных действий. Нам известно, что, выполняя действия, учащийся испытывает некоторые эмоции, и мы стараемся, чтобы они были по возможности положительными, заботимся, чтобы у ученика развивался волевой самоконтроль. Все это характеризует взаимодействие с учащимся на уровне действия и психологических условий последнего. Это важно, но далеко не все в субъекте деятельности.

Ведь у учащегося есть некоторые идеалы (представления об образцах людей, их жизни и деятельности), мировоззрение, представления об иерархии ценностей, осознание значения своей деятельности, своих возможностей, имеется некоторый “образ- я” (а он сам по себе сложен: “я в прошлом”, “я теперь”, “я в будущем” и т. д.), система эмоциональных отношений к разным сторонам действительности (к людям, коллективу, Отечеству, труду и т. д.), конкретные замыслы, личные профессиональные планы. Это уже не уровень отдельных действий или их “цепочек”, а более высокий уровень целостной деятельности, уровень образа жизни.*

Подготовить подрастающего человека к труду, к выбору профессии — это, значит позаботиться о формировании не только некоторых навыков, действий, знаний, интересов, но именно некоторой целостной структуры субъекта деятельности.

Стадия профессионального самоопределения подрастающего человека — органичное звено целостного процесса его развития. В связи с этим совершим краткий обзор развития человека как субъекта деятельности, в частности трудовой. В данном случае мы будем исходить из широко принятой в советской науке периодизации возрастного развития (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). Это поможет нам основательнее понять некоторые специфические особенности учащихся на стадии их подготовки к труду, выбору профессии, на стадии проектирования жизненного пути. Поскольку у нас идет речь о субъекте деятельности, обозначим возрастные “эпохи”, “периоды”, “фазы” в терминах, имеющих прямое отношение к видам деятельности.

Стадия предигры (“эпоха раннего детства”, по Д. Б. Эльконину)— от рождения приблизительно до 3 лет (то есть около 5% всего цикла развития субъекта деятельности — от рождения до пенсионного возраста в нашей стране). В это время ребенок в процессе общения со взрослыми овладевает функциями восприятия, движениями, речью, усваивает некоторые манипулятивные, “соотносящие”, орудийные действия с общественно выработанными предметами, простейшие правила поведения и моральные оценки.

Стадия игры (“период дошкольного детства”)— от 3 до 6—8 лет (примерно 7% цикла развития субъекта деятельности). В это время ребенок овладевает “основными смыслами” человеческой деятельности, межлюдскими отношениями и соответствующими действиями в системе игр (ролевых, символических, коллективных, дидактических), организуемых в той или иной степени взрослым, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и при выполнении отдельных трудовых и учебных заданий.

В это время, как известно, уже появляется и развивается на основе развития речи способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляются и развиваются- соподчинение мотивов, способность к волевым усилиям, направленным на достижение привлекательных целей, способность к самооценке. Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности, основой развития которого являются типичные формы реагирования ребенка.

Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (шофером, поваром и т. д.). Он узнает, что для этого надо учиться. Как показывают интересные и перспективные исследования В. И. Логиновой и ее учеников, происходит активное развитие знаний дошкольников о труде взрослых. Если позаботиться о том, чтобы дети усвоили мысленную схему анализа труда (например, последовательность его рассмотрения: замысел, материал, инструмент, действия, результат), то шестилетки подходят к характеристике труда так, что это сделало бы честь иному взрослому.

Вот фрагмент протокола из исследования Н. М. Крыловой. Дети самостоятельно строят знание о новой для них профессии животновода (рассуждения стимулированы картинкой и игрушкой): “Кто-то сказал из детей: “Коровница”, а Аня поправила: “Нет, эта профессия называется “телятница”. Она задумала вырастить коров. У нее материал — телята. Инструменты — я не знаю. Действия — кормит их, наверное, дает воду. И из телят вырастают коровы”.

В дошкольном возрасте формируется готовность к школьному обучению.

Стадия овладения учебной деятельностью (“период младшего школьного детства”)— от 6— 8 до 11—12 лет (около 7% цикла развития субъекта деятельности). В это время интенсивно развиваются способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности, способность преднамеренно действовать “про себя”, “в уме” (воображение, планирование). Осваиваются новые социальные требования и межлюдские отношения, связанные с режимом школы, включенностью в системы “учитель — ученик”, “ученик — соученик”, “ученик младшего класса — ученик старшего класса”. Происходит дальнейшее усвоение правил и норм поведения уже в виде не более или менее разрозненных фрагментов, а четко сформулированной и весьма развернутой системы обобщенных требований (они уходят корнями в игровые правила дошкольников). Все более активно формируются навыки общественного взаимодействия младших школьников как сначала октябрят, а затем членов пионерской организации. Воспитываются чувство личной и коллективной ответственности за порученное дело, понятие и чувство долга, другие морально-политические понятия и чувства (коллективизм, интернационализм).

Наряду с учением важную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играет труд. Важно отметить, что и в собственно учебной деятельности формируются определенные компоненты профессиональной пригодности или их предпосылки, качества, которые в трудовых ситуациях окажутся профессионально ценными, ценными для человека как труженика (например, способность работать по заданию, внимательность).

Стадия оптации (подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования, выбора профессионального пути)— период, приблизительно соответствующий “эпохе подростничества”, по Д. Б. Эльконину. Эта приблизительность связана с тем, что некоторые подростки уже с 15 лет переходят в систему профессионального обучения (в средние профтехучилища, техникумы, специальные школы, училища), а некоторые делают это после окончания десятилетки. Это интервал от 11—12 до 14—18 лет (8% цикла развития субъекта деятельности).

Следует отметить, что термин “старший школьный возраст” становится в связи со сказанным крайне неудобным. В каком возрасте находятся учащиеся профтехучилищ? В старшем... школьном? То, что возрастная психология отчасти застревает на изучении учащихся общеобразовательной школы и мало еще уделяет внимания специфическим особенностям учащихся профтехучилищ и техникумов, не может служить основанием для такого обозначения возрастного периода.

В рассматриваемый период происходят овладение системой социально значимых (для “мира взрослых”) ценностных представлений, идеалов (мысленных образцов построения жизни, профессионального пути), активное и действенное усвоение системы должных (“взрослых”) отношений со сверстниками и старшими, активный самоанализ и соотнесение своей личности с “миром взрослых”, попытки реального планирования своего будущего. Особенно интенсивно и активно формируются в этот период моральные понятия, знания о людях, обществе, о профессиях, то есть основы общей и профессиональной направленности личности. Обостряются переживания, связанные со стремлением детей стать взрослее, подчеркнуть то, что их отличает от “маленьких”. Собственно учебная деятельность в том виде, в каком она традиционно предлагается в школе, отступает в сознании подростка на второй план по сравнению с активной деятельностью по освоению “мира взрослых” (в меру того, как его понимает подросток).

Приобретение знаний, навыков активно происходит и вне школы, самостоятельно и целенаправленно, иной раз безотносительно к собственно школьным ценностям и вопреки ожиданиям родителей и педагогов. Подросток может быть, например, поглощен “оживлением” старого велосипедного мотора, который он прикрепляет, к им же модифицированным останкам велосипеда, и с треском носится на изготовленной им, таким образом, системе. При этом он очень многое узнает о тонкостях соответствующих двигателей, топлив, масел, технических узлов и механизмов, многому научается. Правда, все это “не нужно” с точки зрения очередной темы, изучаемой в школе, и тот же подросток может выглядеть на уроках “слабым”, “отсталым”, “запущенным” учеником. Все это всё более активными попытками самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации, стремлением подготовить себя к будущему (опять-таки в меру того, как понимает подросток соответствующие цели). Интенсивно развивается способность осознавать операции мышления и применять их.

Стадия оптации завершается оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек включает себя в перспективе. Оформляются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, достаточно определенные и твердые решения. Это то, чего не было на предшествующих стадиях и что может считаться специфическим новообразованием в сознании подрастающего человека.

Стадия профессиональной подготовки — от 15—18 до 16—23 лет (около 7% цикла развития субъекта деятельности). В это время осваивается система основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, происходит овладение знаниями, умениями, навыками, важными для будущей профессиональной деятельности, для жизни, для успешного профессионального старта. Развиваются, образуются определенные констелляции (комплекты) профессионально важных личных качеств, формируется профессиональная пригодность.

Стадия развития профессионала—от 16—23 лет до пенсионного возраста (около 0,66 цикла развития субъекта деятельности). В это время происходит дальнейшее вхождение в систему межлюдских отношений данной профессиональной общности и дальнейшее развитие, формирование всех элементов структуры субъекта деятельности.

В дальнейшем речь пойдет только о четвертой стадии — стадии оптации, которая примерно соответствует старшему подростковому возрасту и ранней юности. Будут обсуждаться в этой связи только психолого-педагогические и психолого-трудоведческие вопросы руководства профессиональным самоопределением учащихся.

Подрастающего человека на стадии оптации мы, как уже указывалось, называем оптантом, а человека, представляющего общественные интересы и сознательно выполняющего роль руководителя, советчика (по отношении к оптанту),— профконсультантом. В официальных перечнях профессий нет этого последнего термина. Обычно в роли профконсультанта оказываются педагог (учитель, классный руководитель, работник приемной комиссии профессионального учебного заведения), работник (часто это психолог) кабинета профориентации или профконсультации в межшкольном учебно-производственном комбинате или профориентационном центре, работник системы распределения трудовых ресурсов.

