
- •О деонтологии
- •Беседы о деонтологии
- •Предисловие
- •Из истории деонтологии
- •- Придя на урок, через 20 минут появились вышеуказанные жалобы-.
- •Беседа первая . Диспетчерская
- •Бригада на вызове у больного в квартире
- •Беседа третья. Госпитализация ( умейте сопереживать)
- •Врач скорой помощи в приемном отделении
- •Беседа пятая. Можно ли обижаться на больного?
- •Беседа шестая. Их никто не заставлял делать это
- •Беседа седьмая, или как вести себя управляющему
- •Беседа восьмая. Правовые вопросы работыврача (фельдшера) скорой помощи
- •Беседа девятая. Послесловие
- •Использованная литература
Беседа третья. Госпитализация ( умейте сопереживать)
Для больного и его родственников госпитализация - это если не трагедия, то беда, особенно, если речь идет о молодом человеке, у которого подозревается (или диагностирована) острая коронарная патология (ОКП). Ведь еще вчера пациент вел активный образ жизни, а сегодня он вынужден лежать, сократив свою активность до минимума.
Нужно понять состояние больного. Здесь не нужны никакие «страшилки». Эффект от них будет противоположен ожидаемому.
В одном из городских стационаров молодому мужчине ( чуть старше 30 лет ), который поступил с непонятными болями в сердце, еще до тщательного осмотра врачом, до записи электрокардиограммы, зав. отделением заявила: «Лежи, не вставай, потому, что у тебя инфаркт. Вот на соседней постели больной с инфарктом встал … и умер! Вскоре после такой «психопрофилактики» зав. отделением вызвала кардиологическую бригаду «отдифференцировать инфаркт от психоза». Откуда и стало известно об этом «шедевре» врачебного искусства. Приехав, бригада застала больного привязанным к кровати. (Ни тот, ни другой диагноз - не подтвердились). Просто после обеда больной задремал и ему приснился страшный сон: он увидел себя, лежащим в гробу. ( Не помню, может быть, я закричал, пытался вскочить, - рассказал нам пациент).
А ведь заведующая (не будем называть ее фамилию) училась тогда, когда на пике популярности было учение академика И. П. Павлова о второй сигнальной системе, об охранительном режиме… .
И даже если врач уверен в диагнозе ОКП, и видит, что больной боится этого диагноза, как приговора, можно сказать ему, что инфаркта пока нет, есть лишь его угроза, а чтобы он не развился нужно выполнять то-то и то-то. После такого разговора можно надеяться, что больной будет выполнять ваши рекомендации и по лечению, и по необходимости транспортировки на носилках. Кстати, такую рекомендацию может взять на «вооружение» не только врач скорой помощи, но и приемного отделения.
Итак, больной «носилочный». Как правило, у скорой своей «рабочей силы» либо нет, либо ее недостаточно: в бригаде, в основном, женщины.
- Ищите мужчин, у нас некому нести!
- У нас тоже некому. У вас есть шофер, мы ему заплатим!
- Он не может бросить машину!
Словесный поединок, как правило, ни к чему не приводит. Попробуйте начать разговор по-другому:
- Больного нужно нести на носилках, видите, у нас одни женщины, может быть вы нам поможете найти кого-нибудь, мы ведь здесь никого не знаем..
Так или примерно так должен проходить разговор. Никакой категоричности, никакой «упертости», доброжелательный, спокойный тон. Тогда можно рассчитывать на успех.
Важно помнить, что никакие причины: узкий коридор, крутые лестницы и т. д. - не могут быть оправданием нарушения порядка госпитализации, особенно, когда носилки необходимы! Понимая это, грамотный врач или фельдшер всегда найдет выход: стул, одеяло и т. д.
А теперь, с точки зрения последнего предложения, (выделенного курсивом) решите задачу: оцените действия врача скорой помощи.
Как-то больную острым инфарктом миокарда, доставленную бригадой скорой помощи в блок реанимации инфарктного центра, дежурный врач спросил, как ее доставили? И больная ответила: « Вы знаете, у нас тесный коридор, с носилками там не пройти и врач вел меня под руки, поддерживал. Такой внимательный врач. Большое ему спасибо!
Больная похвалила врача за то, за что его нужно было «надрать».
Вот еще одна ситуация: при транспортировке на носилках с какого-нибудь этажа у родственников (окружающих) может возникнуть недоумение, почему больного несут «ногами вперед», ведь он еще живой? В таком случае врач или любой член бригады должен спокойно, тактично объяснить, что это не «ногами вперед», а «ногами вниз». Потому, что если выносить головой вперед, то на лестнице он окажется головой вниз, что небезопасно для тяжелого больного. Именно поэтому «ногами вниз», а не ногами вперед.
На плотине городского пруда, «на плотинке», стоит невысокая башня с крутой винтовой лестницей, бывшая водокачка. Мало кто знает, что на верху ее когда-то была квартира, из которой нужно было вынести больного инфарктом миокарда. И он был вынесен по всем правилам, и на носилках, а не «пешком под руки», и «ногами вниз», а не «вперед».
Но вот больной помещен в машину. Он может быть один, может быть с родственниками или сослуживцами. Больной переживает случившееся. Согласитесь, что всякие посторонние разговоры справедливо будут восприняты, как неуважение к больному. Конечно, никто не требует, чтобы члены бригады сопровождали больного со скорбными лицами. Однако, всякие разговоры о вещах, не имеющих отношения к «данной теме» будут истолкованы (справедливо!) как неуважение к больному. В результате героическая работа, проведенная на вызове, у постели больного вами, вашими коллегами может быть нивелирована. Нужно научиться с о п е р е ж и в а т ь !
И вот, пока мы с вами везем больного, а водитель выбирается из городских пробок, ставших неотъемлемой частью нашей жизни, давайте поразмышляем о таком свойстве человеческой души, как сострадание. Думаю, Вы согласитесь со мной, что ярчайший пример сострадания нам показал доктор Ф.П. Гааз. А недавно мне попалась книга профессора Э. Мулдашева «Сенсационные результаты научной гималайской экспедиции. От кого мы произошли». Эрнст Рифгатович Мулдашев – доктор медицинских наук, профессор, директор Всероссийского центра глазной и пластической хирургии (Уфа) почётный член многих зарубежных академий. Его книга содержит 455 страниц. Приведу лишь несколько строк.
«Сострадание – это самая мощная душевная сила. Роль этой силы огромна в жизни человека, в его добрых делах … Воспитание сострадания у людей …играет величайшую роль в сохранении человечества на Земле. ….Важно уметь отличить истинное сострадание от неистинного. Многие делают вид, что они сострадают, но на самом деле это всего лишь игра, видимость - психической и лечебной силы такое сострадание не имеет. Истинное сострадание обладает большой, доброй силой. По своему хирургическому опыту, продолжает автор, знаю, что у того пациента, родственники которого сострадают и ухаживают за ним, операционная рана заживает быстрее, и достигается лучший эффект операции».
Здесь трудно что-либо возразить, с автором нельзя не согласиться.
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ.