- •1.3. Средства общения. Их коммуникативные и интеллектуальные функции.
- •1.7. Общая характеристика совместной деятельности: субъект, признаки, области регуляции, формы и принципы организации.
- •1.10. Социально-психологические основы совместной деятельности и общения в развивающем образовании.
- •2. По итогам лекционных занятий и изучения источников по теме №2 «Социально-психологические закономерности мотивации в учебной деятельности»
- •2.3. Виды и уровни мотивации учения. (Кроме лекции — по кн. Маркова а.К., Матис т.А., Орлов а.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. С.15; Гл.2., с. 78-121).
- •2.4. Методики выявления познавательной мотивации учения. (Кроме лекции — по кн. Маркова а.К., Матис т.А., Орлов а.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. С.19-21; 39-42; 56-58;).
- •2.5. Методики выявления социальной мотивации учения. (Кроме лекции — по кн. Маркова а.К., Матис т.А., Орлов а.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. Гл.2., с. 78-121).
- •3. По итогам лекционных занятий и изучения источников по теме №3 «Социальная психология групп и межличностных отношений в развивающем образовании»
- •3.2 Каналы коммуникаций и структура группы в условиях учебной деятельности.
1.7. Общая характеристика совместной деятельности: субъект, признаки, области регуляции, формы и принципы организации.
Субъект совместной деятельности - общность индивидов (коллективный)
К основным призна¬кам совместной деятельности относится наличие:
1) единой цели для участников, включенных в деятельность;
2) общей мотивации;
3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль¬ных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;
4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;
5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согла¬сование обычно ведется с учетом многочисленных характери¬стик деятельности: пространственных, временных (те\та, ин¬тенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;
6) управления — важнейшего признака и атрибута СД;
7) единого конечного результата (совокупного продукта);
8) единого пространства и одновременности выполнения ин¬дивидуальных деятельностей разными людьми.
Области регуляции:
- предметная область (решение задач)
- область отношений между индивидуальными субъектами
Формы: группа, пары, учитель-класс
Принципы: индивидуальные вклады, позиционный, содержательный (из мотивации)
1.8. Психологическая структура, типичные стратегии, типы взаимодействий и факторы эффективности совместной деятельности. (Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Ч.1. М., 1995. Раздел 3, параграф 3.2).
Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест ной деятельности — центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). 06- щая цель может распадаться на более частные и конкретные зада¬чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ¬екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу¬ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности — совме¬стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль¬тат, полученный ее участниками.
В совместной деятельности, как правило, используется не¬сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам:
а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;
б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаи¬модействию;
в) уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избега¬ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда си¬туация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.
Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия.
1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению инди¬видуальных целей каждого и общих целей СД.
2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг дру¬гу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.
3. Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.
4.. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партне¬ров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня¬ется от взаимодействия с первым.
6. Контрастное взаимодействие: один из участников старает¬ся содействовать другому, а второй прибегает к стратегии ак¬тивного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).
7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера про¬являют отдельные элементы как содействия, так и противодей¬ствия.
Факторы эффективности СД:
- Срабатываемость, совместимость и характер межлич¬ностных отношений
- Уровни личностных характеристик
- Возрастно-половые особенности
- Степень выражен¬ности мотивации и ее направленность
- Внешняя (заданная извне) и внутренняя мотивация отдельно каждого члена груп¬пы и группы в целом
- Условия деятель¬ности и взаимо¬действия (нормаль¬ные, т.е фоновые, и экстремальные):
1) специфика и сложность задач
2) время совместной деятельности
3) количество членов группы
4) взаимосвязан¬ность между члена¬ми группы
а) первичная (за¬данная извне)
б) вторичная (обусловленная воз¬никшими отноше¬ниями)
5) функциональная структура группы:
а) первичная (за¬данная извне)
б) вторичная (возникшая в ре¬зультате взаимо¬действия)
6) степень изолиро¬ванности и автоном¬ности группы
- Степень подобия партнеров (степень разнородности—од¬нородности группы) по:
а) личностным ха¬рактеристикам, в том числе ценност¬ным ориентациям (первый уровень)
б) мнениям, оцен¬кам, установкам (второй уро-вень)
- Степень разнород¬ности—однород¬ности группы по мотивации
1.9. Понятие и состав «живого знания» как события, как ценности образования и как новой педагогической категории. (Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. Учеб. пособие. М., 2002. Гл.1, параграф 2).
Живое знание (со-бытийное) – знание о мире, человеке, себе, существенно отличающееся от научного; «знание живого о живом»; пост-понятийное, пост-научное, действительное знание;
Живое психологическое знание .
Признаки живого знания: открытость, недосказанность, строится на связи науки и искусства, целостность.
Живое знание – есть соцветие разных знаний; не только знание о чем-либо, но и знание чего-либо.
— Знание до знания (предзнаковые формы знания, мироощущение, неконцептуализируемые образы мира, бессознательные обобщения и умозаключения, бессознательная память-привычка, операциональные и предметные значения, житейские понятия неизвестного нам происхождения и т. п.), т. е. «неявное знание» (М. Полани).
— Знание как таковое (формы знания, существующие в институционализированных образовательных системах, в науке).
— Знание о знании (отрефлексированные формы знания: «На том стою и не могу иначе», — как говорил М. Лютер; или «Знающее знание», — как говорил И. Г. Фихте).
— Незнание. Согласно Я. А. Коменскому, это «недостаток знания в душе; Здесь три части: (1) ум, (2) знания, (3) недостаток, или отсутствие» (1997. С. 471).
— Незнание своего незнания. Согласно Коменскому, это источник безрассудства, дерзости, самонадеянности.
— Знание о незнании (влекущая, приглашающая сила: «Я знаю только то, что ничего не знаю»); согласно Коменскому, это источник жажды знания, начало мудрости.
Особый вид знания (незнания) — это тайна: «Тайна — это знание о незнании некоторого знания, а точнее, тайна — это эмоциональное переживание незнания некоторого знания» (Пигров К., 1997. С. 8). М. К. Мамардашвили приводит французскую сентенцию: «Без тайны — животная жизнь; жизнь человеческая — тайна; культура — способность удержания тайны».
Конечно, перечисленные виды знания и незнания не являются «чистыми культурами». Это, скорее, доминанты целого знания. Но с этими доминантами приходится сталкиваться, и их полезно учитывать в образовательной практике. Ибо в предельном или в чистом виде, т. е. взятые отдельно, они таят в себе опасность превращения в формы законченного невежества.
Живое знание при всей своей неизмеримости и концептуальной неопределенности есть «жизнь, истина и путь». Не так уж мало людей делают получение и накопление знаний целью и смыслом жизни. Главные достоинства живого знания состоят в том, что человек узнает себя в нем, оно не выступает в качестве чуждой (отчужденной) для него реальности или силы.
Как указывалось выше, живое знание можно характеризовать как со-бытие.
Пятигорский подчеркивает, что содержание знания всегда вторично, производно по отношению к событию знания. Он замечает, что акт получения знания (или «акт знания») порождает содержание этого знания, а не наоборот. Здесь подчеркнута не только действенная и деятельностная, но и событийная природа знания. Любой текст, будь то живая Природа, живой Космос или живая Культура, с одной стороны, сопротивляется чтению и интерпретации, а с другой — взыскует читателей и интерпретаторов, число которых не убывает.
Живое знание всегда пристрастно и включает знание о себе самом. Живое знание принципиально неполно, открыто, труднодоказуемо.
цельное состояние всего индивида. Именно оно составляет основу его поступков и действий.
Автор вступительной статьи к книге Фаворского Г. К. Вагнер, говоря о слиянии мироощущения и мировоззрения, называет это реализмом. И, суммируя высказывания Фаворского о природе и ее восприятии, заключает, что он под реальностью разумел именно то, что мы знаем, а не нечто отличное от нее. Возможно, это заблуждение, но достижение подобного единства представляет собой благодарную цель усилий всех наук об образовании.
