
- •Климов е. А.
- •Ситуация выбора профессии
- •3 Оптантом мы для краткости называем человека, выбирающего профессию (от латинского “оптацио”— желание, избрание).
- •Чему соответствуют слова “профориентация” и “профконсультация”
- •Что порождает необходимость профориентации и профконсультации
- •4 См.: Шубкин в. Н. Социологические опыты. М., 1970, с. 189—215.
- •Выбор профессии и социальные нормы
- •Еще раз о профессии и труде
- •О развитии человека как субъекта труда
- •12 См.: Черник о. А. И Дроздов л. Н. Ориентация учащейся молодежи на профессии сельскохозяйственного труда. Таллин, 1976.
Ситуация выбора профессии
Подрастающий человек (с его уровнем воспитанности, подготовленности, характеристиками телесного и душевного здоровья, психофизиологического развития) взаимодействует с открывающейся перед ним средой, с ее требованиями. Эта среда более или менее четко и верно выступает в его сознании прежде всего в виде образов людей с их целями, возможностями, ограничениями, обязанностями, правами, образом жизни, предметами, способами и средствами труда.
Указанные группы обстоятельств создают для каждого, кто так или иначе включается в мир профессионального труда, некоторую объективную ситуацию. Назовем ее для краткости ситуацией выбора профессии.
Вхождение в мир труда не может не определяться его исторически складывающимися особенностями. Поскольку, как совершенно очевидно, никакое общество не может существовать и развиваться без воспроизводства дееспособных, трудоспособных своих членов, постольку непреходящий процесс более или менее сознательного включения подрастающих поколений в дела, занятия, труд старших наблюдается у всех народов, в любой общественно-экономической формации, на любой ступени общественного развития. И это понятно. Ведь совокупность достижений людей в материальном и духовном производстве, социальном строительстве — это и есть культура в строгом значении слова. Труд является и составной частью культуры, и условием ее дальнейшего развития. Освоение, сохранение, развитие человеческой культуры обязательно означает и освоение подрастающими людьми трудовой деятельности. Процесс включения молодежи в мир труда отражается в обычаях, обрядах, нормах морали, принципах идеологии, юридических положениях, во всем укладе семейной, общественной жизни. Так, в отечественной литературе еще XVI века можно встретить идею о необходимости сообразовывать выбор трудовых занятий с личными качествами подрастающего человека: “...По времени и детем смотря и по возрасту, учити рукоделию матери дщери, а отцу сынове, кто чево достоин, каков кому просуг бог даст” (“просуг”— древнерусск.— способность, возможность).
Своеобразие рассматриваемого процесса в условиях научно-технической революции состоит в том, что при этом особое значение приобретают информационные и психолого-педагогические факторы.
В самом деле, в условиях первобытно-общинного строя вопрос о разновидности жизненного, трудового пути каждого подрастающего члена общества характеризуется минимумом неопределенности. Человек здесь, в сущности, и не может стоять в ситуации выбора жизненного пути: он должен под руководством более опытных членов общины полностью освоить некоторый круг знаний и действий по жизнеобеспечению, развить необходимые личные качества, характеризующие его непосредственное взрослое социальное окружение.
В условиях рабовладельческого строя жизненный путь человека предопределяется его классовым положением. Рабу — быть “говорящим орудием”, рабовладельцу — властвовать и управлять. Но в связи с усложнением и разделением социальных функций и некоторыми другими факторами неопределенность выбора жизненного пути для “свободных” граждан возрастает и характеризуется уже несколькими вариантами. По теории Платона, идеолога афинской рабовладельческой аристократии, юноши (в зависимости от личных качеств и некоторых других оснований для ограничения выбора) с двадцати лет, либо делаются воинами, либо готовятся "к разным государственным должностям.
В феодальном обществе будущая социальная роль подрастающего человека существенно предопределялась его сословно-классовым положением. Дети могли и должны были стать крестьянами, ремесленниками, купцами или “господами земли и крестьян”. Однако развитие и усложнение материальной и духовной культуры все более расширяло разнообразие вариантов выбора занятий в пределах, дозволенных сословными нормами, ограничениями, или в порядке чрезвычайно редких случаев “прорыва” этих норм отдельными людьми (такими, как М. В. Ломоносов — “архангельский мужик”, ставший “сподвижником просвещения”). Дворянин мог, например, выбирать между военной и “статской” службой.
