Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пенская. Билет 17.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
119.4 Кб
Скачать

Агафья Тихоновна

Агафья Тихоновна так же, как Подколесин, не рассуждает о качествах и душе своих потенциальных женихов. Она отвергает Алексея Дмитриевича Старикова не только потому, что она не любит купцов. «У него борода: станет есть, всё потечет по бороде», - рассуждает невеста. Про Жевакина она спрашивает, какие у него волосы и нос. Этого ей достаточно.

К приходу женихов оказывается, что невеста «чуть не в рубашке», а «платье не выглажено».

После знакомства со всеми женихами, Агафья была в смятении, что их так много. Для нее все они одинаково равны, и она затруднялась сделать выбор: «Если бы губы Никанора Ивановича (Анучкина) да приставить к носу Ивана Кузьмича (Подколесина), да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча (Жевакина), да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича (Яичницы) – я бы тогда тотчас бы решилась». В итоге, она берется решать свою судьбу, перемешав бумажки с именем каждого и вытянув кого-нибудь, кто попадется. Ей не интересны ни чин, ни состояние, ни тем более воспитание или происхождение. Все стали равны.

Арина Пантелеймоновна, тетя Агафьи

Рассуждает про женихов так же, как племянница. Во время гадания трефовым королем назначает Старикова, потому что «волос уж такой русый». Про чиновника Пантелеева интересуется, «пьет ли он хоть».

Она любит купцов и хочет за купца Старикова отдать Агафью. Ей не нужно дворянское почтенье. Зато Стариков «да в собольей шапке, в санках-то как прокатиться…», что она считает за достоинства. *

Фекла

Сваха сравнивает всех женихов и невесту с едой. Агафья Тихоновна у нее «рефинат». Про отставного офицера Анучкина она говорит так: «Это уж такой великатный, а губы, мать моя, - малина, совсем малина – такой славный». Про толстого Ивана Павловича Яичницу она отзывается следующим образом: «Уж тот, неча сказать, барин так барин: мало в эти двери не войдет – такой славный». Да и на самом деле, двое из всех ее женихов, носят «аппетитные» фамилии: один Яичница, другой – Жевакин.

*

Фекла, можно сказать, продает невесте женихов, а женихам – невесту. При этом каждый из них действительно расценивает потенциальную партию как товар, при чем выгодный.

Яичница

Экзекутор Яичница интересовался всем движимым и недвижимым имуществом невесты. В общем-то, нормальный интерес к благосостоянию будущей жены дошел до фарса: кроме двухэтажного каменного дома и флигелей он выяснил, что у Агафьи Тихоновны 20 серебряных ложек, 2 лисьи шубы, 4 больших пуховика и 2 малых и даже сколько ночных капотов, а также узнал о белье и салфетках. «Теперь, пожалуй, обещают и домы, и экипажи, а как женишься – только и найдешь, что пуховики и перины», - возмущается он. Ему тоже главное нажиться на богатстве невесты, не больше.

Жевакин

Жевакин отставной лейтенант, моряк. Его рассказ о Сицилии полон бытовых описаний и мелочей. Например, всех «итальяночек-розанчиков» он описывает по тому, как они были одеты: на них «тафтица, шнуровочка, дамские разные сережки» или «манишечка, платочек». Разговоры с ними он описывает только жестами. А про общение с английскими офицерами, которые были на Сицилии вместе с русскими, Жевакин говорит: «Покажешь, бывало, эдак на бутылку или стакан – ну, тотчас и знает, что это значит выпить; приставишь эдак кулак ко рту и скажешь только губами: паф-паф –знает: трубку выкурить». Для него это значит не просто «найти общий язык», а умение говорить на иностранном языке.

Жевакин по глупости положился на Кочкарева, как на хорошего сводника. Но тот его подвел, обозвав пьяницей и дураком. Чтобы показать себя в лучшем свете, чтобы выбор невесты пал именно на него, он так рекламирует себя Агафье: «Вы не глядите на то, что у меня здесь маленькая плешина. Это … от лихорадки; волоса сейчас вырастут. … Если надену черный фрак, так цвет лица будет побелее». Ему кажется, что это действительно спасет ситуацию, что это ценно.