
- •Глава 5
- •5.1. Модель искусственного нейрона
- •5.2. Модели нейронных сетей
- •5.3. Построение нейронной сети
- •5.4. Обучение нейронных сетей
- •Глава 6
- •6.1.2. Разновидности генетических алгоритмов
- •6.1.4. Краткий обзор программных средств
- •6.2.1. Генетическое программирование
- •6 2 2 Эволюционное программирование
- •6.2.3. Эволюционные стратегии
- •Глава 7
- •7.1.1. Характеристики интеллектуальных агентов
- •7.1.2. Архитектуры мультиагентных систем
- •7.2. Коллективное поведение агентов
- •7.3. Примеры мультиагентных систем
- •Глава 8
- •101000, Москва, ул. Покровка, 7
- •182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12
7.1.1. Характеристики интеллектуальных агентов
Интеллектуальным агентам присущи следующие основные свойства:
• автономность — способность функционировать без вмешательства со стороны своего владельца и осуществлять контроль собственных действий и внутреннего состояния. Автономность
308
предполагает относительную независимость агента от окружающей среды, т.е. наличие «свободы воли», обусловливающей собственное поведение, которое должно быть обеспечено необходимыми ресурсами;
активность — способность к организации и реализации дей ствий;
общительность — взаимодействие и коммуникация с други ми агентами;
реактивность — адекватное восприятие состояния среды и реакция на его изменение;
целенаправленность, предполагающая наличие собствен ных источников мотивации;
наличие базовых знаний о себе, о других агентах и об окру жающей среде;
убеждения — переменная часть базовых знаний, меняющих ся во времени;
желания — стремление к определенным состояниям;
309
намерения — действия, которые планируются агентом для выполнения своих обязательств и/или желаний;
обязательства — задачи, которые выполняет один агент по просьбе и/или поручению других агентов.
Иногда к этому списку добавляются другие качества, в том числе:
правдивость - неспособность к подмене истинной инфор мации заведомо ложной;
благожелательность — готовность к сотрудничеству с други ми агентами в процессе решения собственных задач, что обычно предполагает отсутствие конфликтующих целей, поставленных перед агентами;
альтруизм — приоритетность общих целей по сравнению с личными;
мобильность — способность агента мигрировать по сети в поисках необходимой информации.
В работе [12] для классификации агентных программ используются два основных признака: 1) степень развития внутреннего представления о внешнем мире; 2) способ поведения.
По первому признаку выделяются интеллектуальные (когнитивные, рассуждающие) и реактивные агенты. Интеллектуальные агенты обладают хорошо развитой и пополняемой символьной моделью внешнего мира благодаря наличию у них БЗ, механизмов рассуждения и анализа действий. Реактивные агенты не имеют развитого представления о внешней среде. Они не используют рассуждений и могут не иметь собственных ресурсов. Их поведение определяется целью, в соответствии с которой формируются реакции на предъявляемые ситуации. В связи с этим реактивные агенты не имеют внутренних источников мотивации и не способны планировать свои действия (реактивность в чистом виде — это обратная связь без прогноза).
7.1.2. Архитектуры мультиагентных систем
Интеллектуальная мультиагентная система представляет со-" бой множество интеллектуальных агентов, распределенных в сети, которые мигрируют по ней в поисках релевантных данных, знаний, процедур и кооперируются для достижения поставленных перед ними целей.
310
В зависимости от концепции, принятой при разработке MAC, возможны различные варианты ее архитектуры, среди которых выделяют три базовых типа:
архитектуры, основанные на методах работы со знаниями;
архитектуры, в которых используются поведенческие моде ли «стимул-реакция»;
гибридные архитектуры.
В архитектурах первого типа для представления и обработки знаний используются традиционные модели, методы и средства искусственного интеллекта, а принятие решений осуществляется на основе механизмов формальных рассуждений. В самых первых системах такого типа для представления и обработки знаний использовалась логика предикатов первого порядка. Развитие исследований в этой области привело к появлению специальных расширений логических исчислений, ориентированных на учет таких свойств агентов, как убеждения, желания, намерения и обязательства [9, 12]. Основной недостаток архитектур первого типа — сложность или принципиальная невозможность построения достаточно полных баз знаний, которые являются необходимой частью создаваемых систем. В частности, интеллектуальный агент может иметь архитектуру типичной продукционной системы, которая способна воспринимать информацию из внешней среды и осуществлять те или иные действия в результате обработки этой информации. Главные отличия агентной программы от обычной продукционной ЭС связаны с наличием механизма формирования целей и модуля коммуникации, который обеспечивает взаимодействие с другими агентами. Агент с такой архитектурой способен к рассуждениям, но не способен к обучению. Адаптивное поведение агента позволяет реализовать архитектура на основе классифицирующих систем Дж. Холланда (см. рис. 6.6, 6.7). Важнейшими отличиями классифицирующих систем от продукционных являются: 1) возможность формирования новых правил с применением генетического алгоритма; 2) наличие механизма поощрений.
В архитектурах второго типа, которые называют реактивными, не используются традиционные для ИИ символьные модели представления знаний [16]. Модели поведения агентов представлены либо наборами правил, которые позволяют выбрать действие, соответствующее ситуации, либо конечными автоматами, либо другими средствами, обеспечивающими формирование адек-
311
ватных реакций агента на возникающие в системе стимулы. Системы этого типа, как правило, имеют высокую степень специализации и строгие ограничения на сложность решаемых задач.
Наиболее перспективными считаются гибридные интеллектуальные мультиагентные системы, которые позволяют использовать возможности интеллектуальных и реактивных архитектур. Примером может служить архитектура с иерархической базой знаний, которая содержит структурированную БЗ, рабочую память, модуль управления коммуникацией и человеко-машинный интерфейс. Агент с подобной архитектурой обладает способностью к рассуждениям и к реактивному поведению. Его БЗ содержит три уровня: 1) знания предметной области; 2) знания о взаимодействии, которые позволяют принимать решения в условиях неопределенности; 3) управляющие знания. Интеллектуальное поведение агента обеспечивается способностью принимать решения, а реактивное — системой контроля за содержимым рабочей памяти, которая функционирует по принципу глобальной доски объявлений. Агент взаимодействует с пользователем, используя человеко-машинный интерфейс. В общем случае гибридные архитектуры являются многоуровневыми и отличаются друг от друга структурой и содержанием уровней, которые могут соответствовать различным уровням управления, абстракции либо отдельным функциональным свойствам агента.
Одно из новых направлений — применение нейронных сетей для реализации MAC. Коннекционистские архитектуры (на основе ИНС) позволяют создавать самообучающихся агентов, знания которых формируются в процессе решения практических задач. Хорошие перспективы для реализации самообучающихся агентов имеют сети с обратными связями и нечеткие ИНС [12].