
- •Климов е. А.
- •Ситуация выбора профессии
- •3 Оптантом мы для краткости называем человека, выбирающего профессию (от латинского “оптацио”— желание, избрание).
- •Чему соответствуют слова “профориентация” и “профконсультация”
- •Что порождает необходимость профориентации и профконсультации
- •4 См.: Шубкин в. Н. Социологические опыты. М., 1970, с. 189—215.
- •Выбор профессии и социальные нормы
- •Еще раз о профессии и труде
- •О развитии человека как субъекта труда
- •12 См.: Черник о. А. И Дроздов л. Н. Ориентация учащейся молодежи на профессии сельскохозяйственного труда. Таллин, 1976.
Что порождает необходимость профориентации и профконсультации
Закономерно возникает вопрос, чем порождаются явления, рассмотренные выше. С точки зрения интересов развития общества как целого идеальным был бы такой случай, когда профессиональная устремленность молодежи, вступающей в трудовую жизнь, в точности соответствовала бы потребностям народного хозяйства в кадрах. А именно случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и “дефицитные” (с точки зрения потребности общества в притоке трудовых ресурсов) области труда, а меньшинство — в наименее массовые; когда, далее, профессиональные устремления соответствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям). В этом идеальном случае объективный общественный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда надобность в руководстве выбором профессии была бы минимальной. Наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной, и с психологической точек зрения противоположная картина — несоответствие профессиональных устремлений и объективной потребности общества в кадрах.
Если полагаться на стихийный ход приобщения молодежи к труду, то несоответствие между потребностью общества в кадрах и профессиональными устремлениями, планами молодежи, вступающей на профессиональный путь, может быть более или менее значительным, вплоть до картины резкого противоречия, которую в первой половине 60-х годов констатировал советский социолог В. Н. Шубкин4. По данным обследования одной из типичных областей страны, обнаружилось, что показатели положительного отношения выпускников к определенным видам труда снижались обратно пропорционально показателям потребности общества в кадрах соответствующих профессий. Проще говоря, выпускники школ чаще всего выбирали такие профессии, потребность общества в которых была наименьшей.
Возможны несоответствия (рассогласования) и другого рода, — например, несоответствие между стойкими личными качествами человека и основными требованиями, которые предъявляет профессия. Их мы последовательно рассмотрим ниже. А пока важно признать и принять положение о том, что некоторые расхождения между объективной потребностью общества в кадрах и таким субъективным обстоятельством, как личные профессиональные планы людей, характеризуют обычный ход интересующих нас социальных процессов. Это и есть диалектика развития в конкретном выражении. В сложной системе “оптант — школа — семья — профессиональная школа — производство” возможны и другие противоречия развития. О них речь пойдет ниже, и они должны быть предметом внимательного, спокойного анализа.
4 См.: Шубкин в. Н. Социологические опыты. М., 1970, с. 189—215.
В связи со сказанным становится очевидным, что работа по профориентации и профконсультации (по “ориентированию” и “консультированию”) должна пониматься не как временная кампания, а как нормальная, систематическая борьба за социальный прогресс, как органичная часть учебно-воспитательной работы школы, подготавливающей своих выпускников к жизни.
Основные направления этой работы задаются, прежде всего, системой реальных противоречий развития, в связи с чем рассмотрим их более обстоятельно.
Противоречие между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном, ненаблюдаемом, необозримом мире профессий и педагогическим требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии может быть разрешено и разрешается путем систематической работы по профессиональному просвещению учащихся, их родителей, а также педагогов. Важное перспективное значение имеет такая коррекция педагогического образования, в результате которой студенты педагогических вузов и училищ получали бы необходимую профессиоведческую подготовку и приступали к работе в школе, будучи ориентированными не только в одном из учебных предметов, но и в мире профессий. Наблюдается интересная тенденция к перестройке или совершенствованию содержания школьных учебных предметов в целях профориентации5.
5 См.: Галушкин Е. А. Учителю физики о проф-ориентационной работе. Таллин, 1976; Даринский А. В. Профориентационные возможности школьного курса экономической географии СССР. М., 1980; Долгова Г. С. Учителю химии о профориентации. Таллин, 1976; Черник О. А., Дроздов Л. Н. Ориентация учащейся молодежи на профессии сельскохозяйственного труда. Таллин, 1976.
Следующее противоречие — между потребностью старшеклассника в деловых советах в связи с выбором профессии и отсутствием подчас подлинно компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы и достаточной информацией. Оно решается на путях раз работки теории и методики индивидуальной проф консультации, создания пособий для практических работников, призванных руководить выбором профессии.
Противоречие между значительной неопределенностью представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения задачи о выборе профессии, с одной стороны, и настоятельной необходимостью что-то и как-то избрать в “веере жизненных путей” в связи с достижением определенного возраста — с другой, решается в процессе систематической работы школы, которой помогают все социальные институты, ответственные за воспитание и просвещение молодежи. Имеется уже весьма значительная литература по разным вопросам выбора профессий, в частности, и адресованная непосредственно учащимся. Проблемы выбора профессии обсуждаются в печати, по радио и телевидению.
Противоречие между профессиональными планами оптанта, с одной стороны, и его стойкими личными качествами — с другой, — это своего рода “внутрисубъектное” противоречие. К 15—18 годам индивидуальные особенности характера, темперамента, направленности, способностей приобретают достаточную определенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании жизненного пути. Трудности здесь могут состоять в том, что девушка или юноша недостаточно осознают или неверно оценивают свои качества (например, отклонения в состоянии здоровья, недостатки, связанные с характером, потребностями), в том, что они упорно не хотят перестроить свои нереалистические планы. Это противоречие может быть разрешено на путях совершенствования индивидуального подхода к оптантам, опирающегося на успехи психодиагностики, методики стимулирования самопознания и самовоспитания учащихся.
Возможно противоречие между профессиональными планами оптанта и планами, вынашиваемыми в отношении него старшими (родителями) или сверстниками (давление микрогруппы, приводящее к выбору профессии “за компанию”, по примеру друзей). Семья является действенным и в то же время плохо управляемым фактором профориентации. Наибольшую роль в разрешении указанного противоречия может играть школа в лице, прежде всего, классных руководителей, наиболее тесно контактирующих с родителями. С сожалением следует отметить, что литературы по вопросам выбора профессии, специально адресованной родителям, пока что крайне мало.
Существенным является противоречие между высоким теоретико-методологическим уровнем советской психологии и педагогики в целом и неразработанностью (даже “заброшенностью”!) прикладных вопросов, связанных с процессом профессионализации личности*. Это противоречие постепенно решается за счет коррекции тематики научных исследований и профилей подготовки соответствующих специалистов.
Следующее противоречие — между высокими запросами воспитанной в школе молодежи к уровню культуры труда на производстве (к содержанию труда и его организации, к стилю и тону межлюдских отношений, образу жизни и перспективам развития тех или иных категорий работников), с одной стороны, и реальным уровнем этой культуры в конкретных случаях — с другой. Иногда реальный уровень культуры труда на производстве превосходит все ожидания девушек и юношей. Тогда указанное противоречие разрешается просто. В тех же случаях, когда уровень культуры производства оставляет желать много лучшего, важно заботиться не только о формировании у молодежи более реалистических притязаний, но и, в первую очередь,—об улучшение условий труда (как это предусмотрено в решениям XXVI съезда КПСС).
Еще одно противоречие —между объективными требованиями исторически сложившихся трудовых постов, должностей, профессий и сложившимися у людей стойкими личными качествами. Речь идет не о “внутрисубъектном” противоречии, охарактеризованном выше, а о том, что у людей нет изначальной пригодности к тем или иным видам деятельности. Профессии формируются, конечно, не без учета реальных человеческих возможностей. Но все же люди не подходят к профессиям, как ключи к замкам — стоит лишь поискать в куче замков и ключей подходящую пару. Это противоречие может разрешаться путем либо подбора человеку соответствующей области приложения сил (профконсультация); либо отбора, селекции людей, наиболее подходящих для данной области (это имеет смысл лишь тогда, когда имеется некоторое множество, резерв претендентов); либо формирования профессиональной пригодности, индивидуального стиля деятельности (в этом случае тоже предполагается профконсультация, но направленная не на обсуждение вариантов выбора профессии, а на индивидуальную адаптацию к ней). Задачи формирования, “доводки” профессиональной пригодности человека возникают, впрочем, при любом из охарактеризованных выше путей решения задачи.
Далее следуют: противоречие между требованием плановости народного хозяйства и, следовательно, плановости в воспроизводстве и распределении главной производительной силы общества — трудоспособных людей, с одной стороны, в тенденциями к стихийному протеканию этого процесса в некоторых моментах — с другой, и противоречие между фактической потребностью общества в притоке трудовых ресурсов (трудоспособных людей) в народное хозяйство, с одной стороны, и личными профессиональными планами молодежи — с другой.
Чисто административными мерами устранить два только что названных и тесно взаимосвязанных противоречия нельзя по причинам морального и юридического характера. Конституция СССР предусматривает право свободного выбора профессии, и указанные противоречия могут преодолеваться лишь с помощью функционирования всех звеньев системы профориентации в стране. Среди перечисленных противоречий одни, как легко понять, являются предметом внимания педагогов, психологов, врачей, организаторов науки и образования, другие — область компетенции организаторов производства, экономистов, социологов, специалистов по управлению социальными процессами.
Для преодоления некоторых из названных противоречий достаточно эффективны массовые методы, такие, как организованный набор рабочих, государственное распределение молодых специалистов, оканчивающих профессиональные учебные заведения, а также общественные призывы к молодежи работать на важных участках коммунистического строительства. Тем не менее, эти и подобные мероприятия не снимают полностью фактор стихийности. Ведь прежде чем откликнуться на призыв или окончить профессиональное учебное заведение, девушка или юноша должны сделать выбор рода занятий, профессии так, чтобы этот выбор принес им и удовлетворенность трудом, и успех при минимальных неоправданных потерях нервного и соматического здоровья. А для этого уже необходимо индивидуальное психолого-педагогическое руководство выбором профессии, проектированием профессионального пути каждого подрастающего члена общества — каждого персонально!
Косвенным показателем удовлетворенности трудом можно считать (в массовом масштабе, а не на уровне отдельного человека) так называемую текучесть кадров (процентное отношение работников, уволенных по собственному желанию и в связи с нарушениями трудовой дисциплины, к среднему списочному составу работающих). Оказывается, что такая “туманная” психическая реальность, как неудовлетворенность трудом, весьма дорого стоит обществу.
Логично считать, что условием удовлетворенности (как и успешности) в труде должно быть какое-то соответствие между требованиями трудовой деятельности к человеку и его личными характеристиками. В литературе по профориентации и профконсультации эта мысль давно уже стала само собой разумеющейся.
В наиболее общем виде указанное соответствие (или несоответствие) возможно в отношении следующих признаков, сторон:
1) общественное положение человека, связанное с данной профессией, место данного профессионала среди людей (фактическое, или воображаемое в порядке предрассудка, или адекватно сознаваемое);
2) место работы и связанные с ним условия (санитарно-гигиенические, режимные, бытовые);
3) возможности, перспективы продвижения, профессионального роста, самообразования, повышения культурного уровня;
4) сложность, содержательность, разнообразие трудовых задач и требования профессии к психофизиологическим, личностным качествам человека;
5) тяжесть и напряженность труда.
Уже при обдумывании своего профессионального будущего у человека может обнаружиться определенный уровень самооценки, оценки перечисленных выше сторон профессий, устойчивых отношений к тем или иным обстоятельствам. Это требует индивидуального, дифференцированного подхода к разным учащимся при обсуждении с ними вопросов выбора профессии.
Практически любой учитель, классный руководитель, работающий в шестых — десятых классах, логикой своего положения ставится в позицию профконсультанта. Учащиеся обращаются к нему за советом, ждут совета по важнейшему для них вопросу: “Кем быть?”