Таким образом, “оптант”— не указание на возраст, а “профконсультант”,— не указание на должность. Эти термины указывают на определенного рода функции, роль, положение человека в системе межлюдских отношений. Обязательным условием для выполнения функций профконсультанта следует полагать высшее “человековедческое” образование (педагогическое, психологическое, медицинское). В идеале профконсультант должен иметь рабочее место, оснащенное необходимыми информационными и психодиагностическими средствами (справочниками, картотеками профессий, учебных заведений, предприятий, методиками исследования свойств личности), аудиовизуальными и другими техническими средствами обучения (для расширения ориентировки оптантов в мире труда). В настоящее время постепенно накапливается соответствующий практический опыт.

Профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться по крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений).

Изменения, характеризующие ход профессионального самоопределения в это время, сложны, многоплановые имеют свою структуру.

Их можно представить следующим образом:

1) становление необходимой для данного этапа развития информированности о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессионального пути. Если выражаться в терминах психологического направления, разрабатываемого П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной, 3. А. Решетовой и их сотрудниками, то речь идет о формировании “ориентировочной основы” действий по решению задачи о выборе профессии;

2) формирование склонностей, действенных интересов, преобладающих форм активности, часто приводящих к успеху и обусловливающих эмоциональные переживания удовлетворенности не только результатом, но и процессом деятельности;

3) появление новых качественных синтезов способностей, операциональных возможностей;

4) возникновение специфических взаимоотношений с родителями, связанных с обсуждением, определением профессионального будущего детей;

5) преобразование взаимоотношений со сверстниками, старшими и младшими товарищами, связанное с обдумыванием, определением профессионального будущего (одни отношения отмирают, другие упрочиваются или возникают вновь);

6) установление специфических, деловых взаимоотношений с людьми, представляющими интересы общества, производства, профессионального образования в связи с профессиональным самоопределением молодежи (с учителями, методистами, профконсультантами в соответствующих кабинетах, центрах, с профессионалами тех или иных профилей);

7) образование новых качественных синтезов в самосознании (в “образе я”, в самооценке), в частности, формирование того или иного уровня притязаний в отношении будущего профессионального статуса, будущих достижений, ступеней профессионального продвижения;

8) построение личных, профессиональных планов как образов с их регулирующей функцией в отношении профессионального пути (ведь человек в отличие от машины управляется не внешними толчками, а внутренними регуляторами — образами, которые важно строить педагогическими средствами).

Часть перечисленных пунктов характеризует гностическую (информационную, ориентировочную) основу деятельности оптанта, часть — исполнительную, практическую. Рассмотрим более подробно вопросы, относящиеся к информированности оптанта и его личным, профессиональным планам.

Специфическая информированность в связи с профессиональным самоопределением должна рассматриваться как часть общеобразовательного минимума человека, а не просто как некая добавка к обязательным знаниям.

Если мы полистаем учебники средней школы, то еще и еще раз убедимся, насколько большой учебный материал предлагается для усвоения. Например, в учебнике ботаники подробно и ярко подана жизнь растений, даже то, что у одних растений осенью листья приобретают золотисто-желтую окраску, а у других, оставаясь долго зелеными, с заморозками чернеют; с любовью описаны тонкие различия в продолжительности листопада у березы и липы. В учебнике новейшей истории мы найдем имена и даты пребывания у власти всех послевоенных американских президентов. И т. д. Аналогичным, а может быть, и более интенсивным образом школьные учебники должны быть пропитаны и профессиографической информацией. Ибо яркие, детализированные знания о мире профессий — звено мировоззрения, условие морально-политического единства советских людей, воспитания у молодежи искреннего уважения ко всякому труду (а это важнейший компонент коммунистического отношения к трудовой деятельности). Недостаточно ведь только помнить о том, что у нас государство трудящихся. Важно иметь эмоционально окрашенные и подробные знания о конкретном многообразии трудовых постов, видов деятельности советских людей.

В настоящее время имеются ценные, но пока еще немногочисленные попытки профессиографического, профориентационного осмысления школьных учебных программ. В результате появляются разработки следующего рода (табл. I)12.

В указанном направлении еще очень многое предстоит сделать.

Будем далее различать макро- и микроинформированность оптанта. К первой относятся сведения общего характера, не связанные с конкретной жизненной ситуацией, ко второй — конкретизированные знания. Основные компоненты информированности представлены в табл. 2.

Рассматриваемые здесь знания учащихся могут существенно варьировать, по крайней мере, по трем признакам — по систематичности, полноте и адекватности.