В условиях капиталистического строя, буржуазной демократии расширяются возможности выбора профессиональных, жизненных путей, причем ведущими становятся не сами по себе сословные, а в основном экономические ограничения. Неслучайными спутниками возрастающей свободы выбора профессии в условиях буржуазной демократии являются работорговля и рабство как один из путей обеспечения потребности капиталистического хозяйства в рабочей силе (по отношению к тяжелым, непривлекательным работам, которые избегали выбирать для себя “свободные” граждане). Так, несмотря на то, что в США еще в конце XVIII века произошла буржуазная революция, рабство и работорговля процветали там под сенью закона еще почти сто лет.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла эру подлинного освобождения труда и действительной свобода профессионального самоопределения. В нашей стране бесплатное профессиональное образование и повышение квалификации. Снят трагизм сословных и экономических ограничений выбора профессии; на первый план выступили информационные ограничения.
! Что это означает?
Чтобы реализовать конституциональное право свободного выбора профессии, предоставленное каждому гражданину СССР, надо хорошо знать, из чего следует выбирать, хорошо ориентироваться в мире профессий и других обстоятельствах. Точно так же и для того, чтобы руководить выбором профессии, нужно освоить значительный массив знаний и навыков.
Если процесс жизнеобеспечения, добывания средств к существованию, труд в дородовом обществе или первобытной общине был простым по составу наблюдаемых и удерживаемых в сознании признаков (хотя и требовал больших затрат времени и физических сил), то в наши дни он необычайно усложнен. Это проявляется в следующих особенностях мира труда, существенных с точки зрения выбора профессии.
Многообразие специальных, отличных друг от друга занятий, видов деятельности (обусловленное общественным разделением труда, его специализацией) таково, что разумный выбор одного из них становится невозможным без определенной подготовительной работы. Последняя включает и упорядочение информации о мире труда, выполняемое специалистами-профессиоведами, и переработку, усвоение ее представителями подрастающего поколения, и разработку методов психологической диагностики, методов активизации самопознания учащихся, и многое другое.
Несмотря на встречающиеся утверждения, что груд будущего не будет характеризоваться разделением, будет “единым” (быть может, “кнопко-нажимательским”, операторским), больше оснований считать, что исчезнет собственно порабощающее человека разделение труда на умственный и физический, тогда как различия, связанные со специализацией работников по признаку, скажем, предмета труда, конечно, не могут исчезнуть. Пусть два человека, работая за пультом, “нажимают кнопки”, но если один из них — оператор автоматической линии по производству кирпича, а другой — оператор свинооткормочного комплекса, то очевидно, что и интересы, и осведомленность, и приемы мышления у этих работников не могут не быть разными (хотя и равноценными).
Добавим, что и с моральной и социальной сторон идеал унификации, единообразия видов труда (и следовательно, трудящихся) является глубоко ущербным. В общности “одинаковых” людей невозможны были бы взаимообогащение информацией, личными качествами, кооперация и, следовательно, исчезли бы необходимые условия для развития и даже сохранения общества.
Количество профессий в наши дни измеряется, во всяком случае, пятизначным числом. И если производить выбор одного занятия самым коротким путем (рассматривать сначала, какая из двух половин всего множества профессий является наиболее подходящей для данного человека, затем рассматривать половину половины и т. д.), то и в этом идеальном случае нужно сделать немало рациональных шагов — десятка полтора. Но ведь профессии не имеют идеальной классификации, чтобы применить очерченный выше способ выбора. Кроме того, надо учесть, что каждая профессия — очень сложный, многопризнаковый объект.
И учитывать надо не только разнообразие профессий, но и другие обстоятельства — способности, интересы оптанта3, позицию родителей в отношении его профессионального будущего и т. п.
Дело не только в том, что видов труда необозримо много. Они не образуют застывшей картины. Для мира профессий характерна изменчивость, “текучесть”. За более или менее стабильной картиной названий профессий скрывается настолько быстрый процесс изменения содержания труда, что человек несколько раз в жизни оказывается перед необходимостью делать выбор — учиться ли, повышать квалификацию, переучиваться или уходить на другой трудовой пост.
Важной особенностью мира труда является возможность диспропорций между массовостью, фактической значимостью тех или иных видов труда для жизни общества, с одной стороны, и их представленностью в окружающей молодежь среде — с другой. Это создает неравные возможности для того, чтобы те или иные профессии были так или иначе отражены в сознании представителей молодого поколения, с чем, в частности, связаны эффекты “престижа” профессий. Есть профессии, по своей природе рассчитанные на построение зрелищных или подобных им впечатляющих эффектов (артист кино, театра, диктор телевидения), или такие, внешний эффект которых легко увидеть “глазом” фото- или кинокамеры (летчик, геолог, физик), или, наконец, такие, где содержание труда наиболее понятно широкому кругу людей (в связи с чем соответствующие профессионалы часто оказываются героями фильмов, произведений литературы).