Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты по всему курсу за 2 года(старые) / Все билеты этого года хорошего качества.doc
Скачиваний:
190
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Билет №17 Особенности русской экономической мысли, основные школы и направления (последняя треть 19 – начало 20 вв.).

Специфика русской экономической мысли заключалась в том, что она во многом была, хотя и самобытным, но откликом на процессы, происходившие в европейской науке, а ее самобытность проявлялась в выраженной практической и социальной направленности. Важнейшим вопросом, который в различной его трактовке русские экономисты обсуждали в дореволюционный период, был вопрос о социальном переустройстве общества и в связи с этим о судьбе капитализма в России, который превратился в вопрос о социализме как реальной хозяйственной системе. Споры по вопросу о социальном переустройстве и судьбе капитализма затрагивали области социальной философии, истории, религии и повлияли на экономические исследования. В спорах между русскими меркантилистами и физиократами можно увидеть истоки будущих расхождений в вопросе о социальном переустройстве. Противостояние славянофилов и народников, с одной стороны, и народников и марксистов – с другой, задало сложную палитру экономического дискурса конца 19 – начала 20 вв. Лишь немногие экономисты обратили внимание на маржинализм. Еще меньше тех, кто воспринял его как целостную теорию вне связи с марксистскими представлениями о ценности

  1. Народничество

Народничество было идейным самовыражением и самоопределением интеллигенции. Среди представителей народничества преобладали антикапиталистические настроения. Одним из ярких представителей народничества был В.П. Воронцов (1847-1918). Он первым ввел в употребление слово «капитализм», упоминая его в своей главной работе«Судьбы капитализма в России» (1882).Н.Ф. Даниельсон (1848-1918)осуществил перевод первого тома «Капитала» К. Маркса, чуть позже им были переведены второй (1885) и третий (1896) тома. Марксова теория трудовой стоимости была интегрирована в политэкономию народничества, а сама система народничества строилась на следующих основаниях:

1) отрицательное отношение к капитализму, как западному, так и российскому

2) признание русской общины как зачатка отличных от капитализма форм прогресса

3) миссионерство интеллигенции

4) опора на массив статистических данных.

Идея народников - русская община как основа некапиталистического экономического строя сходилась со славянофильством. По мнению народников России необязательно было повторять путь Европы, а лучше брать от нее прогрессивные идеи. В основу многих университетских курсов по политэкономии легла трудовая теория стоимости Маркса с влиянием Чернышевского. Самым значительным был курс профессора Чупрова (1842-1908).

Критикуя капитализм в России, Воронцов пишет произведение «В защиту капиталистического пессимизма» (1881). Под «капиталистическим пессимизмом» он подразумевал невозможность капитализма сыграть значимую роль в России, которую он сыграл в Европе. Используя трудовую теорию стоимости, Воронцов говорил о бесперспективности капитализма в России, выделяя ряд причин:

1) суровые природные условия, огромные территории, бездорожье

2) невозможность конкуренции с гораздо более передовыми рынками развитой промышленности.

Стране нужны хорошие дороги для перевозки товаров, но их постройка вызывает дополнительные издержки, что повышает стоимость товаров, а это, в свою очередь, понижает их конкурентоспособность. Промышленность в такой ситуации может рассчитывать только на внутренний сбыт, но из-за бедности населения внутренний сбыт будет недостаточен. Возникает закольцованность.

Даниельсон продолжил идею Воронцова. Он говорил, что если на Западе капитализм, кредитная система, развитие промышленности были общественным явлением, затрагивали большую часть населения, то в России эти институты были инициированы богатыми слоями населения, которые стремились подключиться к мировому рынку. Сосредоточение капитала шло за счет сокращения потребления населения. Выходом из сложившейся ситуации народники видели преобразование материальных условий на основе общинного землевладения и объединения сельского хозяйства и промышленности в руках производителей. Новые поколения русских последователей Маркса подвергли критике «капиталистический пессимизм» Воронцова-Даниельсона. Среди них был Владимир Ульянов-Ленин.

  1. «Легальный марксизм» и ревизионизм

В середине 1890-х годов марксизм резко выдвинулся на первое место в русской экономической мысли. Само учение говорило о возможности и прогрессивности российского капитализма. Идеологами марксизма были: П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, С.Н. Булгаков, А.А. Богданов-Малиновский, Л.Б. Красин, В.И. Ульянов.Основная критика народничества идеологами марксизма была направлена против утверждений, что в России отсутствуют условия для роста крупной промышленности, общинное начало препятствует захвату капиталом земледелия, возможно самобытное народное производство за счет организованной поддержки мелких производителей – земледельцев-кустарей.

Струве утверждал, что большой размер страны создает предпосылки для развития обрабатывающей промышленности за счет обширного внутреннего рынка, подобно развитию США. Вообще Струве был сторонником американского пути развития, в котором его привлекали институт частной собственности, принципы экономической свободы и чувство индивидуализма.

Ульянов-Ленин с помощью материалов земской статистики доказывал, что проникновение товарных отношений в сельское хозяйство, с одной стороны, разделяет земледельцев на классы, превращает общинную деревню в деревню мелких аграриев; с другой стороны, выделяет один за другим виды переработки сырья из натурального хозяйства в особые отрасли промышленности, увеличивая число мелких промыслов и в то же самое время расслаивая кустарей на высшие и низшие разряды. В кустарной промышленности Ульянов отмечал тот процесс «уродования частичного рабочего», который был описан Марксом при анализе мануфактуры. В кустарях и мужичках он видел не особый тип производителя, а мелкого буржуа с теми же приобретательскими инстинктами, что и у крупного. По мнению Ульянова, капитализм в России можно встретить двояко: либо оценивать его с точки зрения мелких производителей, чей класс капитализм разрушал, или с позиции бесхозяйных производителей, создаваемых капитализмом. Ульянов считал свою позицию пролетарского социалиста единственно правильной, а народничество он называл «экономическим романтизмом» и «мелкобуржуазным утопизмом».