Необходимые новые объекты белорусского транзита вне Беларуси
В связи с повышением значения морских перевозок для Беларуси и тенденцией прихода для Восточной Европы белорусского морского транзита на смену российскому транзиту, возникает проблема создания белорусского морского порта.
Наиболее масштабным из обсуждавшихся вариантов создания такого порта является озвученный Бородиным в 2007 году проект создания белорусского порта в районе Петербурга или как варианта - в Калиниграде, Николаеве, может, ином регионе Восточной Европы. Прозвучала цифра мощности такого порта - 30-35 млн тонн в год. Это примерно та мощность морских перевозок, которая может быть необходима белорусской экономике через 10-15 лет, в случае успешного выполнения намеченных в "Третьем мире" и в собственной экономике программ. В той или иной форме, Беларусь должна выйти на такие объемы морского транзита. Вторым крупным проектом вне территории Беларуси в транспортной сфере является строительство крупного логистического центра вблизи Москвы. Во время визита в Минск в 2007 году Юрия Лужкова объявлялось о подготовке строительства под Москвою центра, способного обеспечить рост белорусского экспорта на 50%, т.е. на 2 млрд. долларов в год. В случае строительства такого центра, Беларусь логически подключит его к создаваемой ныне системе национальных логистических центров. Обсуждаются также вопросы строительства транспортно-логистических центров Беларуси в иных городах России, вдоль транспортных артерий в сторону КНР. В конечном счете, сохранение Беларусью и модернизация собственной крупной экспортной промышленности на фоне ухода России из Восточной Европы, падения промышленного потенциала восточно-европейских государств, привело к очень заметному и нарастающему росту значения собственно белорусского транзита в этом регионе. Беларусь, сохраняя значение транзитного пространства между ЕС и РФ, одновременно наращивает свое собственное региональное значение и пытается распространить собственную транспортную систему за пределы национальной территории.
Транзит углеводородов и региональная безопасность
У развития Беларуси в транзитном отношении есть своего рода рамочный ограничитель - значение транзита углеводородов. Именно углеводороды придают белорусскому транзиту особенно важную стратегическую функцию.
Преувеличивать значение белорусского углеводородного транзита не стоит. В ЕС принята энергетическая стратегия, и если она будет выполнена, а, скорее всего, она так и будет, то по мере ухода ЕС от углеводородной экономики к 2015-2020гг. значение транзита углеводородов объективно будет падать. Пик стратегического значения транзита углеводородов через Беларусь пришелся на эпоху постсоветского развала 90-х годов, и он пройден. Причем важен был и важен пока еще не сам по себе белорусский транзит углеводородов, а косвенное значение этого транзита для системы безопасности Восточной Европы, даже всей Европы в целом, в 90-х годах и ныне.
Белорусский транзит, прежде всего углеводородный, является фактором региональной безопасности. Именно значение этого транзита для ЕС и РФ обеспечили высокую степень региональной безопасности Беларуси. Ни одна из серьезных внешних сил не разыгрывала против Беларуси все годы после распада СССР ни одного реально опасного деструктивного сценария. А соответствующие попытки не очень влиятельных сил нейтрализовались без особых сложностей. И в дальнейшем проект европейской интеграции требует сохранения стабильного белорусского транзита по всем группам товаров. В этом смысле развитие ЕС является фактором роста стабильности в регионе Беларуси. Одновременное расширение и реформирование НАТО - также парадоксально влечет за собой распространение на регион Беларуси зоны безопасности, опирающейся на этот блок при всех спорах и конфликтах между Западом и Беларусью